город Ростов-на-Дону |
|
06 августа 2021 г. |
дело N А32-11894/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рымарь Р.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью фирма "СПАРТА"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 03.06.2021 по делу N А32-11894/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью фирма "СПАРТА" (ИНН 2304036884, ОГРН 1022300776068)
к межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью фирма "СПАРТА" (далее - ООО фирма "СПАРТА", общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - МРУ Росалкогольрегулирование, управление, административный орган) от 10.12.2020 N 0302/120320/00971 о назначении административного наказания, предусмотренного статьёй 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 03.06.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях общества состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО фирма "СПАРТА" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на то, что договор поставки товара заключен сроком на 1 год. Аванесян С.А. утратил статус предпринимателя после заключения договора. ООО фирма "СПАРТА" действовало в рамках заключенного договора. Любые изменения договора должны оформляться письменно. На дату отгрузки Аванесян С.А. не сообщал о прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. При отгрузке товара общество руководствовалось действующим договором поставки. В настоящем случае применимы положения ст. 2.9, ст. 4.1 КоАП РФ. Назначенный штраф является существенной суммой для общества. Нарушения обществом допущены за один день, по стечению обстоятельств от него не зависящих. Судом не определена возможность снижения размера наказания до разумных пределов.
В отзыве на апелляционную жалобу МРУ Росалкогольрегулирование просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От МРУ Росалкогольрегулирования поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица, участвующего в деле.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ООО фирма "СПАРТА" осуществляет деятельности по торговле пивом.
Согласно сведениям из единой государственной автоматизированной информационной системы (далее - ЕГАИС) "Отчет об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" 17.12.2019 зафиксирована поставка алкогольной продукции (код вида продукции 263) ООО фирма "СПАРТА" в адрес ИП Аванесян С.А. по товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 16.12.2019 N СФ0021684 в объеме 0,54 дал.
При проверке сведений должностными лицами административного органа установлено, что ИП Аванесян С.А. (ИНН 230112791690) прекратил свою деятельность в статусе индивидуального предпринимателя 24.07.2019.
Сведения о прекращении Аванесян С.А. предпринимательской деятельности включены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
Согласно объяснениям, представленным обществом от 24.03.2020, 01.06.2019 между ООО фирма "СПАРТА" и ИП Аванесян С.А. был заключен договор поставки товара (т. 1 л.д. 96), контрагент был проверен с помощью сайта https://egrul.nalog.ru/. На момент проверки обществом индивидуальный предприниматель не прекратил свою деятельность.
МРУ Росалкогольрегулирование пришло к выводу, что ООО фирма "СПАРТА" произвела розничную продажу алкогольной продукции в адрес физического лица. В указанных действиях административный орган усмотрел наличие состава административного правонарушения по ст. 14.19 КоАП РФ, 06.05.2020 в отношении ООО фирма "СПАРТА" составлен протокол об административном правонарушении N 0302/120320/00971.
Постановлением от 10.12.2020 N 0302/120320/00971 ООО фирма "СПАРТА" привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 150 000 руб.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 14.19 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Правовые основы регулирования деятельности по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Организации, осуществляющие в том числе оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет объема ее оборота (часть 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями. Производство вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, их хранение, поставки и розничную продажу вправе осуществлять сельскохозяйственные товаропроизводители.
На основании ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" определены основные понятия в следующих пунктах:
- оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;
- розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
ООО фирма "СПАРТА" осуществило поставку в адрес Аванесян С.А. согласно договору поставки от 01.06.2019, оформило ТТН от 16.12.2019 N СФ0021684 на поставку алкогольной продукции в объеме 0,54 дал в адрес вышеуказанного лица, и в установленные законом сроки подало заявку о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке алкогольной продукции как организация, осуществляющая поставку продукции по месту нахождения юридического лица, что подтверждается "Отчетом об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
На основании сведений из ЕГАИС установлено, что ООО фирма "СПАРТА" зафиксировало поставку алкогольной продукции 17.12.2019 в адрес физического лица (Аванесян С.А.) в объеме 0,54 дал.
Таким образом, поставка ООО фирма "СПАРТА" алкогольной продукции в объеме 0,54 дал в адрес гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем, не может квалифицироваться в качестве отгрузки продукции индивидуальному предпринимателю, осуществляющему розничную продажу продукции.
Общество имело возможность проверить контрагента на сайте Федеральной налоговой службы России.
Закон не устанавливает требования проверять статус контрагента, но данная проверка необходима в целях соблюдения поставщиком требований закона в части субъектов, в адрес которых может осуществляться поставка алкогольной продукции (не являющаяся актом розничной купли-продажи в адрес потребителей - физических лиц).
На основании изложенного, доводы общества о том, что на дату отгрузки Аванесян С.А. не сообщал о прекращении своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и о том, что при отгрузке товара общество руководствовалось действующим договором поставки, признаются судебной коллегией несостоятельными.
Таким образом, материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждено, что в нарушение приведенных положений законодательства, ООО фирма "СПАРТА" осуществляло оборот алкогольной продукции с нарушением установленного порядка учета, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ.
Имея возможность для недопущения нарушения порядка учета оборота алкогольной продукции, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законом требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.19 КоАП РФ.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу этой нормы права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
В нарушение ст. 65 АПК РФ обществом не представлено надлежащих доказательств принятия всех необходимых мер по соблюдению установленного порядка учета оборота алкогольной продукции.
В частности, обществом не представлено доказательств принятия мер для проверки статуса контрагента, в целях соблюдения установленного порядка поставки алкогольной продукции.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.19 КоАП РФ.
Суд не находит оснований для снижения административного штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обществом не представлены доказательства наличия обстоятельств, смягчающие административную ответственность.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для квалификации допущенного правонарушения в качестве малозначительного.
Объектом вменяемого обществу правонарушения является нарушение установленного нормативного порядка учета информации о реализуемой алкогольной продукции.
В силу статьи 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, поскольку действие данного закона распространяется на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции, а также в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней.
Нарушение установленного государством порядка учета оборота алкогольной продукции, посягает на права потребителей алкогольной продукции по приобретению качественного продукта (при этом в силу своих физико-химических свойств алкогольная продукция является продуктом повышенной опасности для жизни и здоровья потребителей), а также на фискальные интересы государства.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении возможных материальных последствий в виде неуплаченных в бюджет налогов, допуска в оборот некачественной алкогольной продукции (доказательств отсутствия данных последствий в материалах дела не имеется), но и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, годичный срок привлечения к административной ответственности, с учетом совершения правонарушения 16.12.2019, не истек. Обстоятельств, исключающих наличие состава административного правонарушения в деяниях общества, судом не установлено.
Назначенное административным органом административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции ст. 14.19 КоАП РФ и соразмерно совершенному деянию по характеру и тяжести правонарушения, отвечает целям и задачам административного наказания.
Обществом не представлено, и судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 N 74-0, от 24.04.2002 N 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, повышенную опасность правонарушения, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб. соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для замены назначенного обществу наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Допущенное обществом правонарушение в виде нарушения порядка фиксации в ЕГАИС операций оборота алкогольной продукции представляет угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей.
Доводы апелляционной жалобы общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 АПК РФ в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Частью 4 статьи 208 АПК РФ установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2021 по делу N А32-11894/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-11894/2021
Истец: ООО фирма "СПАРТА"
Ответчик: межрегиональное управление Федеральной службы по регулирвоанию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЮФО