г. Санкт-Петербург |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А42-454/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Шпакович Ю.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом (до и после перерыва)
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом (до и после перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20055/2021) МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 31.03.2021 по делу N А42-454/2021, принятое
по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району
к МТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия
об оспаривании бездействия
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району (ОГРН: 1025100590624, адрес: 184381, Мурманская обл., г. Кола, пр-кт Миронова, 11; далее - заявитель, Отдел) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия (ОГРН: 1105190003049, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Пушкинская, 12; далее - ответчик, Управление, МТУ Росимущества) в прекращении права оперативного управления Отдела на объект недвижимого имущества - гараж 16, 17, 20, 21, 22, назначение нежилое, общей площадью 173,1-м, этаж 1, расположенное по адресу: Мурманская область, Кольский район, г. Кола, по просп. Миронова у дома 2 (кадастровый номер 51-51-10/007/2009-578). В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Управление прекратить право оперативного управления Отдела на вышеуказанный объект недвижимого имущества.
Решением от 31.03.2021 суд первой инстанции заявление удовлетворил, признал незаконным бездействие МТУ Росимущества по прекращению права оперативного управления Отдела МВД России по Кольскому району на объект недвижимого имущества - гараж 16, 17, 20, 21, 22, назначение нежилое, общей площадью 173,1-м, этаж 1, расположенное по адресу: Мурманская область, Кольский район, г. Кола, по просп. Миронова у дома 2 (кадастровый номер 51-51-10/007/2009-578); обязал МТУ Росимущества совершить действия по прекращению права оперативного управления Отдела МВД России по Кольскому району на указанный объект недвижимого имущества.
Не согласившись с решением суда, МТУ Росимущества обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает на то, что изъятие имущества, закрепленного за Отделом на праве оперативного управления, является правом, а не обязанностью МТУ Росимущества. Кроме того Управлением ведется работа по передаче спорных объектов в муниципальную собственность, что по сути не является бездействием.
В судебном заседании объявлен перерыв до 02.08.2021.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, до объявления перерыва и после него своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 09.10.2013 серии 51-АВ N 398149 Отделу МВД России по Кольскому району на праве оперативного управления принадлежит объект недвижимого имущества - гараж N 16, 17, 20, 21, 22, назначение нежилое, общей площадью 173,1 м?, этаж 1, расположенное по адресу: Мурманская обл., г. Кола, по просп. Миронова у дома N 2, кадастровый номер 51-51-10/007/2009-578.
Длительное время указанный объект недвижимого имущества Отделом не используются.
Управлением МВД России по Мурманской области получены согласия МВД РФ на прекращение права оперативного управления на спорный объект недвижимого имущества (исх. N 2214/1-9215 от 27.04.2020).
В адрес МТУ Росимущества Отделом направлено обращение N 35/6277 от 14.05.2020 о прекращении права оперативного управления на указанный объект недвижимости с приложением соответствующего пакета документов.
Письмом от 23.06.2020 (исх. N 51-ДЕ-05/5768) Управление уведомило заявителя, что вопросы изъятия федерального имущества в государственную казну Российской Федерации рассматриваются им исключительно после определения балансодержателя такого имущества. МТУ Росимущества проведена работа по выявлению потребности федеральных органов исполнительной власти их территориальных органов, а также государственных учреждений в указанном имуществе, по результатам которой такой потребности не выявлено. В настоящее время Управлением проводится работа по вовлечению в хозяйственный оборот вышеуказанных объектов. О результатах осуществленных мероприятий будет сообщено дополнительно.
Письмом от 15.07.2020 N 51-ДЕ-05/6464 Управление сообщило заявителю о рассмотрении обращения Администрации Кольского района по вопросу заключения договора безвозмездного пользования объектом недвижимости, закрепленным на праве оперативного управления за Отделом, с целью последующей передачи указанного объекта в собственность муниципального образования г.п.Кола Мурманской области. Сослалось на Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального учреждения, утвержденное постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 "О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального учреждения", согласно которому решение о предоставлении объектов недвижимого имущества в безвозмездное пользование принимается учредителем Учреждения по согласованию с Росимуществом (его территориальным органом) путем направления ему проекта решения. Одновременно уведомило, что взаимодействие органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, с Федеральным агентством по управлению государственным имуществом осуществляется исключительно через межведомственный портал по управлению государственной собственностью в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством размещения электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
13.08.2020 заявителем в адрес Управления направлено письмо (исх.N 35/10015) с просьбой сообщить о результатах рассмотрения ранее направленного обращения о прекращении права оперативного управления на спорный объект недвижимости.
Письмом от 30.09.2020 (исх. N 51-ДЕ-05/8343) Управление сообщило, что исчерпывающая информация по вопросу прекращения права оперативного управления на спорный объект изложена в ранее направленных заявителю ответах. Кроме того, указало, что для прекращения права оперативного управления Отделу предлагается заключить договор безвозмездного пользования объектом с Администрацией Кольского района Мурманской области в соответствии с порядком, изложенным в письме ответчика от 15.07.2020 N 51-ДЕ-05/6464, с целью последующей передачи объекта в собственность муниципального образования г.п.Кола Мурманской области.
Посчитав бездействие Управления, выразившееся в непринятии решения о прекращении права оперативного управления в отношении неиспользуемого объекта недвижимости, неправомерным и нарушающим права и законные интересы Отдела, последний обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции признал требования заявителя обоснованными, в связи с чем заявление удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу пункта 5.22 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а так же полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения N 432, предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 Приложения N 15 к Приказу Росимущества от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта РФ, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственным им федеральным государственным учреждениям, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственным им федеральным государственным учреждениям.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 2 статьи 296 ГК РФ собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии у Истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу о том, что бездействие МТУ Росимущества, выраженное в не принятии в казну РФ имущества, не используемого ОМВД России по Кольскому району, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа, а также требованиям гражданского законодательства.
Установив наличие у заявителя права на отказ от закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления и передачу его Управлению по причине неиспользования в соответствии с целями деятельности, согласование Министерством внутренних дел Российской Федерации вопроса прекращения права оперативного управления спорного имущества, в отсутствие доказательств, подтверждающих правомерность бездействия уполномоченного органа по принятию имущества в казну, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2018 г. N 307-ЭС18-2637.
Аналогичная правовая позиция изложена судами первой, апелляционной и кассационной инстанций в судебных актах по делу N А56-67323/2019 по аналогичному спору между ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и МТУ Росимущества в г.Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 31 марта 2021 года по делу N А42-454/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-454/2021
Истец: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кольскому району
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ