г. Самара |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А55-1779/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2021 года по делу N А55-1779/2020 (судья Шабанов А.Н.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С"
к публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго"
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "ОРЭС-Тольятти"
об урегулировании разногласий,
в судебное заседание явились:
от общества с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С" - представитель Павлова Е.А. (доверенность от 15.01.2021),
от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" - представитель Бабкин В.А. (доверенность от 29.12.2020),
в судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С" (далее - истец, ООО "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к публичному акционерному обществу "Самараэнерго" (далее - ответчик, ПАО Самараэнерго") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N 05-5055Э от 01.11.2019, а именно:
Пункт 2.2.2 Договора исключить;
Пункт 3.1.4 Договора читать в редакции: "Производить оплату электрической энергии в порядке и сроки, установленные разделом 4 настоящего договора";
Пункт 3.1.6 Договора читать в редакции: "Гарантирующему поставщику" ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за расчетным, подписанные руководителем предприятия либо уполномоченным представителем "Покупателя", скрепленные печатью, сведения о показаниях приборов учета, указанных в приложениях N 3.1 и 3.2 к настоящему договору и (или) иной информации, используемой для определения объемов поставляемой электрической энергии потребителям услуг. Сведения предоставляются на бумажном носителе и в электронном виде в формате *.xls. на адрес электронной почты отделения "Гарантирующего поставщика" Tolen@samaraenergo.ru.
Показания приборов учета, указанных в Приложениях N 3.1 и 3.2 к настоящему договору, предоставляются в зависимости от режима потребления электрической энергии, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса";
Пункт 3.1.9 Договора исключить;
Абзацы 4 и 5 пункта 4.3 Договора исключить;
Пункт 5.1 Договора дополнить: ""Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате покупателем по договору за расчетный период, определяется по формуле: Уд = Уодпу - Употр, где:
Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета за расчетный период (расчетный месяц);
Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с 1111 N 354. В случае если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0. При этом, превышение величины Употр над величиной Уодпу учитывается при определении объема коммунального ресурса (электрической энергии) потребленного при содержании общего имущества за следующий расчетный месяц".
Абзац 4 пункта 6.4 Договора исключить; Абзац 9 пункта 6.4 Договора исключить.
Ответчик в суде первой инстанции с иском не согласился по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление, просил урегулировать разногласия и принять условия договора в следующей редакции:
Пункт 2.2.2 "Требовать от "Покупателя" совершения действий, направленных на приостановление или ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате потребленной электроэнергии"
Пункт 3.1.4 "Производить оплату электрической энергии в порядке и сроки, установленные разделом 4 настоящего договора и п. 6 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Пункт 3.1.6 "Предоставлять "Гарантирующему поставщику" ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за расчетным, подписанные руководителем предприятия либо уполномоченным представителем "Покупателя", скрепленные печатью, сведения о показаниях приборов учета, указанных в приложениях N 3.1 и 3.2 к настоящему договору и (или) иной информации, используемой для определения объемов поставляемой электрической энергии потребителям услуг, по форме Приложения N 10 к настоящему договору, согласованные потребителями услуг. Сведения предоставляются на бумажном носителе и в электронном виде в формате *.xls. на адрес электронной почты отделения "Гарантирующего поставщика" Tolen@samaraenergo.ru.
Показания приборов учета, указанных в Приложениях N 3.1 и 3.2 и N 10 к настоящему договору, предоставляются в зависимости от режима потребления электрической энергии, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса".
В случае не предоставления "Покупателем" сведений о показаниях приборов учета, указанных в приложениях 3.2 к настоящему договору и (или) информации, используемой для определения объемов поставляемой электрической энергии потребителями услуг, по форме Приложения N 10 к настоящему договору, а также в случае, если предоставленные сведения не согласованы с потребителями услуг, "Гарантирующий поставщик" для определения объема потребления электрической энергии (мощности) "Покупателем" использует показания приборов учета и информацию, указанные в приложениях N 3.2 и N10 к настоящему договору, предоставленные "Гарантирующему поставщику" потребителями услуг."
Пункт 3.1.9 "Предоставлять "Гарантирующему поставщику" ежемесячно до 12 числа месяца, следующего за расчетным, подписанные руководителем предприятия либо уполномоченным представителем "Покупателя", необходимые для сверки расчетов сведения о платежах потребителей услуг за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества, указанных в Приложении N 18 к настоящему договору, за истекший расчетный период с указанием плательщика, размера полученных средств и периода, за который произведена оплата (если указанный период предоставляется возможным установить по платежному документу).
Информация о платежах потребителей предоставляется по форме Приложения N 9 к настоящему договору.
Абзацы 4 и 5 пункта 4.3 "Платежи "Покупателя" перечисляются "Гарантирующему поставщику" не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей услуг в пользу "Покупателя".
В случае, если ежедневный размер платежа причитающегося к перечислению в пользу "Гарантирующего поставщика" составляет менее 5 тысяч рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу "Гарантирующего поставщика", превысит 5 тысяч рублей".
Пункт 5.1 "Определение объема (количества) потребленной электрической энергии, подлежащего оплате "Гарантирующему поставщику", производится "Гарантирующим поставщиком" в соответствии с нормами действующего законодательства РФ и расчетов, произведенных в соответствии с Приложением N 4 к настоящему договору, в том числе на основании представленных в соответствии с п. 3.1.6 настоящего договора сведений"
Абзац 4 пункта 6.4 Договора "- невыполнение законных требований "Гарантирующего поставщика" по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения "Покупателем" "Гарантирующему поставщику" убытков, понесенных им в результате невыполнения "Покупателем" указанных требований".
Абзац 9 пункта 6.4 Договора "- действия потребителей услуг, которые повлекли нарушение установленных законодательством РФ показателей качества электрической энергии и нарушение режима ее потребления, выразившиеся в использовании бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные "Покупателем" до сведения потребителей услуг, самовольном нарушении пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтаже приборов учета и осуществлении несанкционированного вмешательства в работу указанных приборов учета, а также несанкционированном подключении оборудования потребителей услуг к внутридомовым инженерным системам напрямую или в обход приборов учета, внесения изменений во внутридомовые инженерные системы".
Обжалуемым решением Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2021 года урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора энергоснабжения N 05-5055Э от 01.11.2019 между обществом с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С" и публичным акционерным обществом энергетики и электрификации "Самараэнерго", в следующей редакции:
Пункт 2.2.2 договора: "Требовать от "Покупателя" совершения действий, направленных на приостановление или ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей, заключивших договоры с "Гарантирующим поставщиком", а также потребителей услуг, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате потребленной электроэнергии"
Пункт 3.1.4 договора: "Производить оплату электрической энергии в порядке и сроки, установленные разделом 4 настоящего договора и п. 6 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Пункт 3.1.6 договора: "Гарантирующему поставщику" ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за расчетным, подписанные руководителем предприятия либо уполномоченным представителем "Покупателя", скрепленные печатью, сведения о показаниях приборов учета, указанных в приложениях N 3.1 и 3.2 к настоящему договору и (или) иной информации, используемой для определения объемов поставляемой электрической энергии потребителям услуг. Сведения предоставляются на бумажном носителе и в электронном виде в формате *.xls. на адрес электронной почты отделения "Гарантирующего поставщика" Tolen@samaraenergo.ru.
Показания приборов учета, указанных в Приложениях N 3.1 и 3.2 к настоящему договору, предоставляются в зависимости от режима потребления электрической энергии, если установленные приборы учета позволяют определять объем потребления дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунального ресурса, и порядок определения стоимости поставленного коммунального ресурса";
Пункт 3.1.9 договора: "Предоставлять "Гарантирующему поставщику" ежемесячно до 12 числа месяца, следующего за расчетным, подписанные руководителем предприятия либо уполномоченным представителем "Покупателя", необходимые для сверки расчетов сведения о платежах потребителей услуг за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества, указанных в Приложении N 18 к настоящему договору, за истекший расчетный период с указанием плательщика, размера полученных средств и периода, за который произведена оплата (если указанный период предоставляется возможным установить по платежному документу).
Информация о платежах потребителей предоставляется по форме Приложения N 9 к настоящему договору.
Абзацы 4 и 5 пункта 4.3 договора: "Платежи "Покупателя" перечисляются "Гарантирующему поставщику" не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей услуг в пользу "Покупателя".
В случае, если ежедневный размер платежа причитающегося к перечислению в пользу "Гарантирующего поставщика" составляет менее 5 тысяч рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу "Гарантирующего поставщика", превысит 5 тысяч рублей".
Пункт 5.1 договора дополнить: ""Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате покупателем по договору за расчетный период, определяется по формуле: Уд = Уодпу - Употр, где:
Уодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета за расчетный период (расчетный месяц);
Употр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с ПП N 354. В случае если величина Употр превышает или равна величине Уодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0. При этом, превышение величины Употр над величиной Уодпу учитывается при определении объема коммунального ресурса (электрической энергии) потребленного при содержании общего имущества за следующий расчетный месяц".
Абзац 4 пункта 6.4 Договора: "- невыполнение законных требований "Гарантирующего поставщика" по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги по электроснабжению потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения "Покупателем" "Гарантирующему поставщику" убытков, понесенных им в результате невыполнения "Покупателем" указанных требований".
Абзац 9 пункта 6.4 договора: "- действия потребителей услуг, которые повлекли нарушение установленных законодательством РФ показателей качества электрической энергии и нарушение режима ее потребления, выразившиеся в использовании бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные "Покупателем" до сведения потребителей услуг, самовольном нарушении пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтаже приборов учета и осуществлении несанкционированного вмешательства в работу указанных приборов учета, а также несанкционированном подключении оборудования потребителей услуг к внутридомовым инженерным системам напрямую или в обход приборов учета, внесения изменений во внутридомовые инженерные системы".
Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2021 года по делу N А55-1779/2020 изменить в части, и принять по делу новое решение:
Урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора энергоснабжения N 05-5055Э от 01.11.2019 между обществом с ограниченной ответственностью "Департамент жилищно-коммунальных услуг и С" и публичным акционерным обществом энергетики и электрификации "Самараэнерго" по пунктам 2.2.2; 3.1.4; 3.1.9; 4.3; 6.4, в следующей редакции:
Пункт 2.2.2 Договора исключить;
Пункт 3.1.4 Договора читать в редакции: "Производить оплату электрической энергии в порядке и сроки, установленные разделом 4 настоящего договора";
Пункт 3.1.9 Договора исключить;
Абзацы 4 и 5 пункта 4.3 Договора исключить;
Абзац 4 пункта 6.4 Договора исключить.
Податель жалобы отмечает, что собственниками и пользователями помещений МКД по адресу: г.Тольятти, б-р Ленина, 21, договоры по предоставлению коммунальной услуги по электроснабжению заключены непосредственно с ресурсоснабжающей организацией (ПОА "Самараэнерго"). Ресурсоснабжающая организация может по соглашению с управляющей организацией передать ей часть своих прав и обязанностей, но не может сделать этого в одностороннем порядке.
Податель жалобы считает, что ответчик в спорном Договоре возлагает на истца дополнительные обязанности и ответственность, не связанную с предметом Договора -предоставление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества МКД.
В апелляционной жалобе также указывает, что в соответствии с абз. 4 п. 1(2) раздела 1 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. ПП РФ от 04.05.2012 N 442, исполнитель и субисполнитель вправе детализировать порядок своего взаимодействия при введении ограничения режима потребления как в Договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, так и в соглашении о взаимодействии между ними (право сторон, а не обязанность). Также несостоятельна ссылка на п.2.2 ст. 161 ЖК РФ, поскольку истец не является ни ТСЖ, ни специализированным потребительским кооперативом.
От ПАО Самараэнерго" поступили отзыв и дополнения к отзыву, в которых ответчик просит решение суда оставить без изменения.
Третье лицо - Акционерное общество "ОРЭС-Тольятти" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 02.03.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебное заседание 16 июня 2021 года суда апелляционной инстанции в составе председательствующего судьи Корастелева В.А., судей Сергеевой Н.В., Поповой Е.Г., определением суда было отложено на 02 августа 2021 года.
Распоряжением председателя четвертого судебного состава от 30.07.2021 произведена замена судьи Поповой Е.Г. на судью Драгоценнову И.С. Рассмотрение дела начато сначала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и в дополнении к нему.
Представитель третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившихся представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ПАО "Самараэнерго" направило ООО "Департамент ЖКУ и С" проект договора энергоснабжения N 05-5055э от 01.11.2019.
ООО "Департамент ЖКУ и С" возвратило договор с протоколом разногласий.
Письмом от 18.12.2019 исх. N 2264/05/Дрю (вх. N 402 от 20.12.2019) ПАО "Самараэнерго" направило в адрес истца протокол согласования разногласий от 18.12.2019.
При заключении договора N 05-5055э от 01.11.2019 стороны не пришли к согласию.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 426 и статье 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
В обжалуемом решении верно отмечено, что при отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, жилищным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N124).
Пунктом 4 Правил N 124 установлено, что управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Абзац 3 пункта 2 Правил N 124 определяет исполнителя как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от б мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правилами N354).
Так, исходя из смысла пунктов 8, 9,10 Правил N 354, исполнителем коммунальных услуг могут выступать: управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив, а также ресурсоснабжающая организация. Согласно подпункту "д" пункта 32 Правил N 354 исполнитель - организация, предоставляющая потребителю коммунальные услуги -вправе, в том числе приостанавливать или ограничивать в порядке, установленном Правилами, подачу потребителю коммунальных ресурсов.
Как предусмотрено подпунктом "а" пункта 117 Правил N 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.
Абзац 5 п. 114 Правил N 354 определяет круг лиц, уполномоченных производить приостановление или ограничение предоставления коммунального ресурса в отношении нежилого помещения в многоквартирном доме: в случае, если приостановление или ограничение предоставления коммунального ресурса в отношении нежилого помещения в многоквартирном доме вызвано наличием задолженности по договору с ресурсоснабжающей организацией либо отсутствием письменного договора с ресурсоснабжающей организацией, предусмотренного пунктом 6 Правил N 354, у потребителя, чье ресурсопотребляющее оборудование присоединено к внутридомовым инженерным сетям, указанные выше действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунального ресурса осуществляет лицо, отвечающее за содержание внутридомовых инженерных сетей, по заявлению ресурсоснабжающей организации.
Согласно п.2.2 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме.
Исходя из анализа указанных норм, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что истец является исполнителем при содержании общего имущества многоквартирного жилого дома, в отношении которого заключается спорный договор энергоснабжения. Все помещения, находящиеся в многоквартирном доме, подключены к электроснабжению через общее имущество - через вводно-распределительное устройство и кабельные линии от ВРУ до жилых помещений. Отдельной выделенной линии и непосредственного подключения к сетям сетевой организации, минуя общедомовое оборудование многоквартирного дома, помещения не имеют.
По общему правилу ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса только до границы раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, и централизованных сетей.
Таким образом, Истец, как исполнитель при содержании общего имущества многоквартирного дома, обеспечивает содержание и несет ответственность за все инженерные системы, относящиеся к общему имуществу.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у истца имеется прямая возможность введения ограничения потребления электрической энергии по заявке ответчика (с произведением соответствующей компенсацией истцу), минуя сетевую организацию. Поскольку в данном случае, в отсутствие доступа к общему имуществу собственников, реализация введения ограничения в силу Правил полного и (или) частичного ограничения режима ограничения потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 силами сетевой организации будет невозможна.
Исходя из изложенного, следует, п.2.2.2. и абз.4 п. 6.4. договора не подлежат исключению, поскольку их редакция полностью соответствует действующему законодательству РФ. Более того, также стоит обратить внимание, на тот факт, что Истец не заявил требований об исключении из договора п. 3.1.15, который полностью корреспондирует исключаемые Истцом пункты (п. 2.2.2 и абз.4 п. 6.4.) договора. Т.е. Истец согласился с возложением на него обязанности по введению ограничения потребления электрической энергии.
Исключая из п. 3.1.4. ссылку на п. 6 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, а также исключая п. 3.1.9. и абз. 4, 5 п. 4.3. из договора, истец не привел правовых обоснований данного исключения. Обоснования же содержащиеся в пояснениях к иску, касаются непосредственно прямых расчетов между истцом и потребителями коммунальных услуг. В данном случае, договор энергоснабжения предусматривает расчеты лишь между истцом и ответчиком.
Так, согласно подпункту "е" пункта 17 Правил N 124 порядок оплаты коммунального ресурса является существенным условием договора ресурсоснабжения.
Во взаимосвязи с требованиями Правил N 124 при заключении договора ресурсоснабжения подлежат применению также Требования при осуществлении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253.
В обжалуемом решении верно указано на то, что пунктом 6 Требований N 253 установлено, что платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.
Согласно п.7 Требований N 253 предусмотрено, что размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленных в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего документа, из поступивших в течение этого дня платежей потребителей.
В случае если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с настоящим пунктом, составляет менее 5 тыс. рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, превысит 5 тыс. рублей. Договором ресурсоснабжения и договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть предусмотрен иной размер минимального ежедневного совокупного платежа и (или) иная периодичность перечисления денежных средств.
Согласно п.8 Требований N 253 управляющая организация и ресурсоснабжающие организации осуществляют обмен информацией о платежах управляющей организации и платежах потребителей за истекший расчетный период. Информация о платежах потребителей предоставляется с указанием плательщика, размера полученных средств и периода, за который произведена оплата (если указанный период представляется возможным установить по платежному документу).
В этой связи, учитывая, что условия, предусмотренные в п.3.1.4., п.3.1.9. и абз. 4, 5 п.4.3. договора соответствуют указанным выше нормативным актам, а также являются существенными в силу Правил N 124, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что данные пункты не подлежат исключению.
В подпункте "д" пункта 18 Правил N 124 предусмотрено, что договор ресурсоснабжения должен обязательно содержать среди прочих существенных условий обязательства сторон по снятию и передаче показаний приборов учета и (или) иной информации, используемых для определения объемов поставляемого по договору ресурсоснабжения коммунального ресурса, в том числе объемов коммунальных ресурсов, необходимых для обеспечения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям нежилых помещений в многоквартирном доме, и объемов коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, сроки и порядок передачи указанной информации, а также порядок проверки ресурсоснабжающей организацией показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Если иное не установлено соглашением сторон, исполнитель предоставляет ресурсоснабжающей организации соответствующую информацию не позднее 26 -го числа расчетного месяца.
Соответственно, при заключении договоров между ресурсоснабжающими организациями и управляющей организацией ими согласовывается, в том числе порядок определения объемов поставляемых коммунальных ресурсов, сроки и порядок передачи такой информации.
В силу подпункта "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.
В этой связи, следует, что при отсутствии предоставленных Истцом сведений о показаниях приборов учета, указанных в Приложении N 3.2., в целях определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом на общедомовые нужды, Ответчиком правомерно указано на возможность использования сведений предоставленных непосредственно Потребителями, поименованными в Приложении N 3.2. к договору.
Таким образом, отсутствие в договоре условий, указанных в последнем абзаце п. 3.1.6., не повлияет на возможность определения ответчиком объема объем коммунального ресурса потребленного на общедомовые нужды.
Суд первой инстанции верно указал на то, что сформулированное ответчиком в договоре обязательство по предоставлению истцом показаний индивидуальных приборов учета и (или) реестров количества проживающих в жилых помещениях лиц (Приложение N 10) в подпункте "д" пункта 18 Правил N 124 не предусмотрено.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386, в случае, когда величина Употр превышает объем Уодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги; объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Согласно пункту 18 а) Правил заключения договоров, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса.
Исполнитель несет ответственность, в том числе за действия потребителей, предусмотренные пунктом 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которые повлекли нарушение установленных договором ресурсоснабжения показателей качества коммунального ресурса и объемов поставляемого коммунального ресурса.
Судом первой инстанции верно учтен пункт 35 Правил N 354, согласно которому потребитель не вправе:
- использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей;
- самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета;
- несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Законодательством предусмотрена ответственность "Покупателя" за невыполнение требований по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги по заявке гарантирующего поставщика и за действия потребителей, которые повлекли нарушение качества электрической энергии и нарушение режима ее потребления.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 442 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Без взаимного согласия сторон условие обязывающее одну сторону для совершения определенных действий не может быть включено в договор, в том числе по решению суда.
В соответствии с п.1 ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать а сделки (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т.п.). и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Если такие последствия не предусмотрены, применяются последствия несоблюдения простой письменной формы сделки (п. 1 ст. 162 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принцип свободы договора не позволяет включать в договор условия, прямо противоречащие закону.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах" при отсутствии в норме, регулирующей права и обязанности по договору, явно выраженного запрета установить иное, она является императивной, если исходя из целей законодательного регулирования это необходимо для защиты особо значимых охраняемых законом интересов (интересов слабой стороны договора, третьих лиц, публичных интересов и т.д.), недопущения грубого нарушения баланса интересов сторон либо императивность нормы вытекает из существа законодательного регулирования данного вида договора.
В соответствии со статьей 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по спору, возникшему при заключении или изменении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных по делу фактических обстоятельств дела и толкование норм закона, не свидетельствует о принятии судом незаконного решения.
Оснований не соглашаться с выводами, сделанными судом первой инстанции, судебная коллегия апелляционного суда не усматривает.
Аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения иного судебного акта по существу настоящего спора, повлияли бы на обоснованность и законность либо опровергли бы выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 марта 2021 года по делу N А55-1779/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1779/2020
Истец: ООО "Департамент ЖКУ и С"
Ответчик: ПАО "Самараэнерго"
Третье лицо: АО "ОРЭС Тольятти", АО "ОРЭС-Тольятти"