город Омск |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А70-2285/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Штраухман В.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7621/2021) Сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.05.2021 по делу N А70-2285/2021, принятое по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский" (ОГРН 1027200848806, ИНН 7224008489, адрес: 625511, Тюменская область, Тюменский район, село Ембаево, улица Трактовая, 15) к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460, адрес: 625004, Тюменская область, город Тюмень, улица Сакко, 30, 1) об оспаривании отказа от 11.12.2020 N 1618-о в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:216, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в судебном заседании представителей:
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Ембаевский" - Лапшина А.Е., по доверенности от 01.06.2021, срок действия до 01.06.2022 г.;
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Ембаевский" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (далее - ответчик, Департамент, административный орган) об оспаривании отказа N 1618-о от 11.12.2020 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:216, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.05.2021 по делу N А70-2285/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, кооператив обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что право постоянного (бессрочного) пользования подлежит переоформлению и не связано с фактической возможностью использования земельного участка; Департамент не вправе повторно отказывать по новым основаниям; отказ, изложенный в письме от 31.12.2019 N 191231009/10-2, решением суда по делу N А70-4766/2020 признан незаконным, в связи с чем повторный отказ не является правомерным.
От Департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просили оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители Департамента, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы Тюменского района N 566 от 02.09.1992 коллективному сельскохозяйственному предприятию "Ембаевское" предоставлены земельные участки общей площадью 7327 гектаров, в том числе 1166 гектаров в бессрочное (постоянное) пользование, выдан государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемое владения, бессрочного (постоянного) пользования землей N ТЮ-2-1700281 (далее - государственный акт N ТЮ-2-1700281).
На основании государственного акта N ТЮ-2-1700281 из земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, сформирован земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:216.
В 2011 году проведены кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, подготовлен межевой план, уточненные границы внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно приказу Администрации Тюменского района от 05.03.1999 N 120 СПК "Ембаевский" создан в результате преобразования ТОО сельскохозяйственное предприятие "Ембаевское", которое, в свою очередь в силу постановления Администрации Тюменского района от 31.03.1993 N 288 являлось правопреемником коллективного сельскохозяйственного предприятия "Ембаевское".
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 02.11.2018 по делу N А70-17967/2017 СПК "Ембаевский" признан банкротом, в отношении должника введено конкурсное производство.
16.12.2019 конкурсный управляющий СПК "Ембаевский" Лосев В.А. с целью формирования конкурсной массы должника обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:216 в собственность за плату без проведения торгов.
В письме от 31.12.2019 N 191231009/10-2 Департамент отказал в предоставлении земельного участка, указав на то, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:216 расположен за границами земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование СПК "Ембаевский" на основании государственного акта N ТЮ-2-1700281.
Кооператив оспорил данный отказ Департамента в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.07.2020 по делу А70- 4766/2020, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2020, отказ Департамента, изложенный в письме от 31.12.2019 N 191231009/10-2, признан недействительным, на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов СПК "Ембаевский".
Впоследствии от заинтересованного лица поступил новый отказ в предоставлении земельного участка в собственность за плату от 11.12.2020 N 1618-о.
Основанием для отказа послужила позиция Департамента о том, что земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:216, в соответствии с документацией по планировке территории, частично входит в состав территорий, предназначенных для размещения объекта местного значения. С заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этого объекта.
Из оспариваемого отказа следует, что в соответствии с проектом межевания территории элементов улично-дорожной сети в границах планировочного района N 2 "Тарманский", утвержденным Постановлением Администрации города Тюмени от 06.09.2017 N 107, испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта местного значения (земельные участки (территории) общего пользования).
Полагая, что отказ Департамента в предоставлении земельного участка в собственность за плату нарушает права и законные интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
19.05.2021 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ имеющиеся в материалах деле документы, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого отказа Департамента законодательству и нарушении этим отказом прав и законных интересов кооператива.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В силу статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовое регулирование земельных отношений основывается на таких принципах, как единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего ЗК РФ (статья 39.2 ЗК РФ).
В силу подпункта 7 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:216 расположен в границах земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование СПК "Ембаевский" в соответствии с государственным актом N ТЮ2-I700281.
В соответствии с требованиями пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В силу положений статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление комплексного развития территории (часть 1 статьи 43 ГрК РФ).
Согласно части 6 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с Генеральным планом муниципального образования городской округ город Тюмень, утвержденным решением Тюменской городской Думы от 27.08.2008 N 9 (далее - Генеральный план города Тюмени), земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:216 располагается в зоне озелененных территорий специального назначения.
Согласно документации по планировке территории планировочного района N 2 "Тарманский", утвержденной постановлением Главы города Тюмени от 06.09.2017 N107, испрашиваемый земельный участок пересекает границы земельного участка, предназначенного для размещения объекта местного значения (земельные участки (территории) общего пользования).
В проекте межевания территории определено местоположение образуемых и изменяемых земельных участков, а также установлены границы образуемых земельных участков; границы образуемых земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд; границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к имуществу общего пользования; границы образуемых земельных участков, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования; границы изменяемых земельных участков; границы существующих земельных участков, предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд. Проектом межевания территории образование частей образуемых, изменяемых земельных участков не предусмотрено.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Тюмени земельный участок расположен в территориальной зоне Р-2.
В указанных зонах сельскохозяйственное производство не предусмотрено.
Таким образом, спорный земельный участок с кадастровым номером 72:23:0103001:216, испрашиваемый кооперативом, частично расположен в границах проектируемых земельных участков общего пользования, предназначенных для размещения объектов местного значения (автодорога местного значения).
При этом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об оспаривании кооперативом проекта межевания в данной части, оспаривании документации по планировке территории, как и признании указанного муниципального нормативного правового акта недействительным. Доказательств, опровергающих доводы Департамента, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, как обоснованно отметил суд первой инстанции, поскольку на момент обращения СПК "Ембаевский" с заявлением о выкупе земельного участка спорный земельный участок был отнесен к территориальной зоне Р-2, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство соответствующего объекта местного значения (автодороги местного значения), то с учетом положений пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ земельный участок не может быть предоставлен кооперативу в собственность.
Довод подателя жалобы о безусловном переоформлении земельного участка в собственность отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку статья 39.16 ЗК РФ не устанавливает при принятии решений об отказе в предоставлении исключений для обладателей права постоянного (бессрочного) пользования.
Указанное соответствует пункту 8 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2020, согласно которому земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, не может быть выкуплен после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки; при этом само по себе изменение правового режима земельного участка в результате утверждения (внесения изменений) правил землепользования и застройки не свидетельствует о том, что воля публично-правового обоснования направлена на лишение арендатора права на выкуп земельного участка; оснований для неприменения к спорным правоотношениям нормативных актов территориального планирования и градостроительного зонирования в данном случае не имеется.
Довод подателя жалобы о невозможности повторного рассмотрения заявления и применении иных оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность отклоняется апелляционной коллегией, поскольку решением Арбитражного суда Тюменской области от 24.07.2020 по делу N А70-4766/2020 на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то есть рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0103001:216 в собственность за плату без проведения торгов повторно, с учетом выводов, сделанных судом, что и было сделано Департаментом.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на кооператив
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.05.2021 по делу N А70-2285/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-2285/2021
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "ЕМБАЕВСКИЙ"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Тюменской области