г. Чита |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А78-2195/2021 |
Судья Четвертого арбитражного апелляционного суда Бушуева Е.М., рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2021 года по делу N А78-2195/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (ОГРН 1097536008382, ИНН 7536107044) к муниципальному предприятию городского округа "Город Чита" "Горсвет" (ОГРН 1027501168111, ИНН 7532000276) о взыскании ущерба в размере 838,72 руб., причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период с 01.01.2019 по 31.01.2019 в отношении Шевченко Виктора Леонидовича,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) (далее - истец, фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к муниципальному предприятию городского округа "Город Чита" "Горсвет" (далее - ответчик, предприятие) с иском о взыскании ущерба 838,72 руб., причиненного несвоевременным предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М за период с 01.01.2019 по 31.01.2019 в отношении Шевченко Виктора Леонидовича.
Мотивированным решением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что с учетом сроков проверки сведений к 01.01.2019 сроки на проверку отчетов за октябрь 2018 г. для выявления несоответствия не истекли, соответственно, фонд не мог располагать информацией о недостоверности представляемых ответчиком сведений применительно к октябрю 2018 г., данная информация стала доступна фонду не ранее 14.01.2019, после чего принято решение о прекращении выплаты индексации пенсии с 01.02.2019 (с 1-го числа месяца следующего за месяцем принятия решения согласно п. 6, п.7 ст. 26.1. 400-ФЗ), именно с данного момента выплата индексации прекращена.
Информация о принятии апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" 11.06.2021.
Лица, участвующие в деле, извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чите Забайкальского края (межрайонное) зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1097536008382, ИНН 7536107044, зарегистрировано 31.12.2009, адрес: 672051, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, 160.
Муниципальное предприятие городского округа "Город Чита" "Горсвет" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027501168111, ИНН 7532000276, зарегистрировано 03.04.1998, адрес: 672020, Забайкальский край, г. Чита, ул. Ясная, 2.
Как следует из материалов дела МП "Горсвет", являясь страхователем в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), представило 14.12.2018 в территориальный пенсионный фонд сведения за октябрь 2018 года по форме СЗВ-М на застрахованное лицо Шевченко Виктора Леонидовича, по которому ранее отсутствовали сведения об осуществлении трудовой деятельности.
В связи с нарушением срока предоставления сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года пенсионным фондом была произведена индексация пенсии лицу, работающему у ответчика, Шевченко В. Л. В размере 838,72 руб., что подтверждается расчетом излишне выплаченных сумм, распоряжением о перерасчете размера пенсии от 31.12.2018 N 0001/0, решением о выплате от 12.03.2019 N 0/В. Индексация произведена в период с 01.01.2019 по 31.01.2019 в январе 2019 года.
Протоколом от 25.03.2019 N 1193 пенсионным фондом выявлен факт излишне выплаченных пенсионеру Шевченко Виктору Леонидовичу сумм пенсии за период с 01.01.2019 по 31.01.2019 в сумме 838,72 руб.
Неуплата ответчиком убытков в размере 838,72 руб., составляющих излишнее выплаченные суммы страховых пенсий, явилась основанием для обращения истца с иском в суд.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями статей 15, 393, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, Налоговым кодексом российской Федерации, Федеральным законом "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ, Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 N167-ФЗ, Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N27-ФЗ, Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N885н, учел правовую позицию, сформулированную в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пунктов 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В соответствии со статьёй 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Согласно статье 28 Закона о страховых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 28).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 28).
Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 названного Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В статье 26.1 Закона N 400-ФЗ установлены сроки, исчисляемые в месяцах, последовательного совершения действий органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по увеличению и выплате страховой пенсии прекратившему трудовую (иную) деятельность пенсионеру, а именно:
- месяц работы застрахованного лица, - месяц предоставления отчета по форме СЗВ-М,
- месяц принятия решения об увеличении и выплате страховой пенсии,
- месяц выплаты увеличенной страховой пенсии, которые текут последовательно друг за другом.
Как отмечено выше, частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ установлен срок прекращения выплаты ошибочного перерасчета к страховой пенсии - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
В этой связи, судом первой инстанции сделаны верные выводы о том, что с учетом установленных статьями 26.1 и 28 Закона N 400-ФЗ сроков принятия решения об увеличении и выплате страховой пенсии, а также о прекращении выплаты ошибочного перерасчета к страховой пенсии применительно к обстоятельствам настоящего дела являются следующие периоды:
- месяцем предоставления отчета по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года - в срок до 15 ноября 2018 года,
- месяцем принятия решения об увеличении и выплате страховой пенсии - декабрь 2018 года,
- месяцем выплаты увеличенной страховой пенсии - январь 2019 года,
- моментом прекращения выплаты ошибочного перерасчета к страховой пенсии - 1 января 2019 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года предприятие представило с нарушением срока - 14.12.2018, Пенсионным фондом за период с 01.01.2019 по 31.01.2019 произведена индексация пенсии застрахованному лицу - пенсионеру Шевченко В.Л.
Сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2018 года (последующий месяц), содержащей информацию о продолжении работы застрахованного пенсионера Шевченко В.Л., были представлены в Пенсионный фонд 07.12.2018 (л.д. 43-45), отчет по форме СЗВ-М за декабрь 2018 года с информацией о работающем пенсионере Шевченко В.Л. был направлен в Пенсионный фонд 09.01.2019.
Суд верно указал, что поскольку МП "Горсвет" представило в фонд сведения о работе Шевченко В. Л. за октябрь 2018 года только 14.12.2018, то есть в месяц принятия решений об увеличении и выплате страховой пенсии и фонд в декабре 2018 года уже располагал сведениями о непрерывной трудовой деятельности пенсионеров, то с 1 января 2019 года отсутствовали основания для выплаты увеличенной страховой пенсии Шевченко В.Л. применительно к части 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ.
Таким образом, на момент принятия решения от 31.12.2018 у Пенсионного фонда уже имелись актуальные сведения об осуществлении трудовой деятельности Шевченко В.Л. за октябрь 2018 года, а значит, отсутствовали правовые основания для вынесения такового решения о начислении пенсии в повышенном размере.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии совокупности условий для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков в связи с выплатой пенсии в повышенном размере за спорный период.
При этом суд принял во внимание порядок и сроки принятия фондом решений о выплате неработающим пенсионерам индексации и пересмотра ранее вынесенных решений, предусмотренные Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 N 885н.
Федеральный закон N 385-ФЗ, которым внесены изменения в Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете и Закон о страховых пенсиях, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N400), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Таким образом, учитывая, что истцом не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ответчика ответственности в виде возмещения убытков, основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
В силу части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 18 мая 2021 года по делу N А78-2195/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-2195/2021
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ЧИТЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" "ГОРСВЕТ"