г. Санкт-Петербург |
|
04 августа 2021 г. |
Дело N А26-8066/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Богдановской Г.Н., Савиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Григорьевым Н.А.
при участии:
от истца: Янушонис И.А. по доверенности от 14.09.2020
от ответчика: Сарычева Ю.А. по доверенности от 17.06.2021
от третьего лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19595/2021) Администрации Кемского муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.05.2021 по делу N А26-8066/2020, принятое
по иску Администрации Кемского муниципального района Республики Карелия
к ООО "ЦентрБриз"
3-е лицо: ООО "Управляющая компания - САС"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "ЦентрБриз" (далее - ответчик, Общество, ООО "ЦентрБриз") об обязании в течении 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для домов N N 11, 13, 14 по ул. Беломорской, NN 4, 7 по ул. Береговой, NN 9, 10, 15, 16, 20а по ул. Вицупа, NN 51, 75 по ул. Вокзальной, NN 9а, 15а, 17а, 20, 24 по ул. Гидростроителей, NN 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11 по ул. Гористой, NN 1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 25 по ул. Железнодорожной, NN 1а, 6, 8, 9, 13, 17, 19 по ул. Загородной, NN 1, 5, 6 по ул. Калинина, NN 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 27 по ул. Кирова, NN 3, 8 по ул. Красноармейской, NN 25, 54, 57, 59, 61, 65, 67, 81 по ул. Ленина, NN 2а, 3 по ул. Лесной, NN 3, 6 по ул. Малышева, NN 5, 9, 44, 53, 55 по ул. Машинистов, NN 37, 41, 43, 47 по ул. Некрасова, NN 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12, 16, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 30, 32 по ул. Октябрьской, NN 1, 2, 3 в пос. Вочаж, NN 3, 4 по ул. Подгорной, NN 2, 7, 10 по ул. Подужемской, NN 1, 2, 3, 4 по ул. Полярной, NN 6, 10, 66 по Пролетарскому пр., N 7 по ул. Свердлова, N 2 по ул. Фрунзе, NN 4, 18, 20, 29, 35, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 60, 101, 103, 105, 107 по ул. Шоссе 1 мая в Кемском городском поселении.
Определением суда от 24.03.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - САС" - оператор по вывозу ТКО на территории Кемского муниципального района.
В ходе рассмотрения спора Администрация отказалась от иска в части обязания ответчика организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного жилого дома N 1 по ул. Железнодорожной в г. Кемь, поскольку собственниками помещений указанного МКД принято решение об изменении способа управления и указанный дом исключен из реестра лицензий Республики Карелия.
Решением от 07.05.2021 принят отказ от иска в указанной части, производство по делу прекращено; в удовлетворении остальной части иска судом отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное истолкование судом закона, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы Администрация указывает на наличие права для предъявления настоящего иска и обязанность Общества, осуществляющего управление многоквартирными домами, организовать места накопления твердых коммунальных отходов.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество возражает против доводов истца, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, приведенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЦентрБриз" является управляющей организаций в отношении перечисленных в иске жилых домов, в которых имеются муниципальные жилые помещения (выписка из реестра муниципального имущества от 14.09.2020 года).
В отношении многоквартирных домов 05.11.2019 между Администрацией и Обществом заключен договор управления, предметом которого является оказание управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и иным лицам, пользующимся на законном основании помещениями в этом доме, осуществление иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом (пункт 2.1 договора).
Пунктом 2.3 договора управления от 05.11.2019, а также приложениями к договору определен обязательный и дополнительный перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД.
В обязанности управляющей организации, исходя из системного толкования условий договора управления от 05.11.2019, в числе прочего входит санитарное содержание мусоропроводов и придомовых территорий.
Как указывает Администрация, ответчик, осуществляя управление спорными домами, пользуется существующими контейнерными площадками в отсутствие законных оснований.
Ответчик, возражая против предъявленных требований, указал, что большая часть из существующих мест накопления ТКО, организованных для спорных домов, внесена в реестр источников образования мест накопления ТКО в Кемском городском поселении, который размещен на официальном сайте Администрации Кемского муниципального района (нотариально удостоверенный протокол осмотра доказательств от 14.09.2020 года).
Истец полагает, что ответчик вправе самостоятельно выбрать способ исполнения обязанности по обустройству контейнерной площадки в целях предоставления услуги по накоплению ТКО: либо обустроить новую контейнерную площадку, либо по соглашению использовать обустроенную контейнерную площадку.
Претензионным письмом от 09.09.2020 года Администрация предложила Обществу в 10-дневный срок с момента получения претензии организовать места (площадки) накопления ТКО в отношении спорных домов.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил N 491.
В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е" пункта 2 Правил N 491).
Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 года N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТБО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТБО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 года N 1039 (далее - Правила N 1039), предусмотрено, что места (площадки) накопления ТБО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; пункт 4 предусматривает, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТБО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТБО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
При разрешении настоящего спора судом первой инстанции правомерно принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.10.2019 года N 08-25-53/24802 "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", которым разъяснено, что на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, которые расположены на земельных участках, входящих в общедомовое имущество.
В рассматриваемом случае земельные участки под управляемыми ответчиком домами не сформированы, на кадастровом учете не состоят, в состав общего имущества многоквартирных домов не входят. Доказательств расположения существующих мест накопления ТКО в границах придомовых территорий спорных МКД в материалы дела не представлено.
В силу норм действующего жилищного законодательства принятие решений о включении в состав общего имущества каких-либо объектов входит в компетенцию общего собрания собственников помещений МКД.
При этом из материалов дела не следует, что Администрация как лицо, выступающее от имени собственника помещений в спорных МКД (муниципального образования) инициировала процедуру проведения собраний собственников помещений МКД с постановкой вопроса об организации на придомовых территориях мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определения источника финансирования соответствующих мероприятий.
Вопреки позиции апеллянта, суд первой инстанции также обоснованно указал на отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов Администрации.
Так, материалами дела, в том числе актами осмотра, перепиской лиц, участвующих в деле, договором, заключенным ответчиком и ООО "Автоспецтранс", реестром источников образования и мест накопления ТКО, опубликованным на официальном сайте Администрации, подтверждается и не оспаривается истцом, что на территории Кемского городского поселения организованы места накопления ТКО, используемые, среди прочего, жителями домов, которые находятся в управлении Общества; мусор, складируемый на уже организованных площадках, вывозится оператором по обращению с ТКО.
В этой связи, принимая во внимание наличие организованных мест накопления ТКО, доказательства исполнения обязательств, как оператором по обращению с отходами, так и управляющей организацией и гражданами - собственниками имущества, оснований для вывода о нарушении прав и законных интересов Администрации, как представителя собственника помещений в многоквартирных домах, не усматривается.
Наличие объективной потребности в новых контейнерных площадках и недостаточность уже существующих из материалов дела не усматривается. Не указывает на такую необходимость и региональный оператор в отзывах, представленных в дело.
Согласно пункту 15 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СанПиН 2.1.3684-21, утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 28.01.2021 N 3, допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Таким образом, для малоэтажных жилых домов создание контейнерных площадок не является обязательным.
Несоблюдение каких-либо санитарных требований существующим порядком обращения ТКО, как и целесообразность каких-либо изменений в районах существующей застройки, Администрацией также не подтверждено.
В свою очередь, Общество обосновало невозможность организовать места накопления ТКО иным образом по сравнению с существующим, на что указывают акты осмотра территорий.
При таких обстоятельствах, поскольку судом установлено отсутствие сформированных земельных участков под домами, находящимися в управлении Общества, обстоятельства невозможности размещения контейнерных площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом особенности застройки территории, наличие установленных мест накопления ТКО на территории городского поселения, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных Администрацией требований.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены верно, доказательства исследованы и оценены надлежащим образом.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.05.2021 по делу N А26-8066/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8066/2020
Истец: Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия
Ответчик: ООО "ЦентрБриз"
Третье лицо: ООО "Управляющая компания - САС", Кемский гродской суд Республики Карелия