г. Москва |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А40-326047/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бодровой Е.В.,
судей Порывкина П.А., Тетюка В.И.,
при ведении протокола помощником судьи Саргуне М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНОБОРОНЫ РОССИИ на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.06.2021 по делу N А40-326047/19, по иску МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН: 1037700255284) к АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ" (ОГРН: 1097746350151) о взыскании 46 310 236,41 рублей.
при участии в судебном заседании:
от истца: Борисова Н.Б. дов. от 25.11.2020
от ответчика: Слесарева С.А. дов. от 26.02.2021
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось с иском к акционерному обществу "ВОЕНТЕЛЕКОМ" (с учетом принятых изменений в порядке ст.49 АПК РФ) о взыскании 543 941 461,53 руб. неустойки по государственному контракту N 1618187346221452539001821 от 13.07.2016.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.06.2021 г. взыскано с акционерного общества "ВОЕНТЕЛЕКОМ" в пользу Министерства обороны Российской Федерации 929 628 руб. 99 коп. неустойки. В удовлетворении остальной части иска отказано. Взыскано с акционерного общества "ВОЕНТЕЛЕКОМ" в федеральный бюджет госпошлину в размере 342 руб.
МИНОБОРОНЫ РОССИИ не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы, подало апелляционную жалобу, в которой считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, что в силу статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены судебного акта.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда стороны поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) и АО "Воентелеком" (далее - Исполнитель) был заключен государственный контракт от 13 июля 2016 г. N 1618187346221452539001821 на выполнение опытно-конструкторской работы шифр "Степлер" для нужд Министерства обороны Российской Федерации (далее - Контракт). 2 Согласно п. 1.1 Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок выполнить опытно-конструкторскую работу шифр "Степлер" (далее - ОКР) в объеме, соответствующую качеству, результату и иным требованиям, установленным Контрактом и своевременно сдать Заказчику ее результат.
В соответствии с п. 3 ст. 192 Гражданского кодекса. Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Таким образом, этап N 1 ОКР должен быть выполнен - 28 февраля 2017 г. Датой исполнения обязательств по отдельным этапам ОКР является дата подписания Заказчиком (Представителем Заказчика) акта сдачи-приемки выполненного этапа ОКР (п. 4.3 Контракта). Этап N 1 ОКР выполнен 31 марта 2017 г. (акт сдачи-приемки выполненных работ по этапу N 1 ОКР от 31 марта 2017 г. N 82/1568). Просрочка исполнения обязательств с 1 марта 2017 г. по 31 марта 2017 г. составляет 31 день. Срок исполнения обязательств по Контракту Исполнителем с 13 июля 2016 г. по 28 февраля 2017 г. составляет 231 день. В соответствии с п. 8.3 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов ОКР, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока; исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. Сумма неустойки составляет 46 310 236,41 руб. Согласно пункту 3 таблицы пункта 2.2. Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 28 апреля 2018 г. N 3 к Контракту) Исполнитель обязан выполнить работы по этапу N 3 ОКР с октября 2017 г. по июнь 2018 г., т.е. срок выполнения работ с 1 октября 2017 г. по 30 июня 2018 г. включительно.
Однако, 30 июня 2018 г. нерабочий день (суббота). В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. 2 июля 2018 г. Срок исполнения обязательства за период с 1 октября 2017 г. по 2 июля 2018 г. составляет 275 дней. В соответствии с пунктом 4.3. Контракта датой исполнения обязательств по отдельным этапам ОКР является дата подписания Заказчиком (Представителем Заказчика) акта сдачи-приёмки выполненного этапа ОКР. Этап N 1 ОКР на сумму 370 194 570,91 руб. выполнен, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 1 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 31 марта 2017 г. Этап N 2 ОКР на сумму 294 442 633,24 руб. выполнен, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 2 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 29 сентября 2017 г. Работы по этапу N 3 ОКР на сумму 539 118 221,05 руб. выполнены с просрочкой, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 3 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 2 ноября 2018 г. Просрочка исполнения обязательства по этапу N 3 ОКР за период с 3 июля 2018 г. по 2 ноября 2018 г. составляет 123 дня. В соответствии с пунктом 8.3. Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов ОКР, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать 3 уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. Общая сумма неустойки составляет 75 468 404,64 руб.
Согласно пункту 4 таблицы пункта 2.2. Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 28 апреля 2018 г. N 3 к Контракту) Исполнитель обязан выполнить работы по этапу N 4 ОКР с июля 2018 г. по сентябрь 2018 г., т.е. срок выполнения работ с 1 июля 2018 г. по 30 сентября 2018 г. включительно. Однако, 30 сентября 2018 г. нерабочий день (воскресенье). В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. 1 октября 2018 г. Срок исполнения обязательства за период с 1 июля 2018 г. по 1 октября 2018 г. составляет 93 дня. В соответствии с пунктом 4.3. Контракта датой исполнения обязательств по отдельным этапам ОКР является дата подписания Заказчиком (Представителем Заказчика) акта сдачи-приёмки выполненного этапа ОКР. Этап N 1 ОКР на сумму 370 194 570,91 руб. выполнен, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 1 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 31 марта 2017 г. Этап N 2 ОКР на сумму 294 442 633,24 руб. выполнен, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 2 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 29 сентября 2017 г. Этап N 3 ОКР на сумму 539 118 221,05 руб. выполнен, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 3 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 2 ноября 2018 г. Работы по этапу N 4 ОКР на сумму 132 804 141,53 руб. выполнены с просрочкой, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 4 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 15 июля 2019 г. Просрочка исполнения обязательства по этапу N 4 ОКР за период со 2 октября 2018 г. по 15 июля 2019 г. составляет 287 дней.
В соответствии с пунктом 8.3. Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов ОКР, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. Общая сумма неустойки составляет 234 111 840,97 руб. В соответствии с пунктом 4.3. Контракта датой исполнения обязательств по отдельным этапам ОКР является дата подписания Заказчиком (Представителем Заказчика) акта сдачи-приёмки выполненного этапа ОКР. Этап N 1 ОКР на сумму 370 194 570,91 руб. выполнен, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 1 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 31 марта 2017 г. Этап N 2 ОКР на сумму 294 442 633,24 руб. выполнен, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 2 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 29 сентября 2017 г. 4 Этап N 3 ОКР на сумму 539 118 221,05 руб. выполнен, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 3 ОКР шифр "Степлер", подписанный Заказчиком 2 ноября 2018 г. Этап N 4 ОКР на сумму 132 804 141,53 руб. выполнен, что подтверждает акт сдачи-приёмки выполненных работ по этапу 4 ОКР шифр "Степлер", подписанных Заказчиком 15 июля 2019 г. Исполнителем работы по этапу N 5 ОКР по состоянию на 16 октября 2019 г. не выполнены.
Просрочка исполнения обязательства по этапу N 5 ОКР за период с 1 декабря 2018 г. по 16 октября 2019 г. составляет 320 дней. В соответствии с пунктом 8.3. Контракта в случае нарушения сроков выполнения этапов ОКР, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки. Общая сумма неустойки составляет 188 050 979,51 руб. Таким образом, сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств по этапам N1, N3, N4, N5 ОКР составляет 543 941 461,53 руб. В соответствии с условиями Контракта Заказчик в адрес Исполнителя направил претензии: от 18 августа 2017 г. N212/6/2093, от 24.10.2019 N212/6/2970, от 24.10.2019 N212/6/2971, от 24.10.2019 N212/6/2972 которые остались без удовлетворения. Вместе с тем, согласно пункту 2.2 Контракта выполнение ОКР производится в 5 (пять) этапов. Согласно пункту 4.3 Контракта датой исполнения обязательств по отдельным этапам ОКР является дата подписания Заказчиком акта сдачи-приемки выполненного этапа ОКР, по форме Приложения N 1 к Контракту.
Срок выполнения этапа N 1 ОКР - февраль 2017 года. Исполнитель выполнил обязательства по этапу N 1 ОКР, что подтверждается подписанным сторонами актом сдачи-приемки выполненных работ от 31.03.2017 N 82/1568 на сумму 370 194 570,91 рублей. В соответствии с пунктом 8.3 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов ОКР, предусмотренных Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется на каждый день просрочки Исполнителем исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательств по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком.
Расчет неустойки представленный Истцом по этапу N 1 ОКР выполнен с нарушением пункта 8.3 Контракта и постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063. Расчет неустойки включает в себя стоимость Работ срок выполнения по которым не наступил, а также работы по 2 этапу ОКР выполненные в срок, что противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы срок выполнения по которым по состоянию на 31 марта 2017 г. не наступил, которые по факту не могут считаться не исполненными по состоянию на 31 марта 2017 г. Так, согласно пункту 2.2 Контракта, в редакции дополнительного соглашения N 3 к Контракту срок выполнения Работ: по этапу N 2 ОКР - сентябрь 2017 г., по этапу N 3 ОКР - июнь 2018 г., по этапу N 4 ОКР - сентябрь 2018 г., по этапу N 5 ОКР - ноябрь 2018 г.
Согласно ст. 404 ГК РФ если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению. Правила п. 1 ст. 404 ГК РФ соответственно применяются и в случаях, когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины. Согласно пункту 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. Кредитор считается просрочившим, если он не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства (пункт 1 статья 406 ГК РФ). Согласно пункту 8.10 Контракта сторона освобождаются от уплаты неустойки (пени, штрафа) если докажет, что просрочка исполнения и (или) неисполнения обязательств произошло в следствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. 6 Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 N 14344/10, п. 3 ст. 405 ГК РФ должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства только в случае, если должник по зависящим не от него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок. Согласно в пункту 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении", если иное не установлено законом, в случае, когда должник не может исполнить своего обязательства до того, как кредитор совершит действия, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором, либо вытекающие из обычаев или существа обязательства, применению подлежат положения статей 405, 406 ГК РФ.
Срок выполнения обязательств продлевается на период, соответствующий просрочке кредитора. В соответствии со статьей 773 ГК РФ исполнитель обязан незамедлительно информировать заказчика об обнаруженной невозможности получить ожидаемые результаты или о нецелесообразности продолжения работы. Обращением от 12.12.2016 N 181-01/20398 (представлено в материалы дела) Ответчик уведомил Истца о возможных неблагоприятных последствиях выполнения ОКР шифр "Степлер", создающих предпосылки срыва сроков выполнения Контракта, а именно: - с 04.07.2016 Технические задания (далее - ТЗ) на составные части ОКР шифр "Степлер" не согласованы войсковой частью 52 686 и ФГБУ "16 Центральный научноисследовательский испытательный институт" Минобороны России. Отсутствие согласованных ТЗ на составные части ОКР по состоянию на 08.12.2016 не позволяло выполнить работы по эскизно-техническому проектированию в соответствии с Контрактом, а также требования ГОСТ РВ 15.203-2001, что подтверждается письмами от 11.08.2016 N 181-01/13501, от 02.11.2016 N 181-01/18125, от 11.11.2016 N А/2/556дсп, от 15.11.2016 N 100 дсп, от 16.12.2016 N 177/23/2407дсп, от 16.12.2016 N 177/23/8148 (представлены в материалы дела); по состоянию на 12.12.2016 не было согласовано Заказчиком решение по созданию макетов изделий, разрабатываемых в рамках ОКР "Степлер" на этапе эскизно-технического проектирования ЭТП, что препятствовало закупке комплектующих изделий для выполнения Контракта, что подтверждается письмами от 01.11.2016 N 97дсп, от 30.11.2016 N 181-01/19720 и решением от 15.12.2016 N 82/1355 (представлены в материалы дела); по состоянию на 12.12.2016 не было согласовано Заказчиком решение о создание стенда главного конструктора, наличие которого предусмотрено ТТЗ и планом основных мероприятий проведения ОКР "Степлер" при испытаниях макетов. Отсутствие согласованного решения не позволило начать закупки оборудования и программного обеспечения для создания стенда главного конструктора, что подтверждается письмами от 24.10.2016 N 181-01/17514, от 06.12.2016 N 177/23/286/741 дсп (представлены в материалы дела).
Таким образом, нарушение срока ОКР по 1 этапу возникли не по вине АО "Воентелеком", что в свою очередь, на основании пункта 3 статьи 405 ГК РФ, ч. 9 статьи 34 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пунктов 8.10, 11.1 и 11.5 Контракта освобождает сторону от уплаты неустойки (штрафа, пени). 7 Срок выполнения этапа N 2 ОКР - сентябрь 2017 года. Исполнитель выполнил обязательства по этапу N 2 ОКР, что подтверждается подписанным сторонами актом сдачи-приемки выполненных работ от 29.09.2017. Претензий к срокам выполнения работ по этапу N 2 ОКР Истец не имеет, тогда как необоснованно включает в расчет неустойки по этапу N 1 стоимость Работ выполненных по этапу N 2 в установленный Контрактом срок. Срок выполнения этапа N 3 ОКР октябрь 2017 г. - июнь 2018 г., в редакции дополнительного соглашения N 3 к Контракту.
В связи с тем, что последний день срока выполнения работ по этапу N 3 ОКР приходится на 30 июня 2018 г. не рабочий день (суббота), в соответствии со ст. 193 ГК РФ последним днем срока выполнения работ по этапу N 3 ОКР следует считать 02 июля 2018 г. Исполнитель выполнил обязательства по этапу N 3 ОКР, что подтверждается подписанным сторонами актом сдачи-приемки выполненных работ от 02.11.2018 N 82/2023. Согласно протоколу цены единицы продукции и выбора вида цены N 5/2019/400 цена принятая государственным заказчиком по этапу N 3 ОКР составляет 521 733 578,04 руб. Согласно пункту 3.2.1 Контракта Исполнитель обязан выполнять ОКР в соответствии с условиями Контракта и требованиями тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу (далее - ТТЗ). 17 июля 2017 г. Министром обороны Российской Федерации было принято решение о разработке дополнения N 1 к ТТЗ на выполнение ОКР "Разработка унифицированного ряда телекоммуникационного оборудования модульного типа для установки на объекты связи и управления различного базирования" шифр "Степлер". 06 марта 2018 г. на основании решения Заказчиком были утверждены изменения в ТТЗ на выполнение ОКР "Степлер". В период внесения Заказчиком изменений в ТТЗ на выполнение ОКР к Контракту Исполнитель не мог приступить к изготовлению опытных образцов по этапу N 3 ОКР.
Учитывая, что период согласования и внесения Заказчиком изменений в ТТЗ к Контракту составил - 233 дней (с 17.07.2017 по 06.03.2018), а период нарушения срока по этапу N 3 равен 123 дням (с 03.07.2018 по 02.11.2018), начисление неустойки в силу ст.ст. 330, 401, 405,406 ГК РФ является не законным, т.к. период выполнения обязательств по этапу продлевается на период встречного неисполнения обязательств Заказчиком. Срок выполнения этапа N 4 ОКР - сентябрь 2018 г., в редакции дополнительного соглашения N 3 к Контракту. В связи с тем, что последний день срока выполнения работ по этапу N 4 ОКР приходится на 30 сентября 2018 г. не рабочий день (воскресенье), в соответствии со ст. 193 ГК РФ последним днем срока выполнения работ по этапу N 4 ОКР следует считать 01 октября 2018 г. Исполнитель выполнил обязательства по этапу N 4 ОКР, что подтверждается подписанным сторонами актом сдачи-приемки выполненных работ от 15 июля 2019 г. N 82/2291. 01 октября 2018 г. в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.203 и ГОСТ РВ 15.210 Исполнитель направил в адрес Заказчика уведомление о готовности к государственным испытаниям исх. N 181-01/17318. 08 октября 2018 г. Исполнитель направил в адрес Заказчика уведомление о готовности к государственным испытаниям, согласованное начальником 240 ВП МО РФ. 8 21 ноября 2018 г. командиром войсковой части 87406 П. Кутаховым было выдано заключение о возможности проведения государственных испытаний образца изделия 83т913. Обращением от 21 ноября 2018 г. N 248/2/4842дсп. заместитель Министра обороны Российской Федерации Криворучко А. в адрес Главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей центральных органов военного управления, руководителей предприятий (организаций) промышленности утвердил назначить государственную комиссию под председательством заместителя начальника Главного управления Связи Вооруженных Сил Российской Федерации по вооружению Рубиса А.А. и провести государственные испытания в 2 этапа с 22 ноября 2018 г. по 28 января 2019 г. в соответствии с программой и методиками государственных испытаний. Обращением от 25 января 2019 г. N 248/2/280дсп. заместитель Министра обороны Российской Федерации Криворучко А. продлил работу государственной комиссии по проведению государственных испытаний опытного образца изделия 83т913 до 01 марта 2019 г. Обращением от 05 марта 2019 г. N 248/2/980 дсп. заместитель Министра обороны Российской Федерации Криворучко А. продлил работу государственной комиссии по проведению государственных испытаний опытного образца изделия 83т913 до 06 апреля 2019 г. Согласно п.п. 1-2 акта приемки этапа 4 "Проведение государственных испытаний" ОКР шифр "Степлер" от 15.07.2019 N 82/2290 Заказчиком установлено, что работа по этапу выполнена в полном объеме и соответствует требованиям ТТЗ на ОКР и условиям Контракта. Этап считать законченным и принятым 14 мая 2019 г. Согласно письму Минфина России от 07.11.2017 N 24-03-08/73293 "О рассмотрении обращения" по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части исчисления срока нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнения обязательств по контракту, установленные заказчиком в контракте сроки приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, а также сроки оформления результатов такой приемки не входят в срок исполнения основного обязательства, предусмотренного контрактом.
При расчете заказчиком размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом. Учитывая, что изделие было подготовлено к государственным испытаниям в срок установленный Контрактом и со стороны Заказчика отсутствовали замечания, а нарушение срока по этапу вызвано длительным проведением Заказчиком государственных испытаний и согласования документов (более 9 месяцев), начисление неустойки является не законным. Срок выполнения этапа N 5 ОКР октябрь 2018 г. - ноябрь 2018 г., в редакции дополнительного соглашения N 3 к Контракту. Учитывая, что задержка выполнения этапа N 4 ОКР произошла по вине Заказчика (длительное согласование документов и проведение государственных испытаний), принимая во внимание, что к выполнению этапа N 5 ОКР можно приступить только после завершения этапа N 4 ОКР (этап N 4 завершен - 15 июля 2019 г.), соответственно, период выполнения обязательств продлевается на встречное неисполнение обязательств Заказчиком. 9 Таким образом, 15 июля 2019 г. (срок завершения работ по этапу N 4 ОКР) + 2 месяца (срок выполнения работ по этапу 5 ОКР) = 15 сентября 2019 г. - дата завершения работ по 5 этапу ОКР. Кроме того, заявленная неустойка несоразмерна последствиям нарушения обязательства, в связи с чем суд считает возможным применить ст. 333 ГК РФ и снизить размер неустойки по этапу N 5 ОКР до 929 628,99 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе судебная коллегия находит необоснованными и не подтвержденными материалами дела.
Таким образом, решение по настоящему делу является законным и обоснованным, поскольку принято по представленному и рассмотренному заявлению с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2021 по делу N А40-326047/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Бодрова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-326047/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ВОЕНТЕЛЕКОМ"