г. Владимир |
|
02 августа 2021 г. |
Дело N А43-589/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2021.
В полном объеме постановление изготовлено 02.08.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.04.2021 по делу N А43-589/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" (ОГРН 1075263006092, ИНН 5263061980) о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода от 23.12.2019 N 062/057/113-2019.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" - Зинкова О.В. на основании доверенности от 16.02.2021 сроком действия до 16.02.2022 и диплома о высшем юридическом образовании.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода ходатайствует о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (входящий N 01АП-4240/21 от 07.07.2021).
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 29.07.2021 в 13 час. 45 мин.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Сормовском районе города Нижнего Новгорода (далее - Управление, страховщик, заявитель) проведена выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" (далее - ООО "Ассоль", общество, страхователь), в ходе которой страховщиком установлено неправомерное применение обществом, являющимся медицинской организацией, основным видом деятельности которой является стоматологическая практика (код ОКВЭД 85.13), пониженного тарифа страховых взносов в 2016 году.
Результаты проверки отражены в акте от 25.11.20.19
Рассмотрев акт выездной проверки с учетом возражений страхователя, Управление вынесло решение от 23.12.2019 N 062/057/113-2019, которым привлекло ООО "Ассоль" к ответственности, предусмотренной статьей 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в размере 2 400 руб., а также статьей 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 115 603 руб. 91 коп.
Также указанным решением ООО "Ассоль" начислены страховые взносы в сумме 578 016 руб. 09 коп. и соответствующие пени по состоянию на 31.12.2016.
Общество, не согласившись с решением Управления от 23.12.2019 N 062/057/113-2019, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 30.04.2021 удовлетворил заявленные Обществом требования. При этом, руководствуясь положениями Федерального закона 212-ФЗ, Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ), Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ООО "Ассоль" правомерно не учитывало доходы в виде целевых бюджетных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в целях применения пониженных тарифов страховых взносов.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению Управления, поскольку величина доходов страхователя от оказания платных услуг в сфере здравоохранения (код 85 ОКВЭД) в 2016 году составляет менее 70 % от общего объема доходов, ООО "Ассоль" не вправе применять пониженные тарифов страховых взносов.
Заявитель указывает, что плательщик страховых взносов обязан уплачивать взносы в общем порядке и сумма страховых взносов за 2016 года подлежит восстановлению к уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Подробно доводы Управления приведены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Управления, считают решение суда законным и обоснованным, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя заявителя.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителя ООО "Ассоль", Первый арбитражный апелляционный установил наличие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ ООО "Ассоль" является плательщиком страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу статьи 12 Федерального закона N 212-ФЗ тариф страхового взноса - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Статьей 58 Федерального закона N 212-ФЗ установлен порядок применения пониженного тарифа страховых взносов для плательщиков страховых взносов.
Согласно подпункта "т" пункта 8 части 1, части 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является здравоохранение и предоставление социальных услуг.
Соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 настоящей статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Подтверждение основного вида экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишаются права применять установленные частями 3.2 и (или) 3.4 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода, в котором допущено такое несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в бюджеты государственных внебюджетных фондов в установленном порядке (часть 1.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности которой является здравоохранение и предоставление социальных услуг, указанный в подпункте "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, вправе уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу при соблюдении условия о доле доходов по данному виду деятельности не менее 70 % в общем объеме доходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Пунктом 1 части 1.1 статьи 346.15 НК РФ, обусловлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, в том числе в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц (пункт 14 части 1 статьи 251 НК РФ).
В силу взаимосвязанных положений пункта 1 части 1.1 статьи 346.15 и пункта 14 части 1 статьи 251 НК РФ субсидии (целевые поступления) не учитываются при определении объекта налогообложения, однако, эти поступления, согласно части 2 статьи 249 и части 1 статьи 251 НК РФ, включаются в общий состав доходов учреждения. При определении общего объема доходов следует суммировать все доходы, полученные плательщиком страховых взносов от всех видов деятельности.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде средств, получаемых медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе обязательного медицинского страхования, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование этих лиц.
Как указано в пункте 2 определения Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1467-О, статьей 58 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена возможность применения отдельными плательщиками пониженных тарифов страховых взносов, причем возможность воспользоваться данной льготой связывается законодателем с выполнением ряда условий, одним из которых выступает необходимость подтверждения основного вида экономической деятельности (пункт 8 части 1). Соответствующий вид экономической деятельности признается основным при получении от него установленного размера дохода, определяемого согласно положениям статьи 346.15 НК РФ (часть 1.4), который, в свою очередь, не предполагает возможности учета в качестве такого дохода средств, получаемых медицинскими организациями от страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование; при этом указанные средства не учитываются и при определении объекта налогообложения для целей применения упрощенной системы налогообложения (статьи 251 и 346.15 НК РФ).
Таким образом, из содержания статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ и норм налогового законодательства следует, что в общую сумму доходов включаются любые доходы, вне зависимости от источников поступления, в том числе целевые бюджетные средства ОМС. При этом при определении основного вида экономической деятельности плательщика страховых взносов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов следует суммировать только доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав при осуществлении соответствующего вида деятельности (в данном случае - реализация медицинских платных услуг). В связи с чем, доля дохода от основного вида экономической деятельности определяется без учета медицинских услуг, оплаченных за счет целевых средств ОМС.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлено, что в проверяемый период на основании пункта 8 части 1 и части 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ ООО "Ассоль" применяло пониженный тариф страховых взносов: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0%. Страхователь в 2016 году применял упрощенную систему налогообложения и осуществлял основной вид деятельности "стоматологическая практика" (код по ОКВЭД 85.13), указанный в подпункте "т" пункта 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ.
Деятельность Общества связана с выполнением территориальной программы ОМС, финансируемой за счет средств ОМС, которые являются средствами целевого финансирования в силу пункта 6 статьи 14 Федерального закона N 326-ФЗ.
Материалами выездной проверки установлено, что объем доходов Общества по виду деятельности "стоматологическая практика" за 2016 год составил 20 980 490 руб., из них от платных услуг - 6 984 690 руб., что составило 33,29% в общем объеме дохода, от услуг по ОМС - 13 995 800 руб., что составило 66,71% в общем объеме дохода.
Доля дохода по основному виду деятельности ООО "Ассоль" составила менее 70 процентов.
Для получения права на применение пониженного тарифа организация должна соблюсти ряд условий: применять упрощенную систему налогообложения; основным видом экономической деятельности являются вид деятельности, определенный в пункте 8 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ; доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по указанному в названном пункте виду деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов.
Указанным требованиям ООО "Ассоль" в 2016 году не отвечало.
Таким образом, страховщик пришел к правильному выводу о неправомерном применении Обществом в 2016 году пониженного тарифа страховых взносов, в связи с его несоответствием требованиям, установленным подпунктом "т" пункта 8 части 1 и частью 3.4 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ, в связи с чем, доначисление страховых взносов в сумме 578 016 руб. произведено Управлением обоснованно.
Суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае, не имеется оснований для освобождения ООО "Ассоль" от уплаты пеней и штрафов, доначисленных оспариваемым решением Управления.
Приводя в первой инстанции довод о наличии оснований для освобождения страхователя от уплаты пеней и штрафов в связи с тем, что ООО "Ассоль" при применении пониженного тарифа страховых взносов руководствовалось письмами Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации, Обществом не учитывается, что решением Арбитражного суда Нижегородской области от 12.01.2017 по делу N А43-31675/2016, вступившим в законную силу, признано необоснованное применение страхователем пониженного тарифа страховых взносов в 2014-2015 годах.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Управления подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.04.2021 - отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требования Общества.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку Управление на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ освобождено от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 30.04.2021 по делу N А43-589/2020 отменить.
В удовлетворении заявленного требования общества с ограниченной ответственностью "Ассоль" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-589/2020
Истец: ООО "АССОЛЬ"
Ответчик: УПФР в Сормовском районе г.Н.Новгорода