г. Чита |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А19-7447/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лю-фа-хуан Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2021 года по делу N А19-7447/2021 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (ОГРН 1023800838490, ИНН 3803000035) к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида Детский сад "Березка" (ОГРН 1023802313097, ИНН 3823029709, 665772, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. Горького, д. 7Б) о взыскании 7000 руб.,
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (далее - УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида Детский сад "Березка" (далее - МКДОУ "Березка") о взыскании 7000 руб., составляющих сумму штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в том числе: за 2017 год в размере 1000 руб., за октябрь 2017 в размере 500 руб., за январь 2019 в размере 1000 руб., за февраль 2019 в размере 500 руб., за апрель 2019 в размере 500 руб., за май 2019 в размере 500 руб., за октябрь 2019 в размере 2500 руб., за ноябрь 2019 в размере 500 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2021 года по делу N А19-7447/2021 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Как следует из апелляционной жалобы, поскольку страхователем представлены дополняющие формы СЗВ-М, СЗВ-Стаж после установленного законодательством срока за отчетные периоды на застрахованных лиц, отсутствующих в исходных сведениях, привлечение учреждения к ответственности является обоснованным.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
От Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области поступило ходатайство о замене стороны Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области его правопреемником - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области.
Из представленных Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области документов, судом апелляционной инстанции установлено, что на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 03.03.2021 N 51П "О реорганизации территориальных органов ПФР в Иркутской области" произведена реорганизация Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области путем присоединения к нему, в том числе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области. Соответствующая запись внесена в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" к лицам, имеющим право на обжалование в порядке апелляционного производства, относятся правопреемники лиц, участвующих в деле, не вступившие в процесс при рассмотрении дела арбитражным судом первой инстанции.
Таким образом, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980, адрес) является правопреемником прав и обязанностей Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (ОГРН: 1023800838490, ИНН: 3803000035), в связи с чем, ходатайство подлежит удовлетворению.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 24.06.2021.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа.
В результате проверки должностным лицом УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области обнаружено и в соответствующих актах отражено нарушение страхователем требований пунктов 2, 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, что выразилось в несвоевременном представлении сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2017, январь 2019, февраль 2019, апрель 2019, май 2019, октябрь 2019, ноябрь 2019 и по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
По результатам рассмотрения актов УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области вынесены решения от 25.09.2020 N N 048S19200030325, 048S19200030326, 048S19200030328, 048S19200030327, от 06.10.2020 NN 048S19200031729, 048S19200031728, от 26.10.2020 N 048S19200033942, от 29.12.2020 N 048S19200040651, в соответствии с которыми МКДОУ "Березка" привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за нарушение сроков преставления индивидуальных сведений, в том числе:
за январь 2019 - в виде штрафа в размере 1000 руб.;
за февраль 2019 - в виде штрафа в размере 500 руб.;
за апрель 2019 - в виде штрафа в размере 500 руб.;
за май 2019 - в виде штрафа в размере 500 руб.;
за октябрь 2019 - в виде штрафа в размере 2500 руб.;
за ноябрь 2019 - в виде штрафа в размере 500 руб.;
за октябрь 2017 - в виде штрафа в размере 500 руб.;
за 2017 год - в виде штрафа в размере 1000 руб.
Требования об уплате штрафов от 20.10.2020 N 048S01200028898, N 048S01200028901, N 048S01200028903, N 048S01200028902, от 02.11.2020 N 048S01200030768, N 048S01200030767, от 23.11.2020 N 048S01200032421, от 02.02.2021 N 048S01210002653, направленны страхователю, в установленные в них сроки не исполнены.
В связи с неуплатой сумм штрафных санкций в добровольном порядке УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" МКДОУ "Березка" является страхователем по данному виду страхования, согласно пункту 2 статьи 14 данного Закона обязано представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Этим же законом определены обязанность (статья 15), объем и сроки (статья 11) представления таких сведений.
В силу статьи 1 названного Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 11 настоящего Закона страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данном пункте.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: - страховой номер индивидуального лицевого счета; - фамилию, имя и отчество; - идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 N 83п.
В соответствии с приложением к Постановлению N 83п при представлении сведений о застрахованных лицах обязательно заполняется тип формы (код): "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за спорные периоды представлены учреждением в орган Пенсионного фонда с соблюдением установленных сроков, а именно: 09.11.2017 - за октябрь 2017 на 112 застрахованных лиц, 07.02.2019 - за январь 2019 на 117 застрахованных лиц, 04.03.2019 - за февраль 2019 на 1117 застрахованных лиц, 16.05.2019 - за апрель 2019 на 119 застрахованных лиц, 04.06.2019 - за май 2019 на 121 застрахованное лицо, 11.11.2019 - за октябрь 2019 на 114 застрахованных лиц, 06.12.2019 - за ноябрь 2019 на 116 застрахованных лиц.
Судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что исходные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год были представлены страхователем 28.02.2018, т.е. в установленный законом срок.
В связи с самостоятельным обнаружением ошибок в первоначально поданных сведениях страхователем в УПФР в г. Братске и Братском районе Иркутской области посредством электронного документооборота представлена отчетность (дополняющая) на застрахованных лиц, сведения в отношении которых, в исходных формах отражены не были, в том числе: 28.05.2020 - за январь 2019 на 2 застрахованных лица, за февраль 2019 на 1 застрахованное лицо, за апрель 2019 на 1 застрахованное лицо, за май 2019 на 1 застрахованное лицо, 06.07.2020 - за октябрь 2019 на 5 застрахованных лиц, за ноябрь 2019 на 1 застрахованное лицо, 23.09.2020 - за октябрь 2017 на 1 застрахованное лицо, 06.10.2020 - за 2017 год на 2 застрахованных лица.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно позиции Пенсионного органа, предоставление дополнительных (корректирующих) сведений с пропуском установленного законом срока не освобождает страхователя от ответственности.
Вместе с тем, указанные выводы Пенсионного фонда признаны судом первой инстанции ошибочными ввиду следующего.
В силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом, исходя из конструкции нормы статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ срок, в течение которого страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не установлен.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) (зарегистрирована в Минюсте России 06.02.2017 N 45549, вступила в силу 19 февраля 2017 года).
Согласно пункту 37 Инструкции при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки). В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац 2 пункту 39 Инструкции).
В соответствии с абзацем 3 пункта 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, самостоятельно откорректировав их путем представления сведений на застрахованных лиц, которые отсутствовали в исходной форме СЗВ-Стаж за 2017 год и СЗВ-М за отчетные периоды 2019 года до составления акта, следовательно, основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете отсутствуют.
Довод Пенсионного фонда со ссылкой на Инструкцию N 211н о том, что дополнительное представление сведений на застрахованных лиц, в отношении которых не были представлены сведения в срок, является не исправлением ошибок в ранее представленных сведениях, а дополнительным представлением сведений с нарушением срока, подлежит отклонению, как противоречащий статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ, которая предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Право страхователя на исправление отчетности предусмотрено Федеральным законом N 27-ФЗ. В противном случае у страхователя отсутствовал бы стимул к своевременному и самостоятельному выявлению ошибок и их исправлению в представленных им сведениях персонифицированного учета. При этом форма отчетности предусматривает представление сведений как единого документа в целом по страхователю в разрезе застрахованных лиц, а не представление отдельной формы отчетности на каждое застрахованное лицо.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения требования о взыскании 7000 рублей, составляющих сумму штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену истца по делу N А19-7447/2021 Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Братске и Братском районе Иркутской области (ОГРН 1023800838490; ИНН 3803000035) на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980).
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 мая 2021 года по делу N А19-7447/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Ломако |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-7447/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Братске и Братском районе Иркутской области
Ответчик: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад "Березка"