г. Москва |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А40-88399/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Елоева А.М.,
Судей Сазоновой Е.А., Яремчук Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Насрутиновым К.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в суде первой инстанции, дело N А40-88399/20 по иску (ОГРН: 1117746689840) к Индивидуальному предпринимателю Овсепяну Володе (ОГРНИП: 316861700058714) о взыскании задолженности по договору от 26.09.2017 в размере 667 407 руб. 05 коп., пени по состоянию на 12.05.2020 в размере 523 704 руб. 47 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
АО "Центр Программ Лояльности" обратилось с исковым заявлением к ИП ОВСЕПЯН ВОЛОДЕ о взыскании задолженности по договору от 26.09.2017 в размере 667 407 руб. 05 коп., пени по состоянию на 12.05.2020 в размере 523 704 руб. 47 коп.
Решением от 13.05.2021 исковые требования удовлетворены, с Индивидуального предпринимателя Овсепяна Володи в пользу АО "Центр Программ Лояльности" взыскано 667 407 руб. 05 коп., пени по состоянию на 12.05.2020 в размере 523 704 руб. 47 коп.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит восстановить пропущенный срок на апелляционное обжалование, а также отменить решение суда первой инстанции в полном объеме, принять по делу новый судебный.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права.
Определением от 16.06.2021 апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, назначив дело к рассмотрению в общеисковом порядке.
От ответчика поступили возражения, содержащие требования о назначении иной даты рассмотрения дела, обязании истца явиться в судебное заседание и представить доказательства оказания услуг, уменьшении размера неустойки.
Оценив заявленное ходатайство, приняв во внимание факт надлежащего извещения ответчика о времени и месте судебного разбирательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что имеющихся в деле доказательств достаточно для правильного разрешения спора, в связи с чем, оснований для переноса судебного разбирательства не имеется.
Представитель истца, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся доказательствам.
Рассмотрев заявленные требования, оценив представленные доказательства, обсудив доводы сторон, апелляционный суд считает приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 26.07.2017 АО "ЦЕНТР ПРОГРАММ ЛОЯЛЬНОСТИ" (Оператор, Истец) и ИП ОВСЕПЯН ВОЛОДЯ (Компания, Ответчик) заключили договор возмездного оказания услуг (далее - Договор).
Договором определяется порядок оказания Оператором услуг Компании, действующей в статусе Партнера, порядок взаимодействия Сторон в рамках организации, подготовки и проведения Акций в рамках Программы, которая реализуется Банком и управляется Оператором и направлена на формирование и увеличение лояльности потребителей к Участвующим компаниям, Программе в целом, сокращение временных затрат и маркетинговых расходов по разработке и проведению Акций (п.2.1 Договора).
Оператор принимает на себя обязательства оказывать Компании маркетинговые услуги в рамках организации, подготовки и проведения Акций на базе Программы, перечисленные в п.2.3. дополнительного соглашения N 1 к Договору, а именно осуществлять техническое, консалтинговое, информационное и маркетинговое сопровождение участия Компании в Программе, а Компания обязуется оплачивать оказываемые услуги в порядке и сроки, установленные Договором и дополнительными соглашениями к нему (п.2.1.4 Дополнительного соглашения N 1 к Договору).
Согласно п.1.1 Дополнительного соглашения N 1 от 27.12.16 к Договору Стороны договорились о том, что Компания принимает участие в Программе в статусе Партнера.
Под Партнером следует понимать юридическое лицо/индивидуального предпринимателя, заключившего договор об участии в Программе и взявшее на себя обязательства принимать к оплате Карту и проводить для Участников Акции.
Акция представляет собой рекламное и/или маркетинговое мероприятие, направленное на формирование и увеличение лояльности Участников к Компании, проводимое по инициативе Компании на базе Программы и сопровождающееся начислением Бонусов. Акции могут быть базовыми и специальными (п.1.1. Договора) В период действия Договора Компания проводила на базе Программы Базовую Акцию по начислению Бонусов на Бонусные счета Участников Программы.
Правила Базовой акции Компании изложены в Приложении N 3 к Дополнительному соглашению N 1 к Договору.
Согласно Правилам Базовой акции Компании и п.3.1 Дополнительного соглашения N 1 к Договору, в случае совершения Участником Программы Действительной операции по оплате Товара для личного потребления в Торговых точках Компании, Оператор по поручению Компании производил расчет количества Бонусов и начислял соответствующее количество Бонусов (по Курсу 1 Бонус= 1 рубль) на Бонусный счет Участника в рамках Базовой Акции Компании - Партнера: 5% (Пять процентов) от суммы совершенной Участником Поощряемой операции.
В рамках Договора и дополнительных соглашениях к нему Оператор надлежащим образом исполнял свои обязательства по Договору в рамках бессрочной Базовой Акции Компании, в частности:
оказывал маркетинговые услуги - обеспечил Компании возможность проводить на базе Программы Базовую Акцию Компании, информировал потребителей об участии Компании в Программе лояльности в качестве Партнера посредством указания сведений о проведении бессрочной Акции Компании на Сайте Программы, что подтверждается Скриншотом страницы сайта Программы (Приложение N 7);
провел техническую интеграцию платежных терминалов Компании в процессинг Программы по инициативе Компании;
в сроки, установленные Договором, производил начисление Бонусов в рамках бессрочной Акции Компании в количестве 5 % (Пять процентов) от суммы Бонусной операции, совершенной в Торговых точках Компани, на Бонусные счета Участников, приобретавших Товары с использованием Карты в Торговых точках Компании, способствуя тем самым увеличению лояльности потребителей к Компании;
осуществлял привлечение Участвующих Компаний для участия в Программе. Действующий список Партнеров Программы размещается на Сайте Программы: www.spasibosberbank.ru.
В соответствии с п.2.1.4 дополнительного соглашения N 1 к Договору Компания обязуется своевременно выплачивать вознаграждение Оператору за оказанные услуги в порядке и сроки, определенные Договором и дополнительными соглашениями к нему.
Сумма начисленных Бонусов за период оказания услуг с 30.09.2017 по 29.03.2018 составляет 667 407,05 Бонусов, что подтверждается отчетом, выгруженными из Автоматизированной системы ЦФТ-Лояльность, предоставленной ЗАО "ЦЕНТР ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ", оказывающего услуги процессингового центра и осуществляющее обработку данных о безналичной оплате по Картам Участников Программы (Выписка из договора на оказание услуг N PRES-245 от 28.12.2012).
Следовательно, вознаграждение Оператора составляет 667 407 руб. 05 коп., согласно расчету.
Разделом 6 дополнительного соглашения N 1 к Договору установлен порядок взаиморасчетов Сторон, в соответствии с которым, в течение 5 (пяти) рабочих дней по истечении каждого Расчетного периода Оператор, рассчитывает сумму вознаграждения, подлежащую уплате Оператору за истекший Расчетный период, и включает ее в акт оказанных услуг, составленный по стандартной форме, два экземпляра которого после подписания уполномоченным лицом Оператора передаются Компании для проверки и подписания.
Одновременно с Актом Оператор предоставляет Компании счет на уплату вознаграждения и счет-фактуру.
В случае согласия Компании с суммой вознаграждения, указанной в Акте, оба экземпляра акта подписываются уполномоченным лицом Компании, один из которых, направляется Оператору.
Компания обязуется подписать акт или предоставить свое письменное обоснованное и мотивированное возражение в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения Акта.
Акт считается согласованным, подписанным и принятым Компанией при неполучении от Компании Оператором письменного обоснованного возражения в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения такого Акта.
Согласно п. 6.5 дополнительного соглашения N 1 к Договору счет подлежит оплате Компанией в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты его получения.
Акты оказанных услуг и счета истцом были направлены ответчику, что подтверждается чеком и описью вложения в ценное письмо Почты России.
В соответствии с п.6.3. дополнительного соглашения N 1 к Договору Акт считается согласованным, подписанным и принятым Компанией, в случае если в течение 10 (Десяти) рабочих дней от Компании не потупило никаких мотивированных возражений.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто ответчиком ни до, ни после получения документации никаких возражений относительно объема, качества и/или стоимости оказанных услуг (вознаграждения Компании) по Договору от Компании не поступало. Аналогично и в ответ на Акты об оказанных по Договору услугах за весь период оказания услуг Компания не направляла в установленный срок мотивированного отказа от их подписания, что влечет в соответствии с условиями договора признание обязательств Оператора исполненными и принятыми Компанией без возражений в соответствии с условиями Договора и подлежащими оплате в полном объеме.
Таким образом апелляционный суд приходит к выводу, что истец свои обязательства по договору исполнил надлежащим образом и в полном объеме, что подтверждается материалами дела, между тем, ответчик свои обязательства по оплате не выполнил, несмотря на направленные в его адрес претензии, в связи с чем образовалась задолженность в размере 667 407 руб. 05 коп.
В соответствии со ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрена обязанность сторон доказывать основания своих требований и возражений.
Согласно части 2 ст. 9 АПК РФ каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Факт оказания услуг истцом ответчику подтверждается материалами дела.
Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев предусмотренных законом и договором.
Ответчик доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате не представил, в связи с чем требование истца о взыскании задолженности в размере 667 407 руб. 05 коп. является правомерным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Так же истцом заявлено требование о взыскании неустойки в размере 523 704 руб. 47 коп. по состоянию на 12.05.2020. Расчет проверен.
Статья 330 ГК РФ предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору неустойку (штраф, пени), определенную законом или договором.
Согласно п. 4.7 Договора в случае неуплаты или неполной оплаты стороной по договору каких-либо платежей, предусмотренных договором такая сторона обязана уплатить другой стороне пеню в размере 0,1% от суммы просроченного платежа за каждый календарный день просрочки.
При этом апелляционный суд считает обоснованным заявление ответчика о необходимости применения ст.333 ГК РФ.
В соответствии со ст.333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Согласно п. 69 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Считая факт наличия задолженности и просрочки установленным, апелляционный суд удовлетворяет требования истца о взыскании с ответчика неустойки с учетом наличия оснований для ее уменьшения в виду несоразмерности в сумме 300 000 руб.
Судебные расходы по оплате государственной пошлине распределяются по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 2 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.05.2021 по делу N А40-88399/20 отменить.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Овсепян Володи в пользу АО "Центр Программ Лояльности" задолженность в размере 667 407 (шестьсот шестьдесят семь тысяч четыреста семь) руб. 05 коп., пени в размере 300 000 (триста тысяч) руб.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Овсепян Володи в пользу АО "Центр Программ Лояльности" расходы по оплате государственной пошлины в размере 21 911 (двадцать одна тысяча девятьсот одиннадцать) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88399/2020
Истец: АО "ЦЕНТР ПРОГРАММ ЛОЯЛЬНОСТИ"
Ответчик: Овсепян Володя