г. Москва |
|
06 августа 2021 г. |
Дело N А40-225367/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "Российские железные дороги", принятое по исковому заявлению ООО "Желдорсервис" (ОГРН 1157746868091) к ООО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) о взыскании 642 096 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Желдорсервис" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании 642 096 руб. пени за просрочку доставки груза.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2021 года по делу N А40-225367/20 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как указано судом первой инстанции, 25.09.2015 г. между ООО "Желдорсервис" и ОАО "РЖД" было заключено соглашение об организации расчетов N 750/06-15С.
В рамках действующего соглашения, Ответчик (ОАО "РЖД") по железнодорожным накладным N ЭФ 918776 и N ЭФ 927445 от "07" декабря 2019 г., а также N ЭХ 236267 и NЭХ 234141 от "13" декабря 2019 г., принял для перевозки от ООО "Желдорсервис" груз для доставки его от станции Ноглики Дальневосточной железной дороги до станции Обская Северной железной дороги.
Согласно квитанции о приеме груза к перевозке N ЭФ 918776 от "07" декабря 2019 г., указано, что срок доставки по железной дороге истекал "10" января 2020 г.
Срок доставки истек 9 января 2020 г. в 23 ч. 59 мин. По факту вагон прибыл "10" января 2020 г. в 23 ч. 23 мин., таким образом, просрочка составила 1 сутки.
Прибытие вагона подтверждается отметкой в накладной N ЭФ918776 в разделе N 9 с указанием даты прибытия и отметкой получения груза 10.01.2020 г.
В соответствии с железнодорожным тарифом по данной перевозке была произведена оплата, которая составила 367 371,60 рублей, что подтверждается счет фактурой и приложением N 0000625/01001762 от "10" января 2020 г.
Согласно квитанции о приеме груза к перевозке N ЭФ 927445 от "07"декабря 2019 г. срок доставки по железной дороге истекал "10" января 2020 г. Таким образом, срок доставки истек 9 января 2020 г. в 23 ч. 59 мин. По факту вагон прибыли "13" января 2020 г. в 14 ч. 26 мин., что подтверждается отметкой в накладной NЭФ927445 в разделе N9 с указанием даты прибытия и отметкой получения груза 13.01.2020 г. Таким образом, просрочка доставки груза составила 4 суток. В соответствии с железнодорожным тарифом по данной перевозке была произведена оплата, которая составила 608 848,80 рублей, что подтверждается счет фактурой и приложением N 0000625/01003587 от "15" января 2020 г.
Согласно квитанции о приеме груза к перевозке N ЭХ 234141 от "13"декабря 2019 г. срок доставки по железной дороге истекал "16" января 2020 г. Срок доставки истек 15 января в 23 ч.59 мин. Фактически вагон прибыл "22" января 2020 г. в 23 ч.26 мин. Задержка груза подтверждается отметкой в накладной NЭХ 234141 в разделе N9 с указанием даты прибытия и отметкой получения груза 22.01.2020 г., которая составляет 7 суток. По железнодорожному тарифу данной перевозки произведена оплата, которая составила 565 600, 80 рублей, что подтверждается счет фактурой и приложение к ней N 0000625/01008051 от "25" января 2020 г.
Согласно квитанции о приеме груза к перевозке N ЭХ 236267 от "13"декабря 2019 г. срок доставки по железной дороге истекал "16" января 2020 г., следовательно, срок доставки оканчивается 15 января 2020 г. в 23 ч. 59 мин. Фактически вагон прибыли "22" января 2020 г. в 23 ч. 26 мин, просрочка составила 7 суток. Задержка груза зафиксирована отметкой в накладной N ЭХ 236267 в разделе N 9 с указанием даты прибытия и отметкой получения груза 22.01.2020 г. По железнодорожному тарифу данной перевозки произведена оплата, которая составила 562 804,80 рублей, что подтверждается счет фактурой и приложением N 0000625/01008051 от "25" января 2020 г.
В соответствии с накладной N ЭФ918776 от 07.12.2019 г.была произведена оплата 367 371,60 рублей. Расчет одного дня простоя составляет 367 371,60 х 6%= 22 042,30 рублей. Сумма просрочки составляет 6% за каждые сутки в размере платы за перевозку данных грузов (ст.97 УЖТ РФ).
Итоговое увеличение срока доставки составило 1 день. Расчет общей суммы составляет 22 042,30 х 1=22 042,30 рублей.
Согласно накладной N ЭФ 927445 от 07.12.2019 г. была произведена оплата 608 848,80 рублей. Расчет одного дня простоя составляет 608 848,80 х 6%= 36 530,90 рублей. Сумма просрочки составляет 6% за каждые сутки в размере платы за перевозку данных грузов (ст.97 УЖТ РФ). Итоговое увеличение срока доставки составило 4 дня. Расчет общей суммы составляет 36 530,90 х 4= 146 123,60 рублей. По накладной N ЭХ 234141 от 13.12.2019 г. была произведена оплата 565 600, 80 рублей. Расчет одного дня простоя составляет 565 600, 80 х 6%= 33 936,00 рублей.
Сумма просрочки составляет 6% за каждые сутки в размере платы за перевозку данных грузов (ст.97 УЖТ РФ). Итоговое увеличение срока доставки составило 7 дней. Расчет общей суммы составляет 33 936,00 х 7= 237 552,00 рублей.
По накладной N ЭХ 236267 от 13.12.2019 г. была произведена оплата 562 804,80 рублей. Расчет одного дня простоя составляет 562 804,80 х 6%= 33 768,30 рублей. Сумма просрочки составляет 6% за каждые сутки в размере платы за перевозку данных грузов (ст.97 УЖТ РФ). Итоговое увеличение срока доставки составило 7 дней. Расчет общей суммы составляет 33 768,30 х 7= 236 378,10 рублей.
Поскольку сумма пеней не превышает 50 процентов суммы оплаты, каждой отдельно взятой перевозки, то взысканию должна подлежать общая сумма пеней всех перевозок, которая составляет 642 096,00 рублей.
Суд первой инстанции указал, что доводы ответчика по иску, изложенные в отзыве на иск, не могут служить основанием к отказу в иске в полном объеме, поскольку указанные ответчиком по иску обстоятельства не опровергают представленных истцом по иску доказательств, подтверждающих правомерность исковых требований. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование истца в размере 642 096 руб. 00 коп. подлежит удовлетворению.
Ходатайство ответчика о применении положений ст. 333 ГК РФ суд первой инстанции обоснованно счел подлежащим удовлетворению и снизил размер неустойки до 578 000 руб. 00 коп.
Между тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о наличии просрочки в доставке груза и правомерности взыскания пени по следующим основаниям.
Согласно представленным в дело документам, со ст. Ноглики Дальневосточной ж.д. ОАО "РЖД" в период с 07.12.2019 г. (по железнодорожным накладным ЭФ918776 и ЭФ927445) по 13.12.2019 г. (по железнодорожным накладным ЭХ234141 и ЭХ236267) приняло к перевозке груз до ст. Обская Северной ж.д.
Согласно отметкам, проставленным в железнодорожных накладных и дорожных ведомостях ЭФ918776 и ЭФ927445 срок доставки груза истекал 10 января 2020 г. и 16 января 2020 г. по накладным ЭХ234141, ЭХ236267.
По железнодорожной накладной ЭФ918776 груз был доставлен в срок, а именно 10 января 2020 г. (о чем свидетельствуют отметки - календарные штемпеля о дате прибытия и выгрузке груза).
Перевозчик не нарушил свои обязательства по своевременной доставки груза, закрепленные статьей 33 Устава железнодорожного транспорта. Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определяется исходя из положений Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов и Устава железнодорожного транспорта РФ, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной (дорожной ведомости). Следовательно, срок доставки истекал 10 января 2020 г. в 23 часа 59 минут, груз был доставлен 10 января 2020 г. в 23 часа 26 минут - до истечения срока, указанного в железнодорожной накладной.
По отправке N ЭФ918776 в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 г. N 245,в редакции Приказа Минтранса РФ от 28.12.2017 г. N 543) срок доставки увеличен на 2 суток (п.5.3 и п.5.4). Срок доставки увеличен на 1 сутки -на операции, связанные с передачей и приемом грузов, порожних вагонов, при перевозке грузов, порожних вагонов с переправой через водные пути сообщения на паромах и еще на 1 сутки, поскольку имела место быть передача на другой вид транспорта. В связи с перестановкой вагонов на колесные пары другой ширины колеи срок доставки по данной накладной был увеличен еще на 1 сутки в соответствии с п. 5.6 Правил.
Кроме того, срок доставки на паромную переправу увеличен еще на 4 суток в соответствии с п.5.3 Общих коммерческих условиях организации перевозок грузов, эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров и взаимной ответственности железнодорожного и морского перевозчиков при перевозке грузов и порожних вагонов в железнодорожно-паромных сообщениях (Изменения N 2 утв. Первым вице-президентом ОАО "РЖД" В.Н. Морозовым от 09.12.2011 г. N 343).
Согласно данных правил нормативный срок доставки составляет 34 суток, а не 33 суток как рассчитал истец.
По отправке N ЭФ918776 срок доставки увеличен еще на 2 суток на основании п.6.10 Правил по причине задержки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом. Задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика, что подтверждается актами общей формы на начало и окончание задержки.
Согласно Правилам нормативный срок доставки подлежит изменению в случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
При исчислении нормативного срока доставки изначально (при указании срока доставки в железнодорожной накладной) не могли быть учтены дополнительные сутки, на которые перевозчик увеличил срок доставки в соответствии с пунктом 6.10 Правил.
На основании изложенного, пени в размере 22042,3 руб. заявлены истцом необоснованно.
По железнодорожной накладной ЭФ927445 срок доставки истекает с наступлением 11 января 2020 г., то есть не ранее 23 часов 59 минут 10 января 2020 г.
По отправке N ЭФ927445 в соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 г. N 245,в редакции Приказа Минтранса РФ от 28.12.2017 г. N 543) срок доставки увеличен на 2 суток (п.5.3 и п.5.4). Срок доставки увеличен на 1 сутки -на операции, связанные с передачей и приемом грузов, порожних вагонов, при перевозке грузов, порожних вагонов с переправой через водные пути сообщения на паромах и еще на 1 сутки, поскольку имела место быть передача на другой вид транспорта. В связи с перестановкой вагонов на колесные пары другой ширины колеи срок доставки по данной накладной был увеличен еще на 1 сутки в соответствии с п. 5.6 Правил.
Кроме того, срок доставки на паромную переправу увеличен еще на 4 суток в соответствии с п.5.3 Общих коммерческих условиях организации перевозок грузов, эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров и взаимной ответственности железнодорожного и морского перевозчиков при перевозке грузов и порожних вагонов в железнодорожно-паромных сообщениях (Изменения N 2 утв. Первым вице-президентом ОАО "РЖД" В.Н. Морозовым от 09.12.2011 г. N 343). Согласно данных правил нормативный срок доставки составляет 34 суток, а не 33 суток как рассчитал истец.
По отправке N ЭФ927445 срок доставки увеличен еще на 2 суток на основании п.6.10 Правил по причине задержки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом. Задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика, что подтверждается актами общей формы на начало и окончание задержки.
Кроме того, в соответствии с п.6.2 Правил срок доставки увеличен на 3 суток в пути следования для устранения коммерческой неисправности, допущенной по вине грузоотправителя, что подтверждается актами общей формы.
При исчислении нормативного срока доставки изначально (при указании срока доставки в железнодорожной накладной) не могли быть учтены дополнительные сутки, на которые перевозчик увеличил срок доставки в соответствии с пунктами 6.2 и 6.10 Правил.
На основании изложенного, просрочка по отправке ЭФ927445 отсутствует, и пени в размере 146123,60 руб. заявлены истцом необоснованно.
По железнодорожным накладным ЭХ234141 и ЭХ236267 срок доставки истекает с наступлением 17 января 2020 г., то есть не ранее 23 часов 59 минут 16 января 2020 г.
Согласно отметкам в транспортных железнодорожных накладных (дорожных ведомостях) срок доставки истекает 16 января 2020 г.
В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (утв. Приказом Минтранса РФ от 07.08.2015 г. N 245,в редакции Приказа Минтранса РФ от 28.12.2017 г. N 543) срок доставки по указанным накладным увеличен на 2 суток (п.5.3 и п.5.4). Срок доставки увеличен на 1 сутки - на операции, связанные с передачей и приемом грузов, порожних вагонов, при перевозке грузов, порожних вагонов с переправой через водные пути сообщения на паромах и еще на 1 сутки, поскольку имела место быть передача на другой вид транспорта. В связи с перестановкой вагонов на колесные пары другой ширины колеи срок доставки по накладным был увеличен еще на 1 сутки в соответствии с п. 5.6 Правил.
Кроме того, срок доставки на паромную переправу увеличен еще на 4 суток в соответствии с п.5.3 Общих коммерческих условиях организации перевозок грузов, эксплуатации грузовых вагонов и контейнеров и взаимной ответственности железнодорожного и морского перевозчиков при перевозке грузов и порожних вагонов в железнодорожно-паромных сообщениях (Изменения N 2 утв. Первым вице-президентом ОАО "РЖД" В.Н. Морозовым от 09.12.2011 г. N 343). Согласно данных правил нормативный срок доставки составляет 34 суток, а не 33 суток как рассчитал истец.
По отправкам N N ЭХ234141 и ЭХ236267 срок доставки увеличен еще на 13 суток на основании п.6.10 Правил по причине задержки грузов, перевозимых в прямом смешанном сообщении в порту перевалки, связанной с ожиданием отправления грузов морским или речным транспортом. Задержка произошла по причинам, не зависящим от перевозчика, что подтверждается актами общей формы на начало и окончание задержки.
В соответствии с п.6.2 Правил срок доставки дополнительно был увеличен на 3 суток в пути следования для устранения коммерческой неисправности, допущенной по вине грузоотправителя, что подтверждается актами общей формы.
При исчислении нормативного срока доставки изначально (при указании срока доставки в железнодорожной накладной) не могли быть учтены дополнительные сутки, на которые перевозчик увеличил срок доставки в соответствии с пунктами 6.2 и 6.10 Правил.
На основании изложенного, просрочка по отправкам ЭХ234141 и ЭХ236267 отсутствует, и пени в размере 473 930,10 руб. заявлены истцом и взысканы судом первой инстанции необоснованно.
Судом первой инстанции не дана оценка доводам ОАО "РЖД" по увеличению сроков доставки на основании пункта 6.10 Правил.
В силу ст. 75 Устава ЖТ РФ общий срок доставки груза в прямом смешанном сообщении определяется исходя из совокупности сроков доставки их железнодорожным транспортом и транспортом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов, действующих на транспорте соответствующих видов.
В соответствии с параграфом 33 Правил перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24.04.1956) срок доставки грузов определяется по совокупности их перевозок железнодорожным транспортом и водным транспортом и исчисляются на основании действующих на железнодорожном и водном транспорте правил исчисления сроков доставки грузов.
В случаях доставки груза с просрочкой против общего срока, полагающегося на данную перевозку по всем видам транспорта, ответственность за просрочку несет тот вид транспорта, которым была допущена задержка доставки груза.
Следовательно, по отправкам ЭФ918776, ЭФ927445 срок доставки на основании пункта 6.10 Правил N 245 был правомерно увеличен перевозчиком на 2 суток, а по отправкам ЭХ234141 и ЭХ236267 - на 13 суток, поскольку груз был задержан в порту перевалки из-за неприема груза к перевозке морским перевозчиком ОАО "СахМорТэк" (агент ОАО "Сахалинское морское пароходство).
Представленные ответчиком в суд первой инстанции акты общей формы по факту задержки подписаны представителем морского перевозчика без разногласий. Представлены в материалы дела и передаточные ведомости, свидетельствующие о передачи груза ответчиком для его перевозке морским видом транспорта.
Кроме того ответчиком указано, что по всем отправкам в иске неверно указана провозная плата, которая исчисляется как сумма провозной платы за проследование вагонов от станции Ноглики до переправы Холмск, от парома Ванино до станции назначения Обская, без учета дополнительных сборов и НДС.
Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 сентября 2012 г. N 5328/12, буквальное толкование статьи 97 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в качестве базы начисления законной неустойки предусматривает именно провозную плату без учета сумм НДС и дополнительных сборов за накатку - выкату на паром Холмск - Ванино.
Сумма пени по расчету истца (в связи с неверным расчетом провозной платы) не может превышать 478 945,56 руб. Излишне предъявлено 163 150,44 руб.
Таким образом, по всем основаниям, изложенным в отзыве ОАО "РЖД", просрочка в доставке груза отсутствует, сумма пени к уменьшению составляет 642 096 руб.
Указанные доводы были приведены ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции, представлены обосновывающие доказательства и расчеты, которые не опровергнуты истцом.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы сторон, а также проверив представленные расчеты взыскиваемых сумм, пришел к выводу об отсутствии факта просрочки в доставке грузов по заявленным накладным и, соответственно, необоснованности требований о взыскании неустойки в полном объеме.
В этой связи, в удовлетворении иска следует отказать, а решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2021 года по делу N А40-225367/20 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ООО "Желдорсервис" (ОГРН 1157746868091) в пользу ООО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в возмещение расходов по оплате госпошлины 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-225367/2020
Истец: ООО "ЖЕЛДОРСЕРВИС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"