г. Тула |
|
5 августа 2021 г. |
Дело N А68-6764/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.08.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Капустиной Л.А. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фроловой Е.С., при участии от истца - Фесак Н. В. (доверенность N УБ-3330 от 29.12.2020, паспорт, диплом), от ответчика - Чембурова А. С. (доверенность от 11.01.2021, паспорт, удостоверение адвоката), в отсутствие иных лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-Стиль" на решение Арбитражного суда Тульской области от 15.04.2021 по делу N А68-6764/2020 (судья Чигинская Н.Е.), принятое по иску Управления по благоустройству администрации города Тулы (г. Тула, ИНН 7107513625, ОГРН 1097154000426) к обществу с ограниченной ответственностью "Дизайн-Стиль" (г. Тула, пос. Косая Гора, ИНН 7107525596, ОГРН 1107154026044) о расторжении муниципального контракта N2020.19926 от 29.04.2020, и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-Стиль" (г. Тула, пос. Косая Гора, ИНН 7107525596, ОГРН 1107154026044) к Управлению по благоустройству администрации города Тулы (г. Тула, ИНН 7107513625, ОГРН 1097154000426), третье лицо: Финансовое управление Администрации г. Тулы (г. Тула, ИНН 7107032600, ОГРН 1027100976473) о взыскании убытков в размере 197 589 рублей 20 копеек, штрафа в размере 10 000 рублей, расходов на оплату госпошлины в размере 7 152 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление по благоустройству администрации города Тулы (далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к обществу с ограниченной ответственностью "Дизайн-Стиль" (далее - ответчик, общество) с исковым заявлением о расторжении муниципального контракта N 2020.19926 от 29.04.2020.
Общество с ограниченной ответственностью "Дизайн-Стиль" обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Управлению по благоустройству администрации города Тулы с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 197 589 руб. 20 коп., штрафа в размере 10 000 руб., расходов на оплату госпошлины в размере 7 152 руб.
Определением суда от 14.01.2021 в одно производство для совместного рассмотрения объединены дела N А68-8608/2020 и А68-6764/2020, объединенному делу присвоен номер N А68-6764/2020.
Определением суда от 04.03.2020 третьим лицом по делу привлечено финансовое управление администрации города Тулы.
Решением суда от 15.04.2021 первоначальные исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить. Указывает на незаконность и необоснованность принятого судебного акта.
Представитель ответчика доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение просил отменить, в иске Управления отказать, встречный иск - удовлетворить.
Представитель ответчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
От третьего лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, в которой просит решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
29.04.2020 между управлением по благоустройству администрации города Тулы (далее - заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Дизайн-Стиль" (далее - заказчик) заключен муниципальный контракт N 2020.19926 на выполнение работ по асфальтированию и щебенению городских кладбищ, расположенных на территории муниципального образования город Тула (далее - контракт) по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства в установленные п.3 контракта сроки выполнить работы по асфальтированию и щебенению городских кладбищ, расположенных на территории муниципального образования город Тула (далее - работы), в соответствии со сметной документацией (приложение N 1) и техническим заданием (приложение N 2), являющимися неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных надлежащим образом работ в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (пункт 1.1 контракта).
Цена контракта составляет 6 328 474 руб. (пункт 2.1. контракта). Срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 30.09.2020.
В связи с проведением комплекса антикризисных мер по увеличению доходов и оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Тула, на основании распоряжения администрации города Тулы от 30.04.2020 N 1/103-р "О внесении изменений в распоряжение администрации города Тулы от 27.04.2020 N1/98-р" в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования город Тула на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов были внесены изменения и уменьшены ассигнования на 2020 год управлению по благоустройству администрации города Тулы на реализацию основного мероприятия "Выполнение комплексных работ по содержанию и ремонту городских кладбищ" в рамках муниципальной программы "Комплексное благоустройство муниципального образования город Тула" на сумму 8 727, 9 тыс. руб.
12.05.2020 управление, руководствуясь пунктом 6 части 1, частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктом 13.2 контракта почтовым отправлением с уведомлением направило в адрес ответчика подписанное со своей стороны соглашение о расторжении контракта (сопроводительное письмо от 08.05.2020 N УБ-1041).
Соглашение о расторжении получено подрядчиком 14.05.2020.
Ответчик письмом от 15.05.2020 N 121, в целях обсуждения вопроса расторжения контракта, предложил провести рабочую встречу.
Истец указывает, что 20.05.2020 в ходе совещания, ответчику детально были разъяснены причины расторжения контракта, однако от подписания соглашения о его расторжении ответчик отказался.
09.06.2020 управление повторно в адрес ответчика с электронной почты TarasenkoIA@cityadm.tula.ru направлено письмо N УБ/вх-267/1 с просьбой о подписании соглашения о расторжении контракта и возвращении второго подписанного ответчиком экземпляра истцу.
10.06.2020 заказчиком в адрес ответчика с электронной почты TarasenkoIA@cityadm.tula.ru направлено письмо N УБ/вх-388/1, в котором повторно указано на необходимость подписания соглашения о расторжении контракта и возвращении второго подписанного подрядчиком экземпляра.
15.06.2020 в адрес подрядчика почтовым отправлением с уведомлением повторно направлено разъяснение и соглашение о расторжении контракта, подписанное со стороны заказчика (N 8825-К/2). Указанное письмо получено подрядчиком 18.06.2020.
Подрядчик письмом от 22.06.2020 N 263 направил в адрес управления претензию о возмещения убытков и оплаты штрафа за неисполнение контракта в сумме 369 389, 20 рублей в срок до 25.06. 2020.
До настоящего времени соглашение о расторжении муниципального контракта на выполнение работ по асфальтированию и щебенению городских кладбищ, расположенных на территории муниципального образования город Тула от 29.04.2020 N 2020.19926 (реестровый номер контракта 37107513625 20 000014) подрядчиком не подписано.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими исками.
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Пунктом 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу, расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Исключение из данного правила составляют в том числе случаи, когда право на односторонний отказ от исполнения договора предусмотрено законом или договором.
В рамках настоящего спора истец указывает на существенное изменение обстоятельств, а именно введение ограничений в связи с коронавирусной инфекцией.
В силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 451 ГК РФ при расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
Изменение обстоятельств признается существенным при одновременном наличии условий, содержащихся в перечне, приведенном в пункте 2 статьи 451 ГК РФ и свидетельствующем о приоритете защиты стабильности исполнения договорных обязательств (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 N 18-КГ16-102).
При этом следует принять во внимание, что договор в связи с существенным изменением обстоятельств, как правило, подлежит расторжению, а не изменению. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда лишь в исключительных случаях (пункт 4 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законом установлено два таких случая: расторжение договора противоречит общественным (публичным) интересам; расторжение договора повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.4 контракта заказчик осуществляет финансирование по контракту за счет средств бюджета муниципального образования город Тула в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствующем финансовом году. Оплата по контракту осуществляется по КБК 865 05.03 1010612760 244.
Согласно подпункту б пункта 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).
Пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона от 12.11.2019 N 367-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году" (далее - Федеральный закон от 12.11.2019 N 367-ФЗ) установлено, что в ходе исполнения местного бюджета в 2020 году дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись местного бюджета, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в соответствии с 8 решениями местной администрации в сводную бюджетную роспись местного бюджета без внесения изменений в муниципальный правовой акт представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут быть внесены изменения в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на иные цели, определенные местной администрацией.
К основаниям установленным пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по внесению изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в решение о бюджете, в 2020 году дополнительно федеральным законодательством предусматривалась возможность перераспределять бюджетные ассигнования на цели, определенные в соответствии с решениями местной администрации.
Администрацией города Тулы в соответствии с пунктом 4 статьи 2.1 Федерального закона от 12.11.2019 N 367-ФЗ утверждено постановление от 14.04.2020 N 1251 "О дополнительных основаниях для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования город Тула в 2020 году" (далее - Постановление администрации города Тулы от 14.04.2020 N 1251).
Согласно пункту 1 Постановления администрации города Тулы от 14.04.2020 N 1251 в ходе исполнения бюджета муниципального образования город Тула в 2020 году дополнительно к основаниям для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования город Тула, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, решением Тульской городской Думы от 26 июня 2008 года N47/1095 "О Положении "О бюджетном процессе в муниципальном образовании город Тула" в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования город Тула без внесения изменений в решение Тульской городской Думы от 11.12.2019 N 5/84 "О бюджете муниципального образования город Тула на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", могут быть внесены изменения в том числе в случае перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на увеличение зарезервированных бюджетных ассигнований, предусмотренных по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления администрации города Тулы от 14.04.2020 N 1251 Финансовое управление вправе вносить изменения в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования город Тула на основании распоряжения администрации города Тулы в случаях, установленных пунктом 1 Постановления администрации города Тулы от 14.04.2020 N 1251.
Распоряжением администрации города Тулы от 27.04.2020 N 1/98-р "О перераспределении бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования город Тула в 2020 году" (далее - Распоряжение администрации города Тулы от 27.04.2020 N 1/98-р) в рамках проведения комплекса антикризисных мер по увеличению доходов и оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Тула перераспределены бюджетные ассигнования бюджета муниципального образования город Тула в 2020 году.
В соответствии с приложением к Распоряжению администрации города Тулы от 27.04.2020 N 1/98-р на увеличение зарезервированных бюджетных ассигнований, предусмотренных по подразделу "Другие общегосударственные вопросы" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, распределено 672 499,5 тыс. руб., на эту же сумму уменьшены бюджетные ассигнования у главных распорядителей бюджетных средств муниципального образования город Тула.
Управлению по благоустройству администрации города Тулы бюджетные ассигнования уменьшены на сумму 61 206,3 тыс. рублей, в том числе по целевой статье расходов 10 1 06 12760 "Мероприятия по выполнению комплексных работ по содержанию и ремонту городских кладбищ" на 8 727,9 тыс. рублей.
Пунктом 1 Распоряжения администрации города Тулы от 27.04.2020 N 1/98-р, установлено право Финансового управления внести изменения в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования город Тула в 2020 году согласно приложению к вышеназванному распоряжению.
В соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета муниципального образования город Тула и бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств бюджета муниципального образования город Тула (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального 10 образования город Тула), утвержден приказом Финансового управления от 29.12.2015 N 64 (в редакции от 26.03.2020) (далее - Порядок).
На основании пункта 3.3. Порядка Финансовым управлением были внесены изменения в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального образования город Тула на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в части уменьшения бюджетных ассигнований управлению по благоустройству администрации города Тулы на общую сумму -61 206,3 тыс. рублей, в том числе -8 727, 9 тыс. рублей по коду бюджетной классификации: код главы 865 "Управление по благоустройству администрации города Тулы", подраздел 0503 "Благоустройство" раздела "Жилищно-коммунальное хозяйство", целевая статья расходов 10 1 06 12760 "Мероприятия по выполнению комплексных работ по содержанию и ремонту городских кладбищ", вид расходов 240 "Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" на реализацию основного мероприятия "Выполнение комплексных работ по содержанию и ремонту городских кладбищ" в рамках муниципальной программы "Комплексное благоустройство муниципального образования город Тула", которые утверждены решениями об изменении сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств бюджета муниципального образования город Тула от 30.04.2020 в соответствии с пунктом 3.4 Порядка по форме согласно приложению N 14 к Порядку.
Финансовое управление довело до главных распорядителей внесение изменений в показатели сводной бюджетной росписи уведомлением об изменении бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования город Тула и уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств по формам согласно приложениям N 8 и N 10 к Порядку:
- уведомление об изменении бюджетных ассигнований из бюджета муниципального образования город Тула на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 30.04.2020 на общую сумму (- 61 206,3) тыс. рублей, в том числе по целевой статье расходов 10 1 06 12760 "Мероприятия по выполнению комплексных работ по содержанию и ремонту городских кладбищ" на (-8 727,9) тыс. рублей;
- уведомление об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 30.04.2020 на общую сумму (-56 237,9) тыс. рублей, в том числе по целевой статье расходов 10 1 06 12760 "Мероприятия по выполнению комплексных работ по содержанию и ремонту городских кладбищ" на (-8 450,2) тыс. рублей.
Кроме того, ранее на основании абзаца 3 пункта 13 постановления администрации города Тулы от 07.02.2020 N 314 "О мерах по реализации решения Тульской городской Думы от 11.12.2019 N 5/84" (в ред. от 26.03.2020) и пункта 2 4 Порядка Финансовым управлением 26.03.2020 был осуществлен отзыв лимитов бюджетных обязательств по управлению по благоустройству администрации города Тулы на общую сумму (-4 968,4) тыс. рублей, в том числе по целевой статье расходов 10 1 06 12760 "Мероприятия по выполнению комплексных работ по содержанию и ремонту городских кладбищ" на сумму (-277,7) тыс. рублей.
До управления по благоустройству администрации города Тулы отзыв лимитов бюджетных обязательств доведен уведомлением об изменении лимитов бюджетных обязательств на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов от 26.03.2020 (по форме согласно приложению N 10 к Порядку) письмом от 31.03.2020 NСЗ-1393.
Перераспределение бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования город Тула в 2020 году осуществлено в рамках проведения комплекса антикризисных мер по увеличению доходов и оптимизации расходов бюджета муниципального образования город Тула, в том числе возникших в связи с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
О внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи управление было уведомлено 06.05.2020 и при заключении контракта указанные обстоятельства заказчику известны не были.
Таким образом, доказательств злоупотреблением правом или недобросовестности осуществления своих прав и обязанностей со стороны заказчика в рамках заключения, исполнения и расторжения контракта, в материалы дела не представлено.
Обстоятельства, на которые ссылается заказчик, а именно распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), ограничительные меры, связанные с угрозой ее быстрого распространения, введенные на территории Тульской области, а также перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции являются существенными, в момент заключения договора стороны не предполагали о возможности наступления указанных обстоятельств, предвидеть их наступление не представлялось возможным и, при указанных обстоятельствах контракт не был бы заключен, или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
С учетом изложенного суд области справедливо признал в данном случае существенным изменение обстоятельств и удовлетворил первоначальный иск.
Относительно встречного иска о взыскании убытков в размере 197 589 руб. 20 коп., в том числе упущенной выгоды в размере 197 585 руб. 20 коп. и 2 000 руб., оплаченных за участие в электронной процедуре для целей заключения контракта, а также штрафы в размере 10 000 руб. за неисполнение заказчиком пунктов 5.1.3 и 5.1.4 контракта, судебная коллегия отмечает следующее.
Пунктом 8.4 контракта установлено, что в случае просрочки исполнения заказчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 8.4.2 контракта штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 5 000 руб. если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно пункту 9.1 контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств, если такое неисполнение является следствием действия непреодолимой силы и их последствий: землетрясение, наводнение, пожар, ураган, смерч, сильные снежные заносы, другие признанные официально стихийные бедствия, а также военные действия, массовые заболевания, забастовки, ограничения перевозок, запрет торговых операций впоследствии применения международных санкций и другие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть или предотвратить.
Подрядчиком заявлено требование о взыскании штрафа в размере 10 000 руб. за неисполнение заказчиком пунктов 5.1.3 и 5.1.4 контракта, поскольку сроки исполнения обязательств, предусмотренные указанными пунктами истекли 12 и 15 мая 2020, однако схема производства работ не была получена, дата выезда на объект строительства не согласована.
Поскольку заказчик после получения уведомления о полном отзыве бюджетных обязательств, своевременно известил об этом заказчика и направил соглашение о расторжении контракта (сопроводительное письмо от 08.05.2020 N УБ-1041 направленное 12.05.2020 и полученное 14.05.2020 подрядчиком), судом не установлено нарушений обязательств по контракту со стороны заказчика. При таких обстоятельствах основания для взыскания штрафных санкций отсутствуют.
На основании статьи 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред
Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению только в случаях, предусмотренных законом (п. 3 ст. 1064 ГК РФ).
В рассматриваемом случае законом порядок возмещения вреда, причиненного в результате решения органов государственной власти о перераспределении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции не регламентирован, сторонами в соглашении такой порядок также не согласован.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для возложения на истца обязательства по возмещению ответчику убытков, причиненных в результате правомерных действий.
С учетом изложенного, расходы ответчика на участие в аукционе, а также неполучение прибыли, на которую он рассчитывал при заключении спорного договора, в данном случае относятся к его предпринимательским рискам, которые он как хозяйствующий субъект несет самостоятельно в силу положений абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 15.04.2021 по делу N А68-6764/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-6764/2020
Истец: ООО "Дизайн-Стиль", Управление по благоустройству администрации города Тулы
Ответчик: ООО "Дизайн-Стиль", Управление по благоустройству администрации города Тулы
Третье лицо: Финансовое управление Администрации г.Тулы