г. Москва |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А40-53343/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Сазоновой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2021, принятое судьей Дубовик О.В. (шифр судьи 55-336) в порядке упрощенного производства
по делу N А40-53343/21,
по иску Акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания ТГК-13" (ОГРН 1051901068020, 660021, Красноярский кр, г.Красноярск, ул.Бограда, д.144а)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, 119019, Москва, ул.Знаменка, д.19)
о взыскании денежных средств,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Акционерное общество"Енисейская территориальная генерирующая компания ТГК-13" с иском о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации 484 747 руб. 32 коп. задолженности.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-53343/21 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель полагает, что судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон на основании ст. 272.1 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, здание общежития, расположенное по адресу г. Минусинск, Минусинское лесничество, квартал 16/3, строение 1 в период с 01.01.2020 по 31.05.2020, являлось специализированным жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, находилось в федеральной собственности.
В период 01.01.2020 по 31.05.2020 здание было закреплено на праве оперативного управления за федеральным казенным учреждением - войсковая часть 01662.
С 01.12.2019 единоличным решением собственника всех жилых помещений в домах со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Указанное решение в том числе относилось к специализированному жилому фонду - общежитию, расположенному по адресу г. Минусинск, Минусинское лесничество, квартал 16/3, строение 1.
Обязанности управляющей компании в спорном периоде выполняло ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в лице ЖКС N 19 (г. Абакан) филиала "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЦВО).
Между АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в лице ЖКС N 19 (г. Абакан) филиала "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЦВО) был заключен договор N 11137 от 30.12.2019 поставки коммунального ресурса в целях содержания общего имущества общежития, расположенного по адресу г. Минусинск Минусинское лесничество, квартал 16/3, строение 1.
Срок действия договора с 01.01.2020. Договор расторгнут 21.12.2020.
Договор между РСО и собственником общежития на поставку коммунального ресурса для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений не заключался.
Согласно постановления Администрации города Минусинска от 24.01.2014 N АГ-96-п "Об определении единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования г. Минусинск и установлении зоны деятельности", а также Постановления от 24.03.2014 N АГ-521-п "О внесении изменений в постановление Администрации города Минусинска от 24.01.2014 N АГ-96-п" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" признана единой теплоснабжающей организацией на территории муниципального образования город Минусинск.
В период с 01.01.2020 по 31.05.2020 АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" была поставлена тепловая энергия для отопления жилых помещений в общежитие, расположенное по адресу г. Минусинск Минусинское лесничество, квартал 16/3, строение 1 на общую сумму 484 747 руб. 32 коп.
Истцом в адрес ответчика были выставлены счета-фактуры для оплаты потреблённой тепловой энергии: счет-фактура N 11-012020-2550016208 от 31.01.2020 г., счет-фактура N 11-022020-2550016208 от 29.02.2020 г., счет-фактура N 11-032020-2550016208 от 31.03.2020 г., счет-фактура N 11-042020-2550016208 от 30.04.2020 г., счет-фактура N 11-052020-2550016208 от 31.05.2020 г на общую сумму 484 747 руб. 32 коп.
Данные о заселении и площадях жилых помещений предоставлялись ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
На 01.01.2020 общая площадь не заселенных жилых помещений составляла 1 894,64 м2, согласно списку заселения на 01.01.2020 г.
Как указывает истец, площадь увеличивалась по мере высвобождения жилых помещений нанимателями, согласно Акту приема-передачи кв. 9 от 16.03.2020, Акту приема-передачи кв. 10 от 03.02.2020, Акту приема-передачи кв. 54 от 26.02.2020, Акту приема-передачи кв. 4 от 26.02.2020, Списку заселения на 01.06.2020 г.
В добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
В соответствии с ч.1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами. При этом, к правоотношениям, связанным с расчетом объема и стоимости коммунального ресурса, поставленного для нужд населения, применяются нормы жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи.157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В связи с тем, что общедомовой прибор учета в общежитии, которое обслуживается должником, не установлен, стоимость коммунальных ресурсов, поставленных истцом, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Расчет палаты за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению осуществляется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354.
В соответствии с п. 42(1) Правил 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края N 483-п от 28.09.2016 с сентября 2017 года установлено, что на территории муниципального образования г. Минусинск оплата потребителями коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода, то есть с сентября по май включительно.
Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края N 416-п от 18.12.2019 года "О внесении изменений в приказ МТП Красноярского края от 06.06.2019 N 46-п "Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" установлены тарифы на тепловую энергию в г. Минусинске - одноставочный (на 2020 г.).
Нормативы потребления коммунальной услуги по отеплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах установлены Постановлением Правительства Красноярского края от 14.12.2016 N 649-п.
В силу пункта 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (пункт 3 статьи 153 ЖК РФ).
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.56(2) Правил N 354 При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В соответствии с п.1 ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статьям 15 и 15.1 Федерального закона "О теплоснабжении" N 190-ФЗ от 27.07.2009 потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по контракту теплоснабжения, при этом потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по контракту теплоснабжения и поставки горячей воды.
Теплоносителем в силу п. 4.1 ст.2 Федерального закона "О теплоснабжении" является пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.
По контракту теплоснабжения организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (п.20 Правил организации теплоснабжения в РФ, утверждены Постановлением Правительства от 08.08.2012 N 808).
Согласно статье 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 19 Федерального закона "О теплоснабжении" предусмотрено, что количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по контракту теплоснабжения или контракту поставки тепловой энергии, а также передаваемых по контракту оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета. Допускается осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем.
Потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона. Потребители, которым поставка горячей воды осуществляется с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона (п.2, 2.1 ст.13 ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Довод ответчика о том что истцом не представлены доказательства обосновывающие исковые требования, судом отклонен так как истцом в материалы дела представлен счета -фактуры, списки заселения, договор, акты приема-придачи специализированного жилого имущества.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты долга за теплоэнергию, заявленные требования о взыскании задолженности в размере 484 747 руб. 32 коп., в соответствии со ст.ст. 309, 310, 539-548 ГК РФ, подлежат удовлетворению.
Заявитель в жалобе указывает, что в расчете суммы исковых требований есть указание на номер договора 2550016208 от 01.01.2020, который истцом в материалы дела не представлен, а также грузополучателем в счетах-фактурах указано Управление (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинский частей и организаций) ЦВО, однако, договор между истцом и ответчиком не заключался. Номер 2550016208 - это номер лицевого счета (который указан в счете-фактуре), 01.01.2020 - это дата, когда этот лицевой счет заведен, в связи с переходом на прямые договоры.
Вместе с договором N 11137 от 30.12.2019 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в лице ЖКС N 19 (г. Абакан) филиала "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЦВО) был направлен договор на поставку коммунального ресурса для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений. Однако, указанный договор был возвращен Истцу, как направленный не тому адресату. При возвращении оферты договора ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в лице ЖКС N 19 (г. Абакан) филиала "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЦВО) своем письме N 370-У/3/19/1194 от 13.04.2020 указало, что согласно порядка взаимодействия органов военного управления и организаций вооруженных сил Российской Федерации при оплате услуг по содержанию незаселенных жилых помещений жилищного фонда, закреплённого за Министерством обороны Российской Федерации, бремя содержания пустующего жилого фонда несут территориальные органы эксплуатации. По Центральному военному округу - Управление (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинский частей и организаций) ЦВО.
После чего, 23.04.2020 истцом был направлен проект контракта на поставку коммунального ресурса для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений, счета-фактуры, акты приема-передачи в Управление (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинский частей и организаций) ЦВО (письмо "О договорных отношениях" N 5-3/01-34951/20-0-0 от 22.04.2020 Указанное письмо получено адресатом 06.05.2020 (отчет об отслеживании почтового отправления N 80087347541928). Однако, ответ истцу не поступил.
Никаких официальных данных о том, какое из юридических лиц, подконтрольных Министерству обороны Российской Федерации - собственнику спорного имущества, несет бремя содержания пустующего жилого фонда, у Истца не было. Именно поэтому в счетах-фактурах указан грузополучатель - Управление (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинский частей и организаций) ЦВО.
В связи с выше изложенным, 08.09.2020 Истцом были направлены претензии с требованием о погашении задолженности не только Ответчику, но и в другие учреждения МО РФ, ответственные за жилищно-коммунальное обеспечение.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Различная оценка одних и тех же фактических обстоятельств дела судом первой инстанции и ответчиком не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу, поскольку данное решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение на основании ст.ст. 309, 310, 539-547 ГК РФ и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-53343/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Сазонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-53343/2021
Истец: АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 01662