г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А56-97169/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Пиецкой Н.С.,
при участии:
от заявителя: Шержинская М.А. по доверенности от 21.11.2019,
от ответчика: Кульбертинова А.Н. по доверенности от 04.03.2021,
от 3-го лица: Рожнов А.В. по доверенности от 01.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19980/2021) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.05.2021 по делу N А56-97169/2020, принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
3-е лицо: акционерное общество "ЛОЭСК"
о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление, УФАС) от 19.10.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-595/2020, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "ЛОЭСК" (далее - АО "ЛОЭСК").
Решением суда от 14.05.2021 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, заявка АО "ЛОЭСК" подана с нарушениями положений Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N861). Недостатки заявки АО "ЛОЭСК", отсутствие необходимых в ней сведений, наличие уже заключенного договора между АО "ЛОЭСК" и Обществом в тех же точках присоединения, но на меньший объем мощности, препятствовало Обществу направить в адрес АО "ЛОЭСК" новый проект договора. Направление со стороны Общества в адрес АО "ЛОЭСК" дополнительного запроса документов и сведений не подпадает под сферу регулирования пункта 15 Правил N861. Общество полагает, что отсутствует событие вмененного правонарушения. Кроме того, податель жалобы считает допущенное правонарушение малозначительным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы; представители Управления и АО "ЛОЭСК" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.01.2020 АО "ЛОЭСК" направило в Общество заявку N 20-1912 на технологическое присоединение в целях увеличения максимальной мощности ПС 595 "Криогаз", расположенной по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Высоцк, ул. Пихтовая, д. 1 (далее - заявка). Заявленная существующая мощность - 18 500 кВт, увеличение мощности по первому этапу - на 5 000 кВт, по второму этапу - на 23 070 кВт.
31.01.2020 заявка поступила в Общество (вх. N ЛЭ/16/111).
02.03.2020, 06.04.2020 в адрес АО "ЛОЭСК" направлены уведомления N ЛЭ/16- 50/348, ЛЭ/16-50/484 о несоответствии заявки требованиям Правил N861 и возможности расторжения действующего договора и заключения нового договора об осуществлении технологического присоединения.
В адрес Управления поступило обращение АО "ЛОЭСК" (от 04.03.2020 вх. N 2564) с жалобой на действия (бездействие) Общества.
Согласно информации, указанной в заявлении, по состоянию на 03.03.2020 в нарушение пункта 15 Правил N 861 Общество не направило в адрес АО "ЛОЭСК" проект договора.
По результатам проверки обстоятельств, изложенных в обращении, по факту нарушения Обществом пункта 15 Правил N 861 определением Управления от 03.04.2020 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении N 047/04/9.21-595/2020 и назначено проведение административного расследования.
01.06.2020 в отношении Общества Управлением составлен протокол по делу N 047/04/9.21-595/2020 об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 19.10.2020 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-595/2020 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В силу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 6 Правил N 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Заявителем (за исключением лиц, указанных в пунктах 12 - 14 настоящих Правил) в заявке в зависимости от конкретных условий должен быть указан перечень сведений, установленных пунктом 9 Правил N 861.
Перечень документов и информации, которые сетевая организация обязана предоставить при подаче заявки в смежную сетевую организацию, установлен пунктом 13(1) Правил N 861.
Согласно пункту 15 Правил N 861 (в редакции, действовавшей в спорный период) в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.
Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае, если сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями (пункт 41 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 43 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. В случае если сетевая организация, обязанная в соответствии с настоящими Правилами подать заявку на технологическое присоединение, не подает ее в течение 30 дней, смежная сетевая организация вправе запросить у нее информацию и документы, указанные в пункте 13(1) настоящих Правил, а также направить ей предложение о заключении договора, а сетевая организация обязана представить сведения и документы, указанные в пункте 13(1) настоящих Правил, в течение 15 рабочих дней с даты получения запроса смежной сетевой организации и заключить договор в соответствии с настоящими Правилами.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявка на технологическое присоединение подавалась АО "ЛОЭСК" для присоединения ООО "Порт Высоцкий" к ПС 110 кВ Криогаз (ПС-595) в связи с необходимостью выполнения мероприятий, предусмотренных техническими условиями.
Уведомления N ЛЭ/16-50/348, ЛЭ/16-50/484 о несоответствии заявки N20-1912 требованиям Правил N 861 и возможности расторжения действующего договора и заключения нового договора об осуществлении технологического присоединения направлены Обществом только 02.03.2020, 06.04.2020, то есть за пределами установленного пунктом 15 Правил N 861 срока рассмотрения заявки и направления уведомления и проекта договора. Уведомление об увеличении срока рассмотрения заявки Обществом также не направлялось.
Таким образом, бездействие Общества привело к нарушению сроков, установленных пунктом 15 Правил N 861.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Общества о несоблюдении АО "ЛОЭСК" при подаче заявки на технологическое присоединение требований пунктов 9, 13(1), 30.5 Правил N 861, так как несоответствие заявки АО "ЛОЭСК" требованиям Правил N 861 не является основанием для бездействия Общества в нарушение установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, выразившегося в уклонении от направления уведомления о несоответствии заявки установленным требованиям, а также о необходимости представить дополнительные документы.
Довод Общества о том, что направление в адрес АО "ЛОЭСК" дополнительного запроса документов и сведений не подпадает под сферу регулирования пункта 15 Правил N 861, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанный на неверном толковании вышеприведенных положениях Правил N 861.
При таких обстоятельствах следует признать обоснованным вывод УФАС, поддержанный судом первой инстанции, о нарушении Обществом пункта 15 Правил N 861, что образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ (учитывая повторное совершение Обществом правонарушения его действия правильно квалифицированы Управлением по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном правонарушении.
При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб. назначено в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное оспариваемым постановлением наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 14.05.2021 и удовлетворения апелляционной жалобы Общества не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 мая 2021 года по делу N А56-97169/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-97169/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
Третье лицо: АО "ЛОЭСК"