г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А56-93977/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15068/2021) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по делу N А56-93977/2020, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции"
к Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЮКК Гриф"
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции" (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, УФАС) от 23.07.2020 по делу N 44-4099/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЮКК Гриф" (далее - Общество, ООО "ЮКК Гриф").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учреждение не согласившись с решением суда от 18.03.2021 обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в обоснование которой сослалось на нарушение УФАС пункта 4 части 1 статьи 105 Закона N 44-ФЗ.
По мнению подателя жалобы в случае не предъявления государственными заказчиками требований к товарам, используемым при выполнении работ, подрядные организации получат возможность получать применения строительных материалов, не отвечающим качественным характеристикам, а также строительным нормам и правилам, что существенно повлияет на качество итогового объекта в целом. Значения характеристик товаров были сформированы заказчиком в полном соответствии с государственными стандартами в области строительства, согласовывались с потребностями заказчика, а также прямо определяли технические характеристики товаров, подлежащих оплате за счет бюджетных средств.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Учреждением (заказчиком) 08.07.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устранению выявленных недостатков на объектах, завершенных строительством: Инженерно-транспортное обеспечение Юго-Западной Приморской части Санкт-Петербурга (ул. Маршала Казакова от ул. Доблести до пр. Героев; пр. Героев от ул. Маршала Казакова до Ленинского пр.) (II этап), номер извещения 0372200260020000038.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 548 362,00 руб.
В целях осуществления закупки, Заказчиком в пункте 17.5 Документации электронного аукциона были установлены требования к содержанию первых частей заявок участников закупки. Так, первая часть заявки должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе.
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
- наименование страны происхождения товара.
16.07.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Санкт-Петербургу от ООО "ЮКК Гриф" поступила жалоба на действия Заказчика, установившего в документации электронного аукциона ненадлежащие, по мнению ООО "ЮКК Гриф", требования к содержанию первых частей заявок участников закупки; нарушение правил описания объекта закупки.
На основании поступившего обращения Управлением было заведено дело о нарушении законодательства о контрактной системе N 44-4099/20 и проведена внеплановая проверка.
23.07.2020 в ходе осуществления контрольных мероприятий, решением комиссии УФАС жалоба ООО "ЮКК Гриф" признана обоснованной и Заказчик признан нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу)".
Учреждение, не согласившись с указанным решением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал оспариваемое решение УФАС от 23.07.2020 по делу N 44-4099/20 правомерным и отказал Учреждению в удовлетворении заявленных требований.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Информация, предусмотренная указанным подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе. Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Как следует из материалов дела, к товару по позиции N 10 "Битумы нефтяные строительные марки 70/30" Заказчиком установлены требования: "Минимальная температура самовоспламенения 368 єС. Температура вспышки не ниже 240 єС. Глубина проникания иглы при 25 єС не менее 5 (0,1 мм). Растяжимость при 25 єС не менее 1,0. Растворимость % не менее 99,50 Температура размягчения, по кольцу и шару не более 105 °С. Изменение массы после прогрева не более 0,50%. Битум должен соответствовать ГОСТ 6617".
Пунктом 1.3 ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия" установлены требования и нормы физико-химических показателей строительных нефтяных битумов.
Пунктом 3.1 стандарта установлено, что физико-химические показатели определяют по методам, указанным в таблице, регламентированной п. 1.3 ГОСТ.
Анализ вышеуказанных требований позволяет прийти к выводу о том, что конкретные значения показателей по вышеуказанным позициям в соответствии действующими требованиями государственных стандартов определяются на основании проведения соответствующих испытаний.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
В соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, предлагаемых к поставке. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые невозможно проверить ни в ходе приемки, ни в ходе его эксплуатации.
Между тем установленные в документации об электронном аукционе, в том числе указанные в решении Комиссии УФАС показатели по позиции N 10 "Битумы нефтяные строительные марки 70/30" предусмотрены ГОСТ 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия". Данные показатели по товару 10 соответствую предусмотренным в ГОСТ 6617-76 значениям.
Учреждение не требовало указания в первой части заявки конкретного значения показателя для товара N 10 "Битумы нефтяные строительные марки 70/30", необходимо было указать минимальные и (или) максимальные значение, например, "Минимальная температура самовоспламенения 368 єС. Температура вспышки не ниже 240 єС. Глубина проникания иглы при 25 єС не менее 5 (0,1 мм). Растяжимость при 25 єС не менее 1,0. Растворимость % не менее 99,50 Температура размягчения, по кольцу и шару не более 105 °С.".
Таким образом, все установленные показатели, предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, а их содержание в аукционной документации обусловлено требованиями пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Документация об аукционе не содержит требований к участникам аукциона на проведение каких-либо испытаний товара N 10 либо требований к наличию товаров у участника закупки на момент заполнения заявки.
Заказчик, установив в аукционной документации требования к товарам, значения которых становятся известны при испытании определенной партии товара при его производстве, не обязывает участника закупки приобрести их и испытывать всю партию товара заранее.
Любому участнику закупки для указания значения спорных характеристик, достаточно использовать информацию о планируемом для использования товаре, например, с сайтов производителей или поставщиков такого товара, без приобретения его в собственность и без проведения испытаний. Участник закупки имеет возможность указать значения данных спорных показателей руководствуясь исключительно положениями соответствующих государственных стандартов, при этом участник закупки указывая конкретное значение показателей в виде максимального или минимального предела предусмотренного соответствующим ГОСТ, имеет возможность приобретения товара изготовленного в соответствии с требованиями данного ГОСТ, характеристики которого будут соответствовать тем значения, которые указаны в его заявке в отношении данного товара.
Таким образом, требования к товару N 10, установленные Учреждением в описании объекта закупки в документации об аукционе, соответствуют Закону N 44-ФЗ.
Между тем по позициям N 3 и 4 УФАС в данном случае не привел сведений о несоответствии показателей в документации об электронном аукционе положениям действующих технических регламентов, государственных стандартов и отраслевых норм.
При указанных обстоятельствах УФАС неправомерно усмотрел в действиях Учреждения Закона N 44-ФЗ по данному эпизоду.
Учреждением установлены требования к составу первой части заявки: "17.5. Первая часть заявки должна содержать: - согласие участника электронного аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе; - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении N 4 к документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе; - наименование страны происхождения товара".
Требования к товарам установлены Учреждением в Приложении N 4 "Требования к значениям показателей (характеристикам) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком к конкретным показателям товаров, использующимся при оказании услуг" к Техническому заданию документации об аукционе. Данное приложение содержит описание требований к конкретным показателям таких товаров, как, например, "Бетон тяжелый, класс В30", "Кабели контрольные", "Кабель силовой" и т.д. При этом Учреждение, как Заказчик, требует предоставить конкретные показатели данных товаров в составе первой части заявки.
В письме ФАС от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" разъяснено, что заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Таким образом, Комиссии УФАС пришла к правильному выводу, что при проведении закупки работ, услуг Учреждение не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
При выполнении работ товары "Бетон тяжелый, класс В30", "Кабели контрольные", "Кабель силовой" и т.д. не передаются Заказчику, а используются при выполнении работ, в связи, с чем Учреждение не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона о контрактной системе является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе была подана заявка единственного участника, которая признана соответствующей требованиям документации об аукционе.
Сведения подтверждающие, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки не представлены.
Таким образом, следует признать, что совокупность данных обстоятельств свидетельствует об установлении Заказчиком ненадлежащие требования к товарам, необходимым к поставке в рамках исполнения контракта, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 и и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2021 по делу N А56-93977/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-93977/2020
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФОНД КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ЮКК Гриф"