г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А56-101808/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Никитин И.М., по доверенности от 05.10.2020;
от ответчика (должника): Глухов Н.А., по доверенности от 11.09.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17706/2021) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.05.2021 по делу N А56-101808/2020, принятое
по заявлению акционерного общества "Международная автотранспортная компания"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
акционерного общества "Международная автотранспортная компания" (далее - Общество, АО "МАК") обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Санкт-Петербургу (далее - Управление, ГУ МЧС, административный орган), с заявлением:
- о признании незаконным бездействия Управления, выразившегося в неисключении из реестра защитных сооружений гражданской обороны и из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Главного Управления МЧС России по г.Санкт-Петербургу объекта (убежище N 4221) с инвентарным номером 4221-18 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д.6, на земельном участке с кадастровым номером 78:13:0740401:4 (далее - Объект);
- об обязании Управления в срок, не превышающий месяца со дня вступления решения в законную силу, исключить Объект из реестра защитных сооружений гражданской обороны и из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Главного Управления МЧС России по г.Санкт-Петербургу.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.05.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Управление, не согласившись с решением суда от 09.05.2021 и ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права при вынесении решения, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акут отменить. В обоснование жалобы податель ссылается на то, что все паспорта защитного сооружения гражданской обороны находящиеся на учете в Главном управлении являются подлинными и хранятся в установленном порядке. Отсутствие паспорта у АО "МАК" не доказывает факт отсутствия защитного сооружения гражданской обороны по спорному адресу.
Податель жалобы ссылается на то, что документов на снятие с учета защитного сооружения гражданской обороны в установленном порядке (пункт 2.6 Приказа МЧС России N 583), а также доказательств нецелесообразности использования спорного защитного сооружения в адрес Главного управления от истца не поступало.
АО "МАК" представило возражения на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, после вступления в силу решений судов общей юрисдикции и Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области АО "МАК" стало известно, что, не смотря на установление судами отсутствия в составе имущества Общества объектов гражданской обороны, Управление вынесло Распоряжение Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу от 11.06.2020 N 3 (п.739), согласно которому АО "МАК" снова было отнесено к категории среднего риска при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны.
На основании решений судов АО "МАК" обратилось в ГУ МЧС с заявлением (N 64 от 31.08.2020) содержащим, в частности, требование по исключению из сведений об объектах гражданской обороны, учетных данных по защитным сооружениям гражданской обороны, реестра защитных сооружений гражданской обороны Санкт-Петербурга, производимых или осуществляемых Главным управлением МЧС России по городу Санкт-Петербургу, информации о защитном сооружении гражданской обороны или ином объекте гражданской обороны по адресу нахождения Акционерного общества "Международная автотранспортная компания" (Санкт-Петербург, ул.Софийская, д.6) или в составе его имущества (14 объектов капитального строительства) по указанному адресу, как ошибочную.
28.09.2020 Управлением в адрес АО "МАК" было отправлено письмо N ИВ-130-132, согласно которому, в частности, проведение мероприятий по обследованию и выявлению объектов гражданской обороны, в том числе по исключению сведений из учета защитных сооружений гражданской обороны (далее ЗС ГО) в отношении Объекта, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Софийская, д.6, Управление намерено провести в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583) и распоряжением МЧС России от 08.08.2020 N568.
Общество, полагая, что Управлением допущено неправомерное бездействие, выраженное в неисключении объекта из реестра защитных сооружений гражданской обороны, нарушающее права Общества на осуществление предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В рассматриваемом случае Общество, оспаривая бездействие Управления, ссылается на отсутствие правовых оснований для учета названного спорного объекта в качестве защитного сооружения гражданской обороны - убежища.
Со своей стороны Управление указывает, что им не допущено незаконное бездействие, поскольку Общество не представило доказательств соблюдения порядка снятия с учета объектов гражданской обороны, установленного приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Под требованиями в области гражданской обороны понимаются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Закона N 28-ФЗ Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
На основании гл. III ч. 8 п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868 МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет методическое руководство за созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацию радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области.
Управление является территориальным органом МЧС России - органом, специально уполномоченным решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (приказ МЧС России от 06.08.2004 N 372).
В соответствии с п. 2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (далее - Правила N 583), учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309), в соответствии с п. 3 которого убежища создаются для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне. Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.
Создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерством экономики Российской Федерации (п. 7 Порядка N 1309).
Полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в части создания объектов гражданской обороны определены в п. п. 8 и 9 Порядка N 1309.
Так, согласно п. 9 Порядка N 1309 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях:
определяют общую потребность в объектах гражданской обороны;
создают в мирное время объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию;
осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию;
ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В п. 10 Порядка N 1309 предусмотрены обязанности организаций, которые соответственно:
создают в мирное время по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в сфере ведения которых они находятся, объекты гражданской обороны;
обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию;
ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804, также предусмотрено, что организации осуществляют мероприятия по поддержанию защитных сооружений в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению (п. п. 3 и 10 Положения).
К полномочиям МЧС России отнесено: принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участие в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организация согласования типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организация учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 14 Порядка N 1309).
Согласно п. 2.2 Правил N 583 документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях:
после ввода ЗС ГО в эксплуатацию;
при изменении типа ЗС ГО;
при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией.
При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.
Пунктом 2.4 Правил N 583 установлено, что инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации. Для присвоения инвентарных номеров организации представляют в Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации данные о месте расположения ЗС ГО и копии паспортов сооружений.
Согласно Правилам N 583 ЗС ГО должно обладать защитными устройствами, системой вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования. Так, в частности, ЗС ГО:
должны обладать входом, аварийным выходом, защитно-герметическими и герметическими дверьми и ставнями, противовзрывными устройствами, герметизацией и гидроизоляцией всего сооружения (п. 3.2.1. Правил);
входы и аварийные выходы должны быть защищены от атмосферных осадков и поверхностных вод (п. 3.2.6. Правил),
должно обладать инженерно-техническим оборудованием (п. 3.2.11 Правил);
система воздухоснабжения должно обладать вентиляционной системой, защищенной ДЭС; фильтрами-поглотителями; предфильтрами; фильтрами для очистки воздуха от окиси углерода (ФГ-70); средствами регенерации воздуха; гравийными воздухоохладителями (п. 3.2.13 Правил);
должно обладать герметическими клапанами, установленными до и после фильтров-поглотителей, а также устройствами регенерации и фильтров для очистки воздуха от окиси углерода (п. 3.2.17. Правил);
должно обладать водозаборными скважинами, устраиваемые в качестве источника водоснабжения (п. 3.2.22. Правил);
должно обладать санузлами (п. 3.2.24. Правил);
должно соответствовать Правилам противопожарного режима в Российской Федерации (п. 3.5.1. Правил).
Судом первой инстанции установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-104415/2019, из паспорта убежища N 4221 следует, что оно находится в здании, построенном и сданном в эксплуатацию 31.12.1986.
Однако из акта госкомиссии о приемке имущественно - производственного комплекса в эксплуатацию от 29.06.1987 следует, что на момент составления паспорта данное здание не было введено в эксплуатацию. Сведения о приемке объекта в эксплуатацию паспорт не содержит, как и доказательств предоставления паспорта в уполномоченные органы.
Из писем Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 26.07.2019 N 109, ГУП ГУИОН Проектно-инвентаризационное бюро от 19.09.2019 N 11395-01/05 следует, что на принадлежащем Обществу земельном участке отсутствуют специализированные объекты либо сведения о наличии в составе имущества специализированных- объектов ГО и ЧС. При приватизации в 1991 году предприятия Военно-мобилизационное управление мэрии Санкт-Петербурга, являвшееся уполномоченным органом в сфере отношений гражданской обороны) представило заключение, из которого следует, что все объекты подлежат приватизации без ограничений и не имеется объектов гражданской обороны и индивидуальной защиты, которые не подлежат приватизации.
Доказательств соблюдения предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", приказом МЧС от 15.12.2002 N 583 порядка учета защитных сооружений, в частности: направления паспорта убежища в районную администрацию, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, ГУП ГУИОН и предприятию, на балансе которого оно должно находится, с инвентаризационной карточкой и ведомостью, составление которых обязательно при постановке и учете специализированных объектов не представлено.
Акт ввода защитного сооружения в эксплуатацию не представлен.
Судом первой инстанции установлено, что спорное здание реконструировано Обществом, план реконструкции согласовывался и с ГУ МЧС, оно введено в эксплуатацию в установленном законом порядке и при подписании акта ввода возражения уполномоченных органов не заявлялись.
Акт инвентаризации от 21.08.2018 не соответствует пунктам 4 и 5 Распоряжения N 539-р от 09.08.2018, ни Методическим рекомендациям по проведению инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны в Российской Федерации в 2018 году, утв. МЧС России от 28.05.2018 N 226.
Также акт составлен без участия Общества и подписан лицом, не участвующим в комиссии инвентаризации.
Кроме того право собственности Общества на спорное здание зарегистрировано в установленном порядке и до настоящего времени не оспорено уполномоченными органами.
13.10.1997 земельный участок, на котором находится имущество Общества, был передан в собственность Общества по договору купли-продажи в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации как собственнику объектов недвижимости, расположенных на участке.
При приватизации указанного участка ни ГУ МЧС, ни Комитет имущественных отношений, ни Управление Росимущества не заявляли о наличии на участке помещений и сооружений, относящихся к объектам недвижимости федеральной собственности, и о наличии установленного законом запрета на передачу в собственность частным лицам сооружений гражданской обороны.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-104415/2019, в восьмиэтажном здании, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, дом 6, литера А, имеются подвальные помещения полностью затопленные грунтовыми водами. Данные подвальные помещения защитным сооружением гражданской обороны не являются, так как не соответствуют нормативным требования, предъявляемым к убежищам гражданской обороны: п. 30 ГОСТ Р 42.0.02-2001; п. 3.5, 6.1, 6.2, 7.1, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 7.10, 7.11, 7.12, 7.13 ГОСТ Р 42.4.01-2014; п. 4.13, 4.18, 5.4.8, 5.4.12, 5.5.1, 5.5.6, 5.5.10, 5.5.11, 5.5.12, 5.6.1, 5.6.2, 5.6.3, 5.6.4, 15.1, 15.2, 15.3 СП 88.13330.2014. Герметичность убежища в нарушение требования п. 2.9 СНиП 3.01.09-84, действовавших в 2014 г, 2018 и 2019 годах, не проверена. Значение степени герметичности убежища (величина подпора) - не рассчитано и в Паспорте убежища N 4221 не указано. Паспорт убежища ГО N 4221 при приемке убежища не заверен подписью представителя штаба гражданской обороны области (города, района) (обязательный пункт согласно форме обязательного Приложения 1 СНиП 3.01.09-84). Плановые испытания объекта гражданской обороны - убежища N 4221 после каждых пяти лет его функционирования в мирное время (согласно требованиям п. 6.1 ГОСТ Р 42.4.01-2014) для оценки его работоспособности в целом или его отдельных конструктивных элементов и систем территориальными органами МЧС России (согласно требованиям п. 15.1.2 СП 88.13330.2014) не проводились. Также на обследованном объекте отсутствуют характерные для защитных сооружений наружные элементы санитарно-технических и других систем. В связи с этим в данном заключении сделан вывод о том, что данное подвальное помещение по своим характеристикам, по состоянию на 2014, 2018, 2019 годы и на момент проведения исследования, не может являться защитным сооружением по причине несоответствия его СП 88.13330.2014.
Рабочие акты и акты ввода объекта гражданской обороны в эксплуатацию, равно как и акты ввода в эксплуатацию специального оборудования данного объекта Управлением не представлены, их данные в паспорте не указаны.
В нарушение требования статьи 65 АПК РФ Управлением доказательств наличия оснований для учета спорного объекта в качестве защитного сооружения не представлено.
Довод Управления о том, что у Главного Управления отсутствует обязанность направления паспорта в уполномоченные органы не влечет доказательства законодательной возможности отсутствия сведений о защитном сооружении гражданской обороны и соответствующих паспортов в них.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, подтверждающих, что спорный объект изначально обладал соответствующими характеристиками защитного сооружения, что свидетельствует о неправомерном учете данного объекта в качестве защитного сооружения.
Поскольку спорный объект необоснованно включен в реестр защитных сооружений и журнал учета защитных сооружений (доказательства обратного отсутствуют), процедура снятия его с учета, установленная Правилами N 583 для правомерно учтенных защитных сооружений, вопреки утверждению Управления к спорным правоотношениям не применима.
В силу п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Включение объекта, принадлежащего истцу на праве собственности, без надлежащих правовых оснований в реестр защитных сооружений гражданской обороны и учет его ответчиком в качестве ЗС ГО в соответствующем журнале налагает дополнительное обременение на собственника по содержанию спорного объекта в качестве ЗС ГО, приведению его в соответствие с требованиям к ЗС ГО.
Неправомерный учет спорного объекта в журнале учета ЗС ГО и бездействие Управления по исключению данного объекта из журнала учета ЗС ГО нарушает предусмотренные гражданским законодательством права и законные интересы заявителя как собственника спорного объекта.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.05.2021 по делу N А56-101808/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-101808/2020
Истец: АО "МЕЖДУНАРОДНАЯ АВТОТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ