город Ростов-на-Дону |
|
06 августа 2021 г. |
дело N А32-3504/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Рымарь Р.В.
при участии:
от индивидуального предпринимателя Матяш И.Н.: Матяш В.В. по доверенности от 13.07.2018 23АА8473254,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Матяш Ирины Николаевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2021 по делу N А32-3504/2021
по заявлению индивидуального предпринимателя Матяш Ирины Николаевны
к судебному приставу-исполнителю Красноармейского районного отдела судебных приставов ГУФССП России по Краснодарскому краю Макарец А.В. Левандовской Г.Н.; ГУФССП России по Краснодарскому краю
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуальный предприниматель Оглы Иван Борисович
о признании незаконным бездействия,
об обязании устранить нарушения
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Матяш Ирина Николаевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учётом принятых судом уточнений):
- о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Красноармейского районного отдела судебных приставов Макарец Алины Валерьевные, выразившееся: в непринятии мер по своевременной отправке запросов в ФНС, ПФР, ГИБДД МВД России, БТИ, Банки для установления имущества индивидуального предпринимателяОглы Ивана Борисовича; в непринятии мер по своевременному наложении ареста на счета индивидуального предпринимателя Оглы Ивана Борисовича; оставлении без рассмотрения ходатайства от 03.11.2020 и не направлении ответа о принятом решении в отношении ходатайства в установленный законом срок;
- об обязании судебного пристава-исполнителя Красноармейского районного отдела судебных приставов Макарец Алины Валерьевные устранить выявленные нарушения прав Предпринимаителя.
Определением от 08.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции был привлечён индивидуальный предприниматель Оглы Иван Борисович.
Определением от 01.04.2021 к участию в деле в качестве соответчика, судом первой инстанции был привлечён судебный пристав-исполнитель Красноармейского районного отдела судебных приставов Левандовская Галина Николаевна.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2021 в удовлетворении заявления Предпринимателя было отказано. Решение мотивировано отсутствием бездействия судебного пристава-исполнителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает, что оспариваемое незаконное бездействие за период с 10.08.2020 по 22.01.2021 судебного пристава-исполнителя Макарец Алины Валерьевны, выразилось в несвоевременной отправке запросов в ФНС, ПФР, ГИБДД МВД России, БТИ, Банки для установления имущества должника - индивидуального предпринимателяОглы Ивана Борисовича. Бездействие за с 10.08.2020 по 22.01.2021 судебного пристав-исполнителя Макарец Алины Валерьевны, выразилось в несвоевременном аресте на счета индивидуального предпринимателя Оглы Ивана Борисовича, отсутствие ареста на счета должника. Судебный пристав-исполнитель нарушила требования статей 36 и 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Судебный пристав-исполнитель Макарец А.В. и Левандовская Г.Н., ГУФССП России по Краснодарскому краю, индивидуальный предприниматель Оглы И.Б., извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие судебных приставов-исполнителей Макарец А.В. и Левандовской Г.Н., ГУФССП России по Краснодарскому краю, индивидуального предпринимателя Оглы И.Б., надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
17.08.2020 на основании заявления Предпринимателя и представленного исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2020 серии ФС N 026044914, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 63028/20/23043-ИП, с предметом исполнения - взыскание с индивидуального предпринимателя Оглы И.Б. в пользу Предпринимателя денежных средств в сумме 224973 руб. 63 копейки.
17.08.2020 на основании заявления Предпринимателя и представленного исполнительного листа Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2020 серии ФС N 026044914, вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 63056/20/23043-ИП, с предметом исполнения - взыскание с индивидуального предпринимателя Оглы И.Б. в пользу Предпринимателя денежных средств в сумме 402406 руб. 60 копеек.
Исполнительное производство N 63028/20/23043-ИП было передано от судебного пристава-исполнителя Макарец А.В. к судебному приставу-исполнителю Левандовской Г.Н. по акту от 27.01.2021.
17.03.2021 постановлением судебного пристава-исполнителя Левандовской Г.Н. исполнительное производство N 63028/20/23043-ИП и N 63056/20/23043-ИП, были объединены в сводное исполнительное производство N 63028/20/23043-СД.
В рамках исполнительных производств судебным приставом-исполнителем Макарец А.В. постановлениями от 11.11.2020, от 26.11.2020, на должника был наложен запрет о временном ограничении на выезд из Российской Федерации.
19.02.2021 судебным приставом-исполнителем Левандовской Г.Н. постановлениями от 11.11.2020, от 26.11.2020, вынесено постановление о запрет
Судебным приставом-исполнителем Левандовской Г.Н. в рамках исполнительного производства N 63028/20/23043-ИП:
- 13.02.2021 судебным приставом-исполнителем Левандовской Г.Н. вынесено постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации;
- 19.02.2021 постановление о распределении денежных средств;
- 13.03.2021 и 17.03.2021 о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации;
- 16.03.2021 о наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации;
01.04.2021 постановление о распределении денежных средств взыскателю, полученных от должника в сумме 141714 руб. 18 копеек.
03.11.2020 Предприниматель обратился к судебному приставу-исполнителю Макарец А.В. с ходатайством о предоставлении возможности ознакомится с материалами исполнительного производства N 63028/20/23043-ИП.
Платёжным поручением от 16.07.2020 N 72 индивидуальный предприниматель Оглы И.Б. уплатил Предпринимателю задолженности по исполнительному производству N 63028/20/23043-ИП (л.д. 63-64).
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции не обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В качестве одного из принципов осуществления исполнительного производства статьей 4 Федерального закона N 229-ФЗ установлен принцип законности.
Статьями 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Таким образом, законодательство в сфере исполнительного производства предоставляет ряд прав и гарантий сторонам исполнительного производства в ходе его осуществления.
Судебный пристав-исполнитель, как должностное лицо, состоящее на государственной службе и наделенное полномочиями, обязан, соблюдая принцип законности, обеспечивать реализацию прав и защиту интересов, как должника, так и взыскателя в рамках исполнительного производства.
В соответствии со статьёй 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда, являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу положений статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Федеральным законом N 229-ФЗ.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Федеральным законом N 229-ФЗ (часть 12 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога (часть 14.1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днём вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ).
Своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определенная в качестве одного из принципов исполнительного производства (статья 4 Федерального закона N 229-ФЗ).
Частью 1 статьи 36 Федерального закона N 229-ФЗ установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В соответствии со статьёй 64 Федерального закона N 229-ФЗ в рамках исполнительного производства судебный пристав вправе совершать следующие исполнительные действия: вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности; производить розыск должника, его имущества, розыск ребёнка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; взыскивать исполнительский сбор; обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним, для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества и т.д.
В силу статьи 1, части 2 статьи 5 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств.
Часть 3 статьи 68 Федерального закона N 229-ФЗ предусматривает перечень мер принудительного исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с частью 3 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств должника, находящихся на торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях.
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьём фактическом владении и (или) пользовании оно находится (часть 4 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 8 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава или его заместителя. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.
Частью 9 статьи 69 Федерального закона N 229-ФЗ определено, что у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены сведения: о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; о номерах расчётных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона N 229-ФЗ, право выбора мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, принадлежит судебному приставу-исполнителю.
Доказательства того, что непринятие судебным приставом-исполнителем Макарец А.В. названных Предпринимателем, а также не рассмотрение ходатайства, привело к несвоевременному исполнению индивидуальным предпринимателем Оглы И.Б. требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства N 63028/20/23043-ИП, Предпринимателем в материалы дела не представлены.
Непринятие судебным приставом-исполнителем Макарец А.В. в рамках исполнительного производства N 63028/20/23043-ИП в период с 17.08.2020 по 26.01.2021 мер по наложению ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, не противоречит требованиям Федерального закона N 229-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Предпринимателя, поскольку право выбора конкретных мер принудительного исполнения, принадлежит исключительно судебному приставу-исполнителю.
Доказательства наличия у должника имущества, на которое могло было быть обращено взыскание в рамках исполнительного производства N 63028/20/23043-ИП с 17.08.2020 по 26.01.2021, Предпринимателем в материалы дела не представлены.
Материалами дела подтверждается, что при принудительном исполнении судебного акта, произошло частично погашение требований Предпринимателя, путём перераспределения денежных средств с депозитного счёта отдела судебных приставов.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришёл к выводу, что оснований для признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Макарец А.В. в период с 17.08.2020 по 26.01.2021 не мелось.
Доводы апелляционной жалобы Предпринимателя, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Из содержания указанной правовой нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер и иные обращения в арбитражный суд.
С учётом изложенного, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2021 по делу N А32-3504/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3504/2021
Истец: ИП Матяш И.Н., ИП Матяш Ирина Николаевна
Ответчик: Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, ГУ СПИ Красноармейского РОСП ФССП России по Краснодарскому краю Левандовская Г.Н., ГУ ФССП России по Краснодарскому краю, Красноармейский районный отдел судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю, СПИ Красноармейское РОСП Макарец А. В., Судебный пристав-исполнитель Красноармейского районного отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю Левандовская Г.Н., Судебный пристав-исполнитель Красноармейского районного отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю Макарец А.В.
Третье лицо: Оглы Иван Борисович