город Воронеж |
|
30 июля 2021 г. |
Дело N А14-17744/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи
Семенюта Е.А.,
судей Сурненкова А.А.,
Ботвинникова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от жилищно-строительного кооператива N 6 Центрального района г.Воронежа: Шатрова Э.М., председатель на основании выписки из ЕГРЮЛ, паспорт гражданина РФ;
от акционерного общества "Экотехнологии": Зеленчукова О.А., представитель по доверенности от 14.05.2021, сроком на один год, паспорт гражданина РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу жилищно-строительного кооператива N 6 Центрального района г.Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2021 по делу N А14-17744/2019, по иску акционерного общества "Экотехнологии" (ОГРН 1103668030950; ИНН 3665079790) к жилищно-строительному кооперативу N6 Центрального района г.Воронежа (ОГРН 1033600069018; ИНН 3666061587) о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 в размере 98 147 руб. 34 коп.; расходов по госпошлине,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Экотехнологии" (далее - истец, АО "Экотехнологии") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с жилищно-строительного кооператива N 6 Центрального района г.Воронежа (далее - ответчик, ЖСК N 6 Центрального района г.Воронежа) задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 в размере 98 147 руб. 38 коп.; расходы по госпошлине (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2021 по делу N А14-17744/2019 заявленные требования удовлетворены.
Суд взыскал с жилищно-строительного кооператива N 6 Центрального района г.Воронежа в пользу акционерного общества "Экотехнологии" задолженность за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 в размере 98 147 руб. 38 коп.; 3 926 руб. расходов по госпошлине.
ЖСК N 6 Центрального района г.Воронежа не согласилось с указанным судебным актом и обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что истцом неверно определен объем ТКО в спорном периоде.
В судебном заседании представитель ответчика просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу АО "Экотехнологии" соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Представитель АО "Экотехнологии" в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 16.07.2021 по 23.07.2021.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение участников судебного процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что АО "Экотехнологии" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании соглашения от 30.06.2017, заключенного между АО "Экотехнологии" и Департаментом ЖКХ и энергетики Воронежской области.
АО "Экотехнологии" на официальном сайте http://www.ecotech-vrn.ru, а также в газете "Коммуна" г. Воронежа в выпуске от 25.12.2018 N 100 (26847) разместило предложение о заключении договора с региональным
оператором на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства N 1156 от 12.11.2016.
09.11.2018 АО "Экотехнологии" письмом исх. N 882 направило в адрес ЖСК N 6 Центрального района г.Воронежа уведомление о том, что приступает к осуществлению деятельности по обращению с ТКО с 01 января 2019 г. и необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором.
В указанном уведомлении содержалась информация о том, что для подготовки договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами необходимо представить в адрес ОАО "Экотехнологии" (в настоящее время АО "Экотехнологии") перечень МКД, находящихся в управлении с указанием количества проживающих человек, а также принадлежности МКД к контейнерной площадке.
Также, в указанном письме содержалась просьба уведомить собственников/арендаторов нежилых помещений в МКД о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с Региональным оператором ОАО "Экотехнологии" с даты начала осуществления его деятельности (в письме допущена опечатка - ошибочно указано "с 01 января 2018 г.").
В ответ на указанное выше письмо ЖСК N 6 Центрального района г. Воронежа направило письмо исх. 29/18 от 29.11.2018, в котором сообщалось о том, что кооператив создан в жилом многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Воронеж, ул. Березовая Роща, д.64; общая площадь жилых помещений составляет 3 205,7 кв.м.; проживают в доме (зарегистрированы) - 126 человек; нежилые помещения в доме отсутствуют; контейнерная площадка расположена по адресу: г.Воронеж, ул. Березовая Роща, д.66.
В тексте указанного письма ответчик также просил регионального оператора учесть принятое решение общего собрания о заключении договоров об оказании услуг по обращению с ТКО с каждым собственником помещений в МКД.
Кроме того, письмо исх. N 15/19 от 22.04.2019 полностью продублировало текст вышеуказанного письма ЖСК N 6 Центрального района г.Воронежа исх. N 29/18 от 29.11.2018.
В письме исх. N 18/19 от 10.06.2019, помимо ранее сообщавшейся региональному оператору в указанных письмах информации, содержалась просьба ЖСК N 6 Центрального района г.Воронежа, адресованная ОАО "Экотехнологии", предоставить в адрес кооператива обоснование тарифов и начислений для информирования членов кооператива (собственников квартир), а также содержалось указание на наличие приложения к письму, а именно: протокола общего собрания - 3 листа, информации по лицевым счетам - 2 листа.
10.07.2019 ОАО "Экотехнологии" направило в адрес ЖСК N 6 Центрального района г.Воронежа претензию исх. N 1807 от с предложением уплаты в добровольном порядке суммы задолженности за услуги сбора, транспортирования и размещения (захоронения) ТКО за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 в размере 114 830 руб. 05 коп.
Оставление ответчиком претензии истца без удовлетворения послужило основанием для обращения последнего в суд с настоящим иском.
Ссылаясь на то, что ответчик не оплатил оказанные услуги по вывозу ТКО, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены судебного акта, соглашаясь с выводами суда области, который правомерно исходил из следующего.
В соответствии с положениями статей 307, 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - ФЗ "Об отходах производства и потребления") и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Понятия ТКО, регионального оператора по обращению с ТКО раскрыты в статье 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно пункту 2 статьи 24.6 ФЗ "Об отходах производства и потребления", накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с
правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу пункта 5 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 ("Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами", далее - Правила N 1156).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления", собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно пункту 8 (17) Правил N1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с ФЗ "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям
предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании пункта 8 (18) Правил N 1156, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Таким образом, даже при отсутствии письменного договора сторон на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), фактически оказанные региональным оператором услуги по обращению с такими отходами подлежат оплате потребителем, в том числе и в соответствии с условиями типового договора, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156.
Пунктом 15 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО предусмотрено, что учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления отходов, выраженных в количественных показателях объема, количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых
коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с пп. "а" п. 5 Правил.
Из материалов дела усматривается, что ответчик не обратился к региональному оператору за заключением договора, соответственно, спорный договор на оказание услуг по обращению с ТКО между истцом и ответчиком считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
В соответствии со статьей 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Факт оказания истцом в спорный период услуг по обращению с ТКО подтвержден представленными в материалами доказательствами и не опровергнут ответчиком.
Стоимость услуг определена исходя из численности обслуживаемого населения МКД и тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории городского округа г.Воронежа на 2019 год, установленного на основании приказа Управления по государственному регулированию тарифов по Воронежской области N 54/3 от 18.12.2018 (в редакции Приказа N 8/18 от 25.02.2019).
Доказательств оплаты оказанных услуг ответчиком в материалы дела не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
На основании изложенного, требование истца о взыскании с ответчика 98 147 руб. 38 коп. задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО является обоснованным и правомерно удовлетворено арбитражным судом области.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлине правомерно отнесены на ответчика.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не доказан факт оказания услуг, подлежит отклонению.
В материалах дела имеются доказательства фактического оказания истцом ответчику услуг, в том числе, счета на оплату, счет-фактура. Не
подписание указанных документов ответчиком при отсутствии доказательств, опровергающих указанный объем оказанных услуг, не является основанием для отказа в иске.
Фактическое исполнение договора сторонами осуществлялось путем согласованных конклюдентных действий: предоставлением региональным оператором услуги по вывозу ТКО и приемом (пользованием) данной услуги последним (доказательств обратного ответчиком не представлено).
При этом письменных заявлений об отказе от получения услуг (пользования ими) от ответчика не поступало, услуги фактически были оказаны и, следовательно, по общему правилу должны быть оплачены с учетом возмездного характера отношений сторон.
Доказательств тому, что услуги относительно ТКО оказывались иными лицами, в материалы дела не представлено.
Ссылки на то, что в сорный период производился раздельный сбор мусора, также не подтвержден документально, а также с учетом того, что компетентным органом не установлены нормативы при раздельном сборе ТКО.
Доводы ответчика о неверном определении объема ТКО в спорном периоде были предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно отклонены.
Оснований для переоценки данных доводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих удовлетворить требования заявителя жалобы, последняя не содержит. Фактически все доводы были предметом рассмотрения судом первой иистанции и получили свою оценку. Несогласие с выводами суда не является основанием для отмены судебного акта.
Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом правильно.
Суд области всесторонне, полно и объективно исследовал представленные в дело доказательства и принял законное и обоснованное решение по делу, не допустив нарушения норм процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
Расходы по государственной пошлине в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2021 по делу N А14-17744/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
А.А. Сурненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-17744/2019
Истец: ОАО "Экотехнологии"
Ответчик: Жилищно-строительный кооператив N 6 Центрального р-на г. Воронежа