г. Пермь |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А71-7891/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 августа 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Риб Л.Х., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бочаровой И.В.,
при участии
представителя заявителя, Чувашовой Е.И., действующей по доверенности от 10.12.2020, предъявлены паспорт, диплом;
представителей заинтересованного лица, Карпова Л.О., действующего по доверенности от 11.01.2021, предъявлены паспорт, диплом, Жарова Д.А., действующего по доверенности от 14.01.2021, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Удмуртской Республики апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "ПолимерСтрой",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11 мая 2021 года
по делу N А71-7891/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПолимерСтрой" (ИНН 1832058290, ОГРН 1071832004155)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике (ИНН 1832015875, ОГРН 1041800950025)
третьи лица: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Удмуртской Республике, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного), Государственное учреждение - региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике
о признании задолженности безнадежной к взысканию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПолимерСтрой" (далее - ООО "ПолимерСтрой", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике (далее - налоговая инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике) утратившей право принудительного (бесспорного) взыскания недоимки по инкассовому поручению от 02.11.2017 N 455687. Делу присвоен номер А71-7891/2020.
Также в Арбитражный суд Удмуртской Республики поступило заявление ООО "ПолимерСтрой" о признании безнадежной ко взысканию недоимки по налогам, а обязанность ООО "ПолимерСтрой" по уплате налогов прекращённой. Делу присвоен номер А71-15687/2020.
Протокольным определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.12.2020 дела N А71-7891/2020 и N А71-15687/2020 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, с присвоением объединенному делу N А71-7891/2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное); Государственное учреждение - региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Удмуртской Республике, рассмотрение дела отложено на 15.04.2021.
Арбитражным судом Удмуртской Республики в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) удовлетворено ходатайство об уточнении требований, в соответствии с которым ООО "ПолимерСтрой" просит признать безнадежной к взысканию следующую задолженность: по налогу на добавленную стоимость в размере 5 914 704, 82 руб., по налогу на доходы физических лиц в размере 68 489,68 руб., по налогу на имущество в размере 2472 руб., по транспортному налогу в размере 23 616,58 руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 1136,80 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 1999,20 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (истекшие до 01 января 2017 года) в размере 8624 руб., пени по НДС по состоянию на 29.03.2021 в размере 4860 660, 62 руб., штраф по НДС в размере 394 540 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1726,41 руб., штраф по налогу на прибыль в размере 75 и 425 руб., пени по НДФЛ по состоянию на 29.03.2021 в размере 112651,36 руб., штрафа по НДФЛ в размере 10982,10 руб., пени по налогу на имущество по состоянию на 29.03.2021 в размере 867,21 руб., штраф по налогу на имущество в размере 500 руб., пени по транспортному налогу в сумме 9935 руб., штрафа по транспортному налогу в размере 500 руб., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 29.03.2021 в размере 2712,04 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения по состоянию на 29.03.2021 в размере 8755,27 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 29.03.2021 в размере 31598,05 руб., штрафов в общем размере 10886,09 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 мая 2021 года признаны безнадежными ко взысканию с ООО "ПолимерСтрой" задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере 949255 руб. 82 коп., сумма соответствующих пени на указанную задолженность, а также задолженность по налоговым санкциям в размере 54533 руб. 75 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 мая 2021 года в обжалуемой части, принять новое решение, удовлетворив исковые требования полностью.
ООО "ПолимерСтрой" считает незаконным и необоснованным решение арбитражного суда от 11 мая 2021 года в части отказа в части исковых требований: судом неправильно применены нормы материального права - положения статьи 59 Налогового кодекса; выводы, изложенные в судебном решении, не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат имеющимся в деле документальным доказательствам. Указывает, что арбитражный суд не учел, что налогоплательщик исковые требования обосновывал подпунктом 4, между тем применил не подлежавший применению подпункт 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса и привел содержание не имеющего отношения к делу и не подлежавшего применению подпункта 4.3. пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса. Ссылаясь на позицию Верховного Суда, апеллянт отмечает, что ООО "ПолимерСтрой" обратился за признанием недоимки безнадежной не в налоговый орган, а в арбитражный суд и обосновывал исковое требование подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса, а не - подпунктом 4.1., т.к. для применения подпункта 4.1. обращения в суд не требуется, а порог размера задолженности ограничен суммой в 300000 руб. Полагает, утверждение суда об окончании исполнительного производства на основании пунктов 3, 4 статьи 46 Закона об исполнительном производстве не соответствует имеющимся в деле доказательствам в части недоимки по НДС, НДФЛ, пени, штрафа, доначисленных решением межрайонной ИФНС N 11 от 22 июня 2017 года N 08-21/4 по результатам выездной, налоговой проверки, т.к. исполнительное производство в части взыскания указанной недоимки по НДС, НДФЛ, пени, штрафа, окончено 28.10.2018. на основании пункта 5 статьи 46 Закона об исполнительном производстве. Приводит доводы, что установленный срок для направления постановления от 16.11.2017 о взыскании налога, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика и соответственно установленный законом срок принудительного взыскания недоимки, взыскиваемой по результатам выездной налоговой проверки (решение налогового органа от 22.06.2017) истек.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике, Государственным учреждением - региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N12 по Удмуртской Республике представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым, находя доводы заявителя необоснованными, просят решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.05.2021 по делу А71-7891/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвовавшие в судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя, представители налогового органа в Арбитражном суде Удмуртской Республики поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу соответственно.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ Государственное учреждение - региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации по Удмуртской Республике письменно уведомило суд о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела.
В силу частей 5, 6 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Исходя из доводов апелляционной жалобы заявителя, последним обжалуется решение суда первой инстанции в части.
Поскольку ни одна из сторон не настаивает на пересмотре всего судебного акта в целом, решение суда проверяется лишь относительно доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в обжалуемой части в порядке, предусмотренным ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по данным налоговой инспекции за ООО "ПолимерСтрой" числится следующая задолженность на общую сумму 11300535 руб. 74 коп., в том числе: по НДС - 5914704 руб. 82 коп., пени по НДС - 4671735 руб. 07 коп., штраф по НДС - 394540 руб. 60 коп.; по налогу на прибыль организаций - 425 руб., пени по налогу на прибыль организаций - 1726 руб. 41 коп., штраф по налогу на прибыль организаций - 75 руб.; по налогу на имущество организаций - 2472 руб., пени по налогу на имущество организаций - 709 руб. 29 коп., штраф по налогу на имущество организаций - 500 руб.; по НДФЛ - 68489 руб. 68 коп., пени по НДФЛ - 110463 руб. 69 коп., штраф по НДФЛ - 10982 руб. 10 коп.; по транспортному налогу - 37466 руб. 58 коп., пени по транспортному налогу - 10409 руб. 71 коп., штраф по транспортному налогу - 500 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС - 1999 руб. 20 коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС - 8691 руб. 41 коп.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 8624 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 31322 руб. 57 коп.; по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 1136 руб. 80 коп., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2675 руб. 72 коп.; по денежным взысканиям (штрафам) - 10886 руб. 09 коп.
Посчитав, что налоговым органом утрачена возможность для взыскания задолженности по НДС в размере 5 914 704, 82 руб., по НДФЛ в размере 68 489,68 руб., по налогу на имущество в размере 2472 руб., по транспортному налогу в размере 23 616,58 руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1136,80 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 1999,20 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8624 руб., пени по НДС в размере 4860 660, 62 руб., штраф по НДС в размере 394 540 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1726,41 руб., штраф по налогу на прибыль в размере 75 и 425 руб., пени по НДФЛ в размере 112651,36 руб., штраф по НДФЛ в размере 10982,10 руб., пени по налогу на имущество в размере 867,21 руб., штраф по налогу на имущество в размере 500 руб., пени по транспортному налогу в сумме 9935 руб., штраф по транспортному налогу в размере 500 руб., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 2712,04 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8755,27 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 31598,05 руб., штрафов в общем размере 10886,09 руб., общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с требованием о признании их безнадежными ко взысканию.
Удовлетворяя заявленные требования в части задолженности по налогу в размере 949255 руб. 82 коп., соответствующих пени на указанную задолженность, а также задолженности по налоговым санкциям в размере 54533 руб. 75 коп., суд первой инстанции исходил из того, что после принятия судебных актов по делу N А71-8372/2017 об оспаривании решения налогового органа от 22.02.2017 N 29624, которым заявителю доначислено 1090675 руб. налога на добавленную стоимость, 66161,55 руб. пеней и 54533,75 руб. налоговых санкций, никаких дальнейших мер по взысканию сумм, начисленных решением по результатам камеральной проверки от 22.02.2017 N 29624, налоговым не предпринималось. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд посчитал необходимым отказать в связи с тем, что налоговой инспекцией, Пенсионным фондом и Фондом социального страхования были совершены все необходимые и своевременные меры по взысканию задолженности, пеней и штрафов в соответствии с нормами статей 46 и 47 НК РФ, возможность взыскания задолженности на настоящий момент не утрачена.
Исследовав имеющие в селе документы в порядке ст. 71 АПК РФ, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает определенный порядок взыскания налогов, пеней и штрафов, а также сроки, в том числе предельно допустимый срок для взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам.
Из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) следует, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пункту 6 статьи 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных этим Кодексом.
Мерами принудительного характера, применяемыми в бесспорном порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, и направленными на исполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов либо налоговым агентом обязанностей, установленных налоговым законодательством, являются направление ему требования об уплате налогов, принятие налоговым органом решений о взыскании неуплаченных сумм за счет денежных средств на счетах в банках.
При наличии недоимки налогоплательщику направляется требование об уплате налога (пункт 2 статьи 70 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 70 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате пеней, штрафов.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и(или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как разъяснено в пункте 9 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 30.07.2013, по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета; согласно взаимосвязанному толкованию норм пп. 5 п. 3 статьи 44 и пп. 4 п. 1 статьи 59 Налогового кодекса исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, при толковании пп. 4 п. 1 ст. 59 Кодекса судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Аналогичное применение и толкование нормы права приведено в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 за 2016 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016., пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2020 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020.
Совокупностью норм ст. 69, 70, 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) регламентированы порядок и сроки принудительного взыскания с налогоплательщика задолженности по налогам, пени и штрафам.
В случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 НК РФ, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст. 47 НК РФ).
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Согласно ч. 6.1 ст. 21 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (Закон об исполнительном производстве) оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств без приложения документов, указанных в части 6 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их вынесения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю в том числе, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст. 21 данного Закона.
В силу части 4 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона.
В соответствии с положениями части 3 статьи 22 Закона N 229-ФЗ в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
Из системного толкования указанных выше норм следует, что предъявление исполнительного документа к исполнению после того, как ранее предъявленный исполнительный документ был возвращен взыскателю по какому-либо из предусмотренных частью 1 статьи 46 Закона N 229-ФЗ оснований, влечет перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению, вследствие чего его течение начинается заново.
При предъявлении взыскателем исполнительного документа к исполнению должностные лица службы судебных приставов, а также суды, разрешая вопрос о наличии оснований для возбуждения или отказа в возбуждении исполнительного производства, в частности о соблюдении срока предъявления исполнительного документа к исполнению, в случае, если представленный исполнительный документ ранее уже предъявлялся к исполнению, но затем исполнительное производство по нему было окончено в связи с заявлением взыскателя, при исчислении этого срока обязаны вычитать из установленной законом общей продолжительности срока предъявления исполнительных документов к исполнению периоды, в течение которых исполнительное производство по данному исполнительному документу осуществлялось, начиная с его возбуждения и заканчивая его окончанием в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по его заявлению.
Возможность принудительного взыскания задолженности по обязательным платежам утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 3 статьи 48 НК РФ, пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации"), а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов за счет имущества должника (подпункт 3 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 14, пункта 3 статьи 15 Закона N 229-ФЗ). Указанные сроки подлежат применению судом независимо от того, заявлялись ли соответствующие возражения со стороны должника.
Таким образом, с учетом изложенного, по возвращении судебным приставом-исполнителем без исполнения постановления о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика, налоговый орган в течение 6 месяцев должен снова направить это постановление на исполнение судебному приставу. Непринятие налоговым органом таких мер влечет утрату им права на принудительное взыскание задолженности с налогоплательщика.
Как следует из материалов дела, в отношении НДС на сумму 4965449 руб. и НДФЛ на сумму 68489 руб. 68 коп., Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 11 по Удмуртской Республике в порядке исполнения вынесенного по результатам выездной налоговой проверки решения от 22.06.2017 N 08-21/4 налогоплательщику ООО "ПолимерСтрой" было выставлено требование от 05.10.2017 N 785527, 02.11.2017 вынесено решение N 233310 о взыскании налога, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств налогоплательщика, которое направлено налогоплательщику 25.12.2017. В банк направлены инкассовые поручения от 02.11.2017: N 455687 на сумму 8286809 руб.; N 455688 на сумму 2454575 руб. 92 коп.; N 455689 на сумму 340006 руб. 85 коп.; N 455690 на сумму 2400 руб.; N 455691 на сумму 131994 руб.; N 455692 на сумму 78361 руб. 06 коп.; N 455693 на сумму 6599 руб. 70 коп.
16.11.2017 налоговым органом вынесено постановление о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) N 18320052144, которое направлено в службу судебных приставов.
Судебным приставом-исполнителем 23.11.2017 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 81105/17/18020-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 12.10.2018 N 18020/18/1405678 исполнительное производство N 81105/17/18020-ИП окончено. Исполнительный документ возвращен взыскателю.
Повторно постановление к исполнению судебным приставом-исполнителем не предъявлялось. Срок для повторного предъявления истек 13.04.2018.
В отношении налога на имущество организаций в сумме 2472 руб.: на основании постановления от 21.12,2018 N 18320079368 о взыскании задолженности за счет имущества, службой судебных приставов вынесено постановление от 27.12.2018 N 239924150/1820 о возбуждении исполнительного производства. Исполнительное производство окончено и возвращено 24.01.2019.
На основании постановления от 13.09.2018 N 18320071800 о взыскании задолженности за счет имущества службой судебных приставов вынесено постановление от 19.09.2018 N 224327448/1820 о возбуждении исполнительного производства. Исполнительное производство окончено и возвращено 11.01.2019.
На основании постановления от 30.08.2018 N 18320070729 о взыскании задолженности за счет имущества, службой судебных приставов вынесено постановление от 05.09.2018 N 222617556/1820 о возбуждении исполнительного производства. Исполнительное производство окончено и возвращено 27.09.2018.
Повторно постановления по налогу на имущество к исполнению судебным приставом-исполнителем не предъявлялись. Сроки для повторного предъявления истекли 25.07.2019, 12.07.2019, 28.03.2019.
В отношении транспортного налога в сумме 23616,58 рублей: на основании постановления от 28.03.2018 15320059992 о взыскании задолженности за счет имущества службой судебных приставов вынесено постановление от 05.04.2018 N 201323531/1820 о возбуждении исполнительного производства. Исполнительное производство окончено и возвращено 12.10.2018.
Повторно постановление к исполнению судебным приставом-исполнителем не предъявлялось. Срок для повторного предъявления истек 13.04.2019.
В отношении страховых взносов на обязательное страхование в размере 12 896 руб. 80 коп. (1999,2 + 8624+1136,80): на основании постановления от 17.08.2017 N 18320046224 о взыскании задолженности за счет имущества, службой судебных приставов вынесено постановление от 24.08.2017 N 169235162/1820 о возбуждении исполнительного производства. Исполнительное производство окончено и возвращено 12.10.2018.
На основании постановления от 20.06.2017 N 18320040907 о взыскании задолженности за счет имущества службой судебных приставов вынесено постановление от 04.07.2017 N 160646564/1820 о возбуждении исполнительного производства. Исполнительное производство окончено и возвращено 12.10.2018. Повторно постановление к исполнению судебным приставом-исполнителем не предъявлялось. Срок для повторного предъявления истек 13.04.2019.
В отношении пени и штрафа по налогу на прибыль организаций: на основании постановления от 06.02.2018 N 18320056570 о взыскании задолженности за счет имущества, службой судебных приставов вынесено постановление от 13.02.2018 N 193247605/1820 о возбуждении исполнительного производства. Исполнительное производство окончено и возвращено 06.04.2018. Срок для повторного предъявления постановления истек 07.10.2018.
На основании постановления от 06.12.2018 N 18320077625 о взыскании задолженности за счет имущества, службой судебных приставов вынесено постановление от 17.12.2018 N 237926704/1820 о возбуждении исполнительного производства. Исполнительное производство окончено и возвращено 18.01.2019. Срок для повторного предъявления постановления истек 19.07.2018.
В материалы дела представлены также копии решений о привлечении ООО "ПолимерСтрой" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений от 22.10.2018 N 4160, от 23.08.2018 N 3111, от 28.06.2018 N 1779, от 22.06.2017 N 08-21/4, соответствующие требования по статьям 46 и 47 НК РФ, постановления судебных приставом о возбуждении и об окончании исполнительных производств от 03.09.2018, от 21.09.2018, от 18.04.2019.
По возвращении судебным приставом-исполнителем без исполнения постановлений о взыскании налогов и пеней, штрафов, процентов, страховых взносов за счет имущества налогоплательщика, налоговый орган в течение 6 месяцев должен был снова направить эти постановления на исполнение судебному приставу.
Доказательств повторного предъявления требований на указанные суммы в службу судебных приставов на принудительное исполнение материалы дела не содержат. Данные обстоятельства налоговым органом не оспорены, как не оспорены суммы налогов, сборов, пеней и штрафов, заявленных к признанию безнадежными ко взысканию.
Верховным Судом Российской Федерации в пункте 11 Обзора судебной практики от 20.12.2016 разъяснено, что срок взыскания задолженности в судебном порядке составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, если налоговым органом были приняты надлежащие меры по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика и не приняты меры по принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика (пункт 1 статьи 47 НК РФ и пункт 55 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Частью 2 статьи 23 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что пропущенные сроки предъявления к исполнению указанных исполнительных документов восстановлению не подлежат.
Из приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества должника.
Непринятие налоговым органом таких мер влечет утрату им права на принудительное взыскание налога и пени с налогоплательщика.
На основании вышеизложенного, с учетом анализа материалов дела, апелляционный суд приходит к выводу, что установленный срок для направления исполнительного документа и соответственно установленный законом срок принудительного взыскания недоимки, взыскиваемой по результатам выездной налоговой проверки (решение налогового органа от 22.06.2017) истек, что свидетельствует об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания недоимки, штрафа, пеней в связи с истечением установленного срока их взыскания и является основанием для признания на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса безнадежными к взысканию недоимки по НДС в размере 4965 449 руб., НДФЛ - 68489, 68 руб., штрафа - 340 006,85 руб., соответствующих сумм пеней.
Кроме того, налоговым органом утрачена возможность принудительного взыскания иных указанных налогов: на имущество, транспортного налога, страховых взносов, штрафов и пеней в связи с истечением установленного статьями 46, 47 Налогового кодекса срока их взыскания.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что принятие налоговыми органами исчерпывающих мер взыскания, предусмотренных статьями 46,47 Налогового кодекса, не препятствует признанию недоимки безнадежной к взысканию на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса, поскольку на момент предъявления иска и рассмотрения дела налоговый орган возможность принудительного взыскания недоимки по налогам, страховым взносам, штрафов, пеней не имеет в связи с истечением установленного срока взыскания.
По результатам оценки представленных сторонами доказательств с позиции требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционной коллегией установлено, что в отношении спорных сумм задолженности истекли установленные законом сроки по взысканию с общества в принудительном (бесспорном) и судебном порядке.
Судом рассмотрена ссылка инспекций на письмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-02-07/2-21, в котором указано, что является нецелесообразным обязательное повторное направление налоговым органом исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в случае, если есть достаточные основания полагать, что соответствующие меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды за счет иного имущества должника, принятые в соответствии со статьей 47 НК РФ и Федеральным законом от 21.07.1997 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", исчерпаны.
Между тем вышеупомянутое письмо не содержит и не могло содержать положений о продлении сроков, предусмотренных статьями 46,47 Налогового кодекса, а предусматривает лишь возможность ненаправления налоговым органом исполнительного документа судебному приставу-исполнителю повторно при своевременном направлении в суд заявления о признании должника банкротом.
Также признаются ошибочными выводы суда о том, что налоговый орган не утратил возможности взыскания задолженности путем включения ее в реестр требований кредиторов в рамках дела N А71-9765/2020 по заявлению налогового органа о признании ООО "ПолимерСтрой" банкротом, поскольку требование уполномоченного органа об установлении в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам признается судом необоснованным, если возможность принудительного взыскания этой задолженности к моменту введения первой процедуры банкротства утрачена.
Утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными, (пункт 11 "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 (в редакции от 26.12.2018.).
Кроме того, следует отметить, что выводы, содержащиеся в определении Верховного Суда РФ от 12.03.2019 N 307-ЭС19-771 по делу А56-98127/2017, преюдициального значения для настоящего дела не имеют; фактические обстоятельства дел отличаются; материалами дела не подтверждено, что налогоплательщиком приводились те же доводы и обстоятельства, что и по настоящему делу.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что налоговым органом пропущены сроки для взыскания задолженности в судебном порядке, а также через службу судебных приставов за счет имущества должника, предусмотренные налоговым законодательством, в связи с чем право на принудительное взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, страховых взносов с налогоплательщика следует признать утраченным, требование заявителя о признании безнадежной ко взысканию задолженности по налогу на добавленную стоимость в размере 5 914 704, 82 руб., по налогу на доходы физических лиц в размере 68 489,68 руб., по налогу на имущество в размере 2472 руб., по транспортному налогу в размере 23 616,58 руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 1136,80 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 1999,20 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (истекшие до 01 января 2017 года) в размере 8624 руб., пени по НДС по состоянию на 29.03.2021 в размере 4860 660, 62 руб., штраф по НДС в размере 394 540 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1726,41 руб., штраф по налогу на прибыль в размере 75 и 425 руб., пени по НДФЛ по состоянию на 29.03.2021 в размере 112651,36 руб., штрафа по НДФЛ в размере 10982,10 руб., пени по налогу на имущество по состоянию на 29.03.2021 в размере 867,21 руб., штраф по налогу на имущество в размере 500 руб., пени по транспортному налогу в сумме 9935 руб., штрафа по транспортному налогу в размере 500 руб., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 29.03.2021 в размере 2712,04 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения по состоянию на 29.03.2021 в размере 8755,27 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 29.03.2021 в размере 31598,05 руб., штрафов в общем размере 10886,09 руб., возможность принудительного взыскания которой утрачена.
При изложенных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, решение арбитражного суда от 11.05.2021 подлежит отмене в части в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11 мая 2021 года по делу N А71-7891/2020 отменить в части, изложив в следующей редакции
"Заявленные требования удовлетворить.
Признать безнадежной к взысканию с общества с ограниченной ответственностью "ПолимерСтрой" задолженность по налогу на добавленную стоимость в размере 5 914 704, 82 руб., по налогу на доходы физических лиц в размере 68 489,68 руб., по налогу на имущество в размере 2472 руб., по транспортному налогу в размере 23 616,58 руб., по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года) в размере 1136,80 руб., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в размере 1999,20 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (истекшие до 01 января 2017 года) в размере 8624 руб., пени по НДС по состоянию на 29.03.2021 в размере 4860 660, 62 руб., штраф по НДС в размере 394 540 руб., пени по налогу на прибыль в размере 1726,41 руб., штраф по налогу на прибыль в размере 75 и 425 руб., пени по НДФЛ по состоянию на 29.03.2021 в размере 112651,36 руб., штрафа по НДФЛ в размере 10982,10 руб., пени по налогу на имущество по состоянию на 29.03.2021 в размере 867,21 руб., штраф по налогу на имущество в размере 500 руб., пени по транспортному налогу в сумме 9935 руб., штрафа по транспортному налогу в размере 500 руб., пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по состоянию на 29.03.2021 в размере 2712,04 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения по состоянию на 29.03.2021 в размере 8755,27 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 29.03.2021 в размере 31598,05 руб., штрафов в общем размере 10886,09 руб."
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7891/2020
Истец: ООО "ПолимерСтрой"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Удмуртской Республике, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Удмуртской Республике
Третье лицо: ГУ региональное отделение Фонда социального страхования РФ по УР, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики межрайонное, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8518/2021
25.08.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8659/2021
06.08.2021 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8659/2021
11.05.2021 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-7891/20