г. Вологда |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А05-4171/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вирячевой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2021 года по делу N А05-4171/2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815; адрес: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228; адрес: 163069, город Архангельск, улица Садовая, дом 5, корпус 1; далее - Управление) о признании незаконным уведомления от 13.01.2021 N КУВД-001/2020-15621601/4 об отказе в государственном кадастровом учете.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" (далее - Учреждение).
Решением суда от 25 июня 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Ранее существовавший земельный участок претерпел значительные изменения, в результате которых единое землепользование, в состав которого входят 40 участков, преобразовалось в многоконтурный земельный участок, состоящий из 7 контуров, при этом изменились его границы. Такая процедура не соответствует земельному законодательству, поскольку в данном случае произошло изменение состава, наименования и статуса ранее учтенного земельного участка.
Министерство в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации Архангельской области от 12.01.1994 N 7 "Об утверждении Перечня дорог общего пользования" в реестре областного имущества значится автомобильная дорога Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры.
Распоряжением Департамента по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами Архангельской области от 31.01.2008 N 46-р указанная дорога предоставлена Учреждению на праве оперативного управления для осуществления функций государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры расположена на земельном участке с кадастровым номером 29:19:000000:107 по адресу: Архангельская область, Холмогорский район, северо-западная часть Холмогорского кадастрового района.
Указанный земельный участок предоставлен Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования для осуществления организации дорожной деятельности и обеспечения безопасного движения транспортных средств по региональным автомобильным дорогам общего пользования.
Полоса отвода автомобильной дороги Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 29:19:000000:107 (категория - земли населенных пунктов), определена в соответствии с материалами инвентаризации, утвержденными постановлением главы администрации Холмогорского района от 23.12.1996 N 463.
Спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет в 1997 году, то есть является ранее учтенным.
Согласно кадастровому плану наименование этого участка - единое землепользование; площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании; в ГЗК отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить земельный участок как объект недвижимого имущества, подлежащий передаче при сделке; площадь земельного участка подлежит уточнению в установленном порядке. Как указывал заявитель, земельный участок поставлен на кадастровый учет декларативно, при отсутствии информации о координатах и нахождении границ полосы отвода у смежных землепользователей при уточнении границ принадлежащих им земельных участков возникают земельные споры, связанные с полосами отвода автомобильных дорог, что затрудняет содержание и безопасную эксплуатацию данной автодороги, закрепленной за Учреждением.
В целях уточнения границ спорного земельного участка и внесения сведений в ЕГРН о координатах границ Учреждение заключило с землеустроительной организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Архземкадастр" государственный контракт от 03.06.2020 N 328/07 на проведение кадастровых работ, согласно которому землеустроительная организация провела работы по межеванию земельных участков в границах полосы отвода вышеупомянутой автомобильной дороги, подготовила межевой план.
В межевом плане от 14.09.2020 отмечено, что он подготовлен в связи с уточнением местоположения границ и площади спорного земельного участка, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, площадь участка составляет 2964 400 кв. м. При проведении кадастровых работ выполнена горизонтальная съемка объектов недвижимости и элементов ситуации в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального значения Исакогорка-Новодвинск-Холмогоры, на основании этой съемки сформирована граница участка и подготовлен межевой план по уточнению местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 29:19:000000:107. В межевом плане также отмечено, что выполнено преобразование спорного земельного участка, являющегося единым землепользованием, в состав которого входят участки с кадастровыми номерами 29:19:060701:36, 29:19:201101:13 и т.д. (всего 40 участков) в многоконтурный земельный участок, состоящий из 7-ми контуров. Входящие земельные участки вошли в состав контуров многоконтурного земельного участка. Помимо этого, в межевом плане указано, что выявлены пресечения границ уточняемого земельного участка 29:19:000000:107 с границами шести смежных земельных участков. Пересечение земельных участков устранено путем уточнения местоположения части границ шести земельных участков 29:19:050401:179, 29:19:051101:88, 29:19:050401:18, 29:19:161801:244, 29:19:161801:245, 29:19:161902:11. В связи с этим кадастровый инженер просил внести в ЕГРН изменения описания местоположения границ и площади указанных шести земельных участков в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ уточняемого земельного участка с кадастровым номером 29:19:000000:107. Акты согласования границ и площади упомянутых шести земельных участков были приложены к межевому плану.
Министерство 18.09.2020 обратилось к Управлению с заявлением о государственном кадастровом учете спорного земельного участка, предоставив вместе с заявлением межевой план от 14.09.2020.
По результатам проверки Управление издало уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета от 12.10.2020 N КУВД-001/2020-15621601/3 (далее - уведомление о приостановлении). Основанием для приостановления государственного кадастрового учета послужили три причины:
1) отсутствует согласование местоположения границ уточняемого земельного участка с заинтересованными лицами земельного участка с кадастровым номером 29:19:161801:204;
2) при проверке пространственного анализа сведений, содержащихся в межевом плане, и сведений ЕГРН, выявлено: границы контуров 1 и 2, 3-7 уточняемого земельного участка расположены в границах муниципальных образований с реестровыми номерами 29:19-3, 29:19-3.4, 29:19-3.12, что противоречит положениям пункта 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и положениям части 11 статьи 22 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) и препятствует осуществлению действий по государственному кадастровому учёту спорного земельного участка;
3) в результате кадастровых работ по уточнению границ земельного участка 29:19:000000:107 кадастровым инженером выявлены пересечения границ с земельными участками 29:19:050401:18 и 29:19:051101:88. Пересечение устранено путем уточнения местоположения части границ указанных земельных участков. Сведения о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами 29:19:050401:18 и 29:19:051101:88 внесены в ЕГРН со средней погрешностью определения координат 0,2. В межевом плане значения средней погрешности определения координат характерных точек границ упомянутых земельных участков указаны равные 0,5, что является ниже по отношению к точности, содержащейся в ЕГРН в отношении данных земельных участков, что противоречит пункту 1 части 43 названного Закона.
Не согласившись с этим решением, Министерство обратилось в апелляционную комиссию по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета с заявлением об обжаловании уведомления о приостановлении государственного кадастрового учёта.
Решением апелляционной комиссии от 26.11.2020 N 118 заявление Министерства отклонено.
В последующем, в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, Управление уведомлением N КУВД-001/2020-15621601/4 от 13.01.2021 отказало Министерству в государственном кадастровом учете.
Не согласившись с указанными уведомлениями Управления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, заявление удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Статьей 26 Закона N 218-ФЗ предусмотрены основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
В силу пункта 43 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Статья 11.9 ЗК РФ регламентирует требования к образуемым и измененным земельным участкам.
Согласно пункту 3 статьи 11.9 ЗК РФ границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Как правомерно указал суд первой инстанции, требование о запрете пересечения границами земельных участков границ муниципальных образований и населенных пунктов относится к образуемым и измененным земельным участкам.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок ранее учтен в государственном кадастре недвижимости, данный участок не является образуемым и измененным земельным участком.
В силу статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Суд первой инстанции обоснованно указал, что из межевого плана следует, что он подготовлен в связи с уточнением местоположения границ и площади спорного земельного участка. При этом рассматривать данный участок как вновь образованный, ранее не существовавший земельный участок, на что ссылалось Управление в ходе судебного разбирательства, нельзя. В случае если земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости, при проведении процедуры уточнения местоположения границ такого земельного участка положения статьи 11.9 ЗК РФ не применяются. При этом в случае образования земельного участка, в том числе многоконтурного, должны соблюдаться положения статьи 11.9 ЗК РФ.
Довод подателя жалобы о том, что в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка изменились его статус, состав и наименование, не подтверждается материалами дела. Земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:107 остался тем же участком, что и был ранее, независимо от количества входящих в него контуров или условных/обособленных участков. Факт описания границ спорного земельного участка в виде семи входящих участков (контуров) вместо сорока не меняет его правового статуса, не приводит к образованию нового участка. При этом входящие участки/контуры не имеют правового статуса, не рассматриваются в качестве отдельных объектов недвижимости.
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016 N 306-КГ16-11866 обособленные земельные участки, входящие в состав земельного участка "единого землепользования", не являются самостоятельными и к ним не могут применяться предусмотренные законодательством Российской Федерации кадастровые процедуры. Следовательно, процедура описания координат земельного участка в процессе уточнения его границ в том или ином количестве входящих в него контуров (обособленных участков) не приводит к образованию нового участка.
Ссылка Управления на определения Конституционного суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 93-О, от 27.10.2015 N 2537-О является необоснованной, поскольку указанные определения приняты по иным фактическим обстоятельствам и к настоящему спору не применяются.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении требований у суда первой инстанции не имелось. Заявление удовлетворено правомерно.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25 июня 2021 года по делу N А05-4171/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.В. Романова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-4171/2021
Истец: министерство имущественных отношений Архангельской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Третье лицо: Государственное казенное учреждение Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор"