г. Самара |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А55-7692/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А., с участием:
от УФНС РФ по Самарской области - Мегрелишвили Т.Р., доверенность от 13.01.2021,
от Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области - Мегрелишвили Т.Р., доверенность от 01.02.2021,
участники не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Техсервис"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2021 года по делу N А55-7692/2021 (судья Матюхина Т.М.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Техсервис"
к УФНС РФ по Самарской области,
к Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области,
о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Техсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением согласно которого просило:
- Признать действия УФНС России по Самарской области от 18.12.2020 N 20-16/42347с и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Техсервис" выразившиеся в направлении сообщения от 01.07.2020 г. N 1559477 и 1559273 об отказе в предоставлении мер поддержки незаконными, не соответствующими действующему законодательству РФ;
- Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Техсервис" путем совершения действий, предусмотренных п. 7 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой короновирусной инфекции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576;
- Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Техсервис" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Техсервис" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционный суд решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные ООО "Техсервис" требования.
Жалоба принята апелляционным судом к производству и назначена к рассмотрению на 04 августа 2021 года.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель подателя жалобы участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
В судебном заседании представитель УФНС РФ по Самарской области и Межрайонной ИФНС России N 3 по Самарской области возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленном в материалы дела отзыве.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "ТЕХСЕРВИС" 30.06.2020 по телекоммуникационным каналам связи представило заявление на получении субсидии за апрель и май 2020. Указанное заявление было зарегистрировано Инспекций 30.06.2020.
После проведенной проверки 01.07.2020 были сформированы сообщения об отказе в предоставлении субсидии N 1559427 и 1559273 с причиной отказа: "2 -отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N434".
Заявитель, не согласившись с указанными сообщениями налоговых органов об отказе в предоставлении субсидии N 1559427 и 1559273, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствия решения, действия органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушения решением, действиями органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязанность доказывания нарушенного права лежит на заявителе.
Бюджетное законодательство рассматривает субсидии, предоставляемые из федерального бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, как средства, которые носят безвозмездный и безвозвратный характер, целевым назначением которых является возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров.
Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг из федерального бюджета предоставляются в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, и принимаемых в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ^ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила N 576), которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (Далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).
В пункте 1 Правил N 576 указано, что в целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает ведение единого государственного реестра юридических лиц, в котором содержатся сведения об юридическом лице, включая коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (подпункт "п" пункта 1 статьи 5).
Для определения основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами, используется Общероссийской классификатор видов экономической деятельности, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
Субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень пострадавших отраслей N 434).
Следовательно, основными критериями для отнесения субъектов экономической деятельности к категории получателей субсидии из федерального бюджета являются следующие: наличие статуса субъекта малого и среднего предпринимательства, ведение деятельности в отраслях экономики, включенных в Перечень пострадавших отраслей N 434, информация о которых содержится в ЕГРЮЛ" по состоянию на 01.03.2020 по основному виду деятельности.
Как следует из материалов дела, согласно сведений содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности ООО "ТЕХСЕРВИС" являлся код ОКВЭД 45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств", что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, который отсутствует в Перечне.
На основании Заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в ЕГРЮЛ 15.05.2020 внесены изменения в сведения о видах деятельности (ГРН записи 2206300609315) в соответствии с которыми, основной вид деятельности изменен на следующий - "Деятельность сухопутного пассажирского транспорта перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении" (код ОКВЭД 49.31).
"ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" утвержден Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
В соответствии с введением ОКВЭД 2 используется при решении задач, в том числе, связанных с классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определения основного и дополнительного видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами; для разработки нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности.
В целях Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности (ОКВЭД), информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Определение для целей предоставления мер государственной поддержки вида деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в государственных реестрах по состоянию на 01.03.2020, осуществляется в силу прямого указания Постановления N 576, не предусматривающего иного порядка определения основного вида деятельности.
Поскольку вид деятельности согласно ЕГРЮЛ, заявленный как основной по состоянию на 01.03.2020 (45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств"), не поименован в вышеуказанном постановлении Правительства РФ N 434, то условия для включения в реестр на предоставление субсидии, определенные Постановлением N 576, не выполнены, что исключает возможность получения субсидии.
При этом, налоговые органы не вправе принимать решения о выплате субсидий по основаниям, не поименованным в Постановлении N 576.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Как указано в разделе 4 "Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021, правила предоставления в 2020 г. из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576) к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
Таким образом, инспекция в соответствии с положениями Правил, не вправе осуществлять какие-либо иные формы определения получателя субсидии, не предусмотренные пунктом 3, в том числе формы налогового контроля.
Законодатель не устанавливает правовых механизмов получения и проверки информации о хозяйственной деятельности получателя субсидии для дальнейшего сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду. Законодателем не устанавливается временной период, за который подлежит анализу информация (документация) о хозяйственной деятельности получателя субсидии в целях сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду. Также, законодатель не наделяет правом потенциальных получателей субсидии перед обращением с заявлением о предоставлении субсидии изменить основной код ОКВЭД на основании проведенного сопоставления осуществляемых видов деятельности с основным видом деятельности, внесенным в ЕГРЮЛ.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что для определения получателя субсидии используется исключительно тот основной код ОКВЭД, который определен и заявлен непосредственно субъектом экономической деятельности и внесен в установленном порядке в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
В Письме ФНС России от 07.08.2020 N БС-4-11/12712@ также разъяснено, что в случае, если осуществляемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года, установлено невыполнение требований абзаца второго пункта 1 Правил, что исключает возможность получения указанным юридическим лицом субсидии.
При этом Постановлением N 576 определены конкретные условия для получения субсидии, при соблюдении или несоблюдении которых делается вывод уполномоченным органом о наличии или отсутствии оснований для предоставления субсидии, то есть имеет место установление императивных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению, тем самым не допускается толкование условий, установленных Правилами, которое противоречит буквальному содержанию положений Постановления N 576.
Таким образом, заявителем не соблюдены условия, предусмотренные пунктом 1 Правил, утв. Постановлением N 576 в соответствии с которыми получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Поскольку на 01.03.2020 в ЕГРЮЛ в отношении общества основным видом деятельности являлся код ОКВЭД - 45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств", следовательно, установлено невыполнение требований абзаца второго пункта 1 Правил, что исключает возможность получения субсидии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, внесен вид экономической деятельности с кодом 49.31 "Деятельность сухопутного пассажирского транспорта перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении".
Таким образом, волеизъявление законодателя направлено на адресную поддержку конкретной подгруппы осуществляющей розничную торговлю автомобильными деталями, узлами и принадлежностями. Из этого следует, что субсидии предоставляются субъектам экономической деятельности, у которых в качестве основного вида осуществляемой деятельности в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 указаны непосредственно группа - 49.31 "Деятельность сухопутного пассажирского транспорта перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении".
При этом ОКВЭД группа - 45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" не включены в Перечень.
Принимая во внимание вышеизложенное, заявитель с основным видом деятельности с кодом 45.20 "Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств" не вправе претендовать на получение субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, ввиду отсутствия указанного вида в перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Аналогичный вывод содержит Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.04.2021 N Ф06-2365/2021 по делу N А57-12987/2020.
Таким образом, сообщения об отказе в предоставлении субсидии N 1559427 и 1559273, не противоречат закону и иным правовым актам, что в силу статей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем доводы заявителя жалобы признаются необоснованными.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - ответчика по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 мая 2021 года по делу N А55-7692/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-7692/2021
Истец: ООО "Техсервис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N3 по Самарской области, УФНС РФ по Самарской области