г. Санкт-Петербург |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А26-9469/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17680/2021) государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2021 по делу N А26-9469/2020, принятое
по заявлению государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго"
к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
3-е лицо: заместитель прокурора Питкярантского района Республики Карелия Маккиев Т.Ю.
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" (далее - Предприятие, ГУП "КарелКоммунЭнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.10.2020 N 25-244/5756-2508/ПС и от 22.10.2020 N 25-244/5756-2509/ПС о привлечении государственного унитарного предприятия Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго" к административной ответственности по статьям 9.11 и 9.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен заместитель прокурора Питкярантского района Республики Карелия Маккиев Т.Ю. (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права. Выводы суда основаны на недостоверных доводах Управления.
Кроме того, Общество ссылается на процессуальные нарушения, допущенные при проведении проверки.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в хозяйственном ведении ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" находится котельная по адресу: Питкярантский район, пос. Харлу, ул. Горького, д. 12, корп. 1.
В ходе проверки 25.08.2020 указанной котельной прокуратура Питкярантского района Республики Карелия установила нарушения требований, предусмотренных Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - ПТЭТЭ), действовавшими до 31.12.2020 Правилами по охране труда при эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.08.2015 N 551н (далее - ПОТЭТЭ) и Инструкцией по устройству молниезащиты зданий и сооружений РД 34.21.122-87 (утверждена Главтехуправлением Минэнерго СССР 12.10.1987).
По результатам проверки была составлена справка о выявленных нарушениях от 25.08.2020.
23.09.2020 заместитель прокурора Питкярантского района Макиев Т.Ю. возбудил в отношении ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.9 и 9.11 КоАП РФ.
22.10.2020 по данным административным делам вынесены оспариваемые постановления о привлечении ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" к ответственности по статье 9.9 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 10 000 рублей(постановление N 25-244/5756-2509/ПС) и по статье 9.11 КоАП РФ в виде взыскания 20 000 рублей штрафа (постановление N 25-244/5756-2508/ПС).
Не согласившись с вынесенными постановлениями, Предприятие оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и оснований для признания правонарушения малозначительным, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявления
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Статьей 9.9 КоАП РФ установлена административная ответственность для юридических лиц (наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток) за ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах.
Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия или бездействие, связанные с нарушением установленного разрешительного порядка ввода в эксплуатацию топливно- и энергопотребляющих объектов.
Субъектом данного административного правонарушения может являться собственник указанных в статье установок, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту электроустановок жилого здания (управляющая организация), а также организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании договора.
Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность для юридических лиц (наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток) за нарушение правил эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) под требованиями безопасности в сфере теплоснабжения понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, технических регламентах и принимаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилах технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок. Правила технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования. Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации при осуществлении теплоснабжения и потребители тепловой энергии при потреблении тепловой энергии обязаны соблюдать требования безопасности в сфере теплоснабжения.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования безопасности в сфере теплоснабжения и принятые до дня вступления в силу Федерального закона от 1 мая 2016 года N 132-ФЗ, подлежат обязательному исполнению до вступления в силу правил технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок, указанных в статье 23.2 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 1 мая 2016 года N 132-ФЗ).
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным приказом Минэнерго России от 24.03.03 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), тепловая энергоустановка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Эксплуатация - период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.
Сфера регулирования Правил N 115 определена пунктом 1.1 данных Правил, в соответствии с которым Правила эксплуатации устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Согласно пунктам 12, 13 Устава основной целью деятельности ГУП РК "КарелКоммунЭнерго" является обеспечения надежного тепло- и газоснабжения населения в границах муниципальных образований Республики Карелия, для достижения которой Предприятие осуществляет организацию теплоснабжения на территории Республики Карелия, производство тепловой энергии, поддержание тепловой мощности, передачу теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, развитие систем теплоснабжения.
Факт выявленных в ходе проверки нарушений установлен судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, что образует событие вмененного правонарушения.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Предприятия состава вмененного правонарушения.
Существенных нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судами двух инстанций не установлено.
Предприятие считает, что выявленные нарушения являются нарушением требований законодательства в сфере безопасности теплоэых установок и сетей и при проведении спорной проверки прокурор вышел за ее, пределы, определенные решением от 24.08.2020 N 41.
Однако использованная заместителем прокурора Питкярантского района в постановлениях о возбуждений административных производств формулировка "проверка соблюдения теплоснабжающей организацией ГУП РК "КарелКомммунЭнерго" требований законодательства в сфере безопасности тепловых установок и сетей при подготовке к отопительному периоду 2020/2021 годов" не входит в разрез с предметом проверки, проведенной на основании решения от 24.08.2020 N 41.
Довод Предприятия о невозможности возбуждения административного производства в соответствии с примечанием к статье 28.1 КоАП РФ без составления акта проверки не может быть принят, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении не ставится в прямую зависимость от оформления акта проверки.
Пункт 14 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривает направление Акта в случае не выявления нарушений законодательства (не принятия мер прокурорского реагирования).
Ознакомление проверяемого лица с результатами проверки, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований, в обязанности прокурора не входит.
Вопреки доводам Предприятия, справка Ростехнадзора N 25-08-20-ОЗП от 25.08.2020 о выявленных нарушениях исполнения законодательства при подготовке к отопительному периоду 2020/2021 годов является средством фиксации выявленных в ходе проверки Предприятия нарушений законодательства.
Действующим законодательством не предусмотрено направление данного документа для ознакомления и согласования в поднадзорные организации и органы.
Пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации" определено, что прокурор или его замес^титель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.
В пункте 15 постановления Пленума Высшего Дрбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, исходя из изложенного постановления от 23.09.2020 о возбуждении в отношении Предприятия административных производств по статьям 9.9 и 9.11 КоАП РФ вынесены уполномоченным лицом.
О времени и месте возбуждения дел об административных правонарушениях директор Предприятия Хазанович СВ. надлежащим образом был извещен 07.09.2020 повесткой от 04.09.2020.
Иные доводы Общества были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены судом.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
В рассматриваемом случае назначенное Предприятию административное наказание в минимальном размере в сумме 20 000 руб. отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. При назначении наказания Управлением учтено частичное исполнение выявленных нарушений.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.04.2021 по делу N А26-9469/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-9469/2020
Истец: ГУП Республики Карелия "КарелКоммунЭнерго"
Ответчик: Северо-Западное управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Третье лицо: заместитель прокурора Питкярантского района Республики Карелия Маккиев Т.Ю.