г. Владимир |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А43-39178/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Устиновой Н.В., Ковбасюка А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борзовой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.04.2021 по делу N А43-39178/2020,
по иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Нижегородской области, ИНН: 5250028086; ОГРН: 10452069402063, к обществу с ограниченной ответственностью "Волжская судоходная компания "Флагман", ОГРН: 1115222000761; ИНН: 5211759364,
о взыскании 1 310 040 руб.,
при участии представителей: от ответчика - Денисовой С.В. по доверенности от 17.05.2021 сроком действия 3 года, диплому о высшем юридическом образовании регистрационный номер 36865 от 24.05.2002;
установил.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Нижегородской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 6 по Нижегородской области, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Волжская судоходная компания "Флагман" (далее - Общество, ООО "Волжская судоходная компания "Флагман", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 310 040 руб.
Решением от 13.04.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает, что нормативный правовой акт, дополнивший перечень отраслей видом экономической деятельности "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" (постановление Правительства Российской Федерации N 927), по состоянию на 30.06.2020 не действовал (не подлежал применению), поскольку вступил в силу 07.07.2020 (пункт 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").
С учетом изложенного, апеллянт полагает, что законные основания для выплаты субсидии ООО "Волжская судоходная компания "Флагман" за апрель 2020 г. в размере 655 020 руб. и май 2020 г. в размере 655 020 руб. отсутствовали.
Также истец обращает внимание суда на Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2021 года N 09-01-09/2217, согласно которому действовавший на момент окончания срока направления заявлений на предоставление субсидий Перечень не содержал код ОКВЭД 50.30 - "деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта".
Протокольным определением суда от 15.06.2021 рассмотрение апелляционной жалобы в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось.
Представитель ответчика в отзыве на апелляционную жалобу, в дополнении к отзыву, а также в судебном заседании указал на законность и обоснованность принятого судебного акта, в удовлетворении апелляционной жалобы просил отказать.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании платежных поручений от 08.07.2020 N 812603, от 02.07.2020 N491630 ООО "Волжская судоходная компания "Флагман" получило субсидию за апрель и май 2020 года на общую сумму 1 310 040 руб.
В последствии налоговый орган пришел к выводу о том, что ООО "Волжская судоходная компания "Флагман" получена субсидия без соответствующих на то оснований, в связи с чем в адрес Общества направлено соответствующее уведомление от 17.07.2020 с требованием о возврате субсидии.
Неисполнение требований в добровольном порядке явилось основанием для обращения инспекции в суд с настоящим иском.
В обоснование исковых требований истец указал следующее.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Правила), которые устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 г. (пункт 1 Правил).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
Основной вид экономической деятельности ответчика, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 - 50.3 "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта".
При этом ОКВЭД 50.3 "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" включен в Перечень Постановлением Правительства РФ от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции". Данные изменения вступили в силу 07.07.2020.
Таким образом, на момент обращения ООО "Волжская судоходная компания "Флагман" в налоговый орган с заявлением о представлении субсидии (30.06.2020) Постановление Правительства РФ от 26.06.2020 N 927 не вступило в силу.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения иска, исходя из следующего.
В силу пункта 1 Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц основной вид деятельности Общества - "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" (код ОКВЭД 50.3).
В соответствии с пунктом 5 Правил для получения субсидий за апрель и май 2020 г. получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 г.
Общество 30.06.2020 обратилось в Инспекцию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
После проведенной налоговым органом проверки в порядке, установленном пунктом 5 Правил, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, на счет ООО "Волжская судоходная компания "Флагман" 03.07.2020 и 09.07.2020 равными платежами перечислена субсидия за апрель и май 2020 года на общую сумму 1 310 040 руб.
В соответствии с пунктом 3 Правил одним из условий для включения в реестр в целях предоставления субсидии является отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" указанный перечень отраслей дополнен, в том числе видом экономической деятельности "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" (ОКВЭД 50.3).
Постановление Правительства РФ от 26.06.2020 N 927 опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29.06.2020 и вступило в силу 07.07.2020.
Общество обладает определяющим критерием на получение субсидии в соответствии с Правилами - по состоянию на 1 марта 2020 года информация об основном виде деятельности ООО "Волжская судоходная компания "Флагман" "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" (код ОКВЭД 50.3) содержалась в ЕГРЮЛ;
данный вид деятельности (код ОКВЭД 50.3) содержится в Перечне отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434;
по состоянию на дату перечисления Обществу второй части субсидии (09.07.2020) постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2020 N 927 "О внесении изменений в раздел 1 перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" вступило в силу;
установленное пунктом 5 Правил требование получателем субсидии соблюдено: заявление о предоставлении субсидии за апрель и май 2020 года направлено в налоговый орган до 01.07.2020.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что субсидия за апрель и май 2020 года предоставлена Обществу с соблюдением порядка и условий, установленных Правилами; оснований для возврата субсидии не имеется. Факт того, что на момент подачи заявления Постановление Правительства РФ от 26.06.2020 N 927 не вступило в силу, не может являться основанием для возврата субсидии.
Также судом отмечено, что в соответствии с пунктом 11 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факты искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета налоговым органом не приведены, что также свидетельствует об отсутствии оснований для возврата субсидии.
При этом судом рассмотрены и критически расценены доводы Инспекции, согласно которым у юридических лиц с основным видом экономической деятельности 50.3 "Деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта" фактически отсутствует право на получение субсидии за апрель и май 2020 года, поскольку данная позиция идет вразрез с целями, установленными Правилами, а именно: частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Из смысла указанных норм права следует, что удовлетворение требований о взыскании неосновательного обогащения возможно при доказанности совокупности фактов приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, а также отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком.
Соответственно в предмет доказывания по данному основанию входит факт обогащения одного лица за счет другого; факт, что такое обогащение произошло при отсутствии к тому законных оснований, размер неосновательного обогащения.
Поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал факт неосновательного обогащения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Инспекции.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылка заявителя на письмо Минфина России от 15.01.2021N 09-01-09/2217 отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, как указано в самом письме, Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право давать разъяснения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и практики их применения.
Доводы апелляционной жалобы проверены и отклонены как основанные на неверном толковании норм материального права.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 13.04.2021 по делу N А43-39178/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N6 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
Н.В. Устинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-39178/2020
Истец: Межрайонная ИФНС N 10 по Нижегородской области
Ответчик: ООО "Волжская судоходная компания "Флагман"
Третье лицо: МРИ ИФНС N6