г. Вологда |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А05-1487/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Романовой А.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Природа" Иващенко И.Ю. по доверенности от 15.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 мая 2021 года по делу N А05-1487/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Природа" (ОГРН 1022901466400; ИНН 2901080020; адрес: 164288, Архангельская обл., раб. пос. Савинский, ул. Лесная, д. 16; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356; ИНН 2901200111; адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Министерство) о внесении изменений в договор аренды лесного участка от 03.09.2008 N 481, путем изложения приложений N 2, 3, 5 к договору в редакции истца.
Решением суда от 18 мая 2021 года исковые требования Общества удовлетворены; с Ответчика в пользу истца взыскано 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несогласие с судебным решением в части изложения приложения 3 к договору в предложенной Обществом редакции. Указывает, что объем заготовки древесины для истца с 2018 года не менялся. В предложенной Обществом редакции приложения 3 к договору объем заготовки древесины увеличивается с 12,8 тыс. куб. м до 38,5 тыс. куб. м, однако, поскольку предельная лесосека для Обозерского лесничества в целом не изменилась, то изменение объема лесопользования для одного из арендаторов является нарушением лесного законодательства.
Представитель истца в судебном заседании доводы Министерства отклонил по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Министерство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим судебное заседание состоялось без участия ответчика в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, Департаментом лесного комплекса Архангельской области (правопредшественник Министерства; Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка от 03.09.2008 N 481, по условиям которого Арендодатель на основании протокола о результатах лесного аукциона от 20.08.2008 N 5 обязуется предоставить, а Арендатор - принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, определенный в пункте 1.2 настоящего договора, на срок до 02.09.2057.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 договора Арендатору предоставляется лесной участок общей площадью 27 161 га в определенных кварталах в Верховском, Кирилловском, Емцовском участковых лесничествах Обозерского лесничества Архангельской области для заготовки древесины в объемах согласно приложению 3 к договору.
В приложении 2 к договору приведена характеристика лесного участка и его насаждений.
В приложении 3 к договору "Цели и объемы использования лесов" определено, что среднегодовой объем использования лесов в порядке заготовки древесины составляет 22,5 тыс. куб. м, также определены объемы заготовки в порядке сплошных рубок и выборочных рубок с распределением по породному составу и по целевому назначению лесов (в защитных и в эксплуатационных).
На момент заключения договора аренды при описании лесных участков использовались качественные и количественные характеристики лесных участков, составленные по материалам лесоустройства 2002 года.
Государственная регистрация договора произведена в установленном порядке 22.10.2008.
Сторонами 01.04.2009 заключено дополнительное соглашение N 1 к договору, в соответствии с которым внесены изменения в пункт 1.3 договора, а именно дополнены цели использования лесных участков - для осуществления научно-исследовательской деятельности, а также в новой редакции изложен пункт 2.1.1 договора и приложение 4А "Протокол согласования размера и сроков внесения арендной платы". Соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке 21.04.2009.
Впоследствии сторонами 27.11.2009 в связи с утверждением лесохозяйственного регламента по Обозерскому лесничеству заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды, в соответствии с которым в новой редакции, в частности, изложены приложения 2 и 3 к договору аренды.
Согласно приложению 3 в редакции соглашения от 27.11.2009 N 2, среднегодовой объем использования уменьшился до 12,8 тыс. куб.м.
Соглашение от 27.11.2009 N 2 зарегистрировано в установленном законом порядке 16.12.2009.
Общество 14.03.2017 заключило договор N 29-2018-77ЛУ с ФГБУ "Рослесинфорг" на выполнение работ по таксации леса и проектированию мероприятий по использованию, восстановлению, охране и защите лесов на лесных участках, переданных в аренду с целью заготовки древесины в Обозерском лесничестве.
Результаты выполненных работ переданы Обществу по акту приема-передачи. Материалы лесоустройства переданы в Министерство и были предметом обсуждений на лесоустроительных совещаниях.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 ноября 2020 года по делу N А05-4305/2020 на Министерство возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу ввести в действие материалы лесоустройства, осуществленного в отношении лесных участков, предоставленных Обществу по договору аренды лесных участков от 03.09.2008 N 481, и внести их в государственный лесной реестр.
В порядке исполнения данного судебного решения Министерством вынесено распоряжение от 18.01.2021 N 17р о внесении в государственный лесной реестр материалов таксации и проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, переданных в аренду в Обозерском лесничестве.
Общество 14.01.2021 обратилось в Министерство с заявлением о внесении изменений по качественным и количественным характеристикам в договор аренды лесных участков от 03.09.2008 N 481 на основании материалов лесоустройства.
В ответ на указанное обращение Министерство письмом от 27.01.2021 N 204-04-27/650 сообщило, что поскольку договор аренды был заключен по результатам лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды, то внесение изменений в договор возможно только в судебном порядке.
Отказ Министерства внести изменения в спорный договор аренды послужил основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными и обоснованными.
Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
Согласно части 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанные в названной норме существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 ЛК РФ), проводимой в порядке лесоустройства в границах всего арендуемого лесного участка и влекут изменение ежегодных объемов заготовки древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, то есть влекут изменение аукционных условий договора.
Из приведенных норм права следует, что ЛК РФ установлена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований.
Ссылаясь на то, что в результате таксации лесов произошло существенное изменение количественных и качественных характеристик лесного участка, переданного Обществу в аренду, Общество в исковом заявлении просило внести изменения, изложив в новой редакции приложение 2 (характеристики лесного участка), приложение 3 (ежегодный объем заготовки древесины), приложение 5 (акт приема-передачи лесного участка, переданного в аренду).
Министерство не заявило возражений против изложения в новой редакции приложения 2, содержащего сведения о характеристике лесного участка, но выразило несогласие с отраженным в приложении 3 увеличением ежегодного объема заготовки древесины.
В обоснование своего несогласия Министерство сослалось на то, что в соответствии с пунктом 6 Порядка исчисления расчетной лесосеки, утвержденного приказом Рослехоза от 27.05.2011 N 191 (далее - Порядок N 191), изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в лесохозяйственный регламент лесничества. Поскольку необходимые изменения в лесохозяйственный регламент Обозерского лесничества не вносились, актуализация данных по всему Обозерскому лесничеству не проводилась, то определить общий объем заготовки древесины на лесном участке, предоставленном Обществу, возможно только после пересмотра расчетной лесосеки всего Обозерского лесничества.
В соответствии с частью 4 статьи 29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В части 5 статьи 29 ЛК РФ определено, что возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Порядка N 191 исчисление и установление расчетной лесосеки осуществляется при разработке и утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков в установленном порядке, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 191 расчетная лесосека исчисляется по каждому лесничеству и лесопарку отдельно для эксплуатационных и защитных лесов по хозяйствам (хвойному, твердолиственному и мягколиственному) с распределением общего объема допустимого ежегодного изъятия древесины для каждого хозяйства по преобладающим породам.
Согласно пункту 5 Порядка N 191 расчетная лесосека устанавливается на срок действия лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка и вводится в действие с начала календарного года.
В пункте 6 Порядка N 191 предусмотрено, что изменение расчетной лесосеки не допускается без внесения соответствующих изменений в установленном порядке в лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Постановлением Министерства от 31.03.2014 N 8-п утвержден лесохозяйственный регламент Обозерского лесничества, в котором расчетная лесосека по всему лесничеству по ликвидной древесине составляет 424,50 тыс. куб. м.
Аналогичный размер расчетной лесосеки по ликвидной древесине (424,5 тыс. куб. м) установлен при утверждении лесохозяйственного регламента Обозерского лесничества в 2018 году (постановление Министерства от 30.11.2018 N 53п).
Изменения, вносимые в лесохозяйственный регламент Обозерского лесничества постановлением Министерства от 25.12.2020 N 67п, не коснулись величины ежегодно допустимого объема изъятия древесины (расчетная лесосека по лесничеству осталась 424,5 тыс. куб. м).
При этом суд обоснованно отклонил ссылку Министерства на непроведение актуализации данных по всему Обозерскому лесничеству, как на обстоятельство, препятствующее изменению допустимого объема изъятия на лесном участке, предоставленном Обществу, поскольку проведение актуализации данных по всему Обозерскому лесничеству зависит сугубо от волеизъявления Министерства.
Министерство, располагая данными об изменении качественных и количественных характеристик лесных насаждений на лесном участке, предоставленном Обществу, каких-либо мер для проведения работ, учитывающих изменения, не приняло.
В данном случае вследствие бездействия Министерства лесопользователь фактически лишен возможности воспользоваться результатами законно проведенных им работ.
Анализ изменений в приложения к договору аренды лесного участка с действующими приложениями к договору свидетельствует о том, что изменились существенные качественные и количественные показатели лесных насаждений. Данное обстоятельство в силу части 2 статьи 74.1 ЛК РФ является основанием для внесения предложенных Обществом изменений в договор аренды.
По вопросу правильности определения допустимого объема изъятия лесных ресурсов ответчик возражений не заявил. В апелляционной жалобе возражений по расчету также не содержится.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил исковые требования Общества, внес изменения в договор аренды лесного участка от 03.09.2008 N 481, изложив приложения 2, 3, 5 к договору в редакции истца.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 мая 2021 года по делу N А05-1487/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1487/2021
Истец: ООО "Природа"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области