06 августа 2021 г. |
Дело N А83-9662/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.08.2021.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Лазарева С.Г., |
судей |
Градовой О.Г., Карева А.Ю., |
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Ивановой И.Д., после оглашенного судом перерыва секретарем судебного заседания Веселовой Е.Н.,
с участием представителей:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу - Сотникова О.Д., по доверенности от 25.12.2020 N дов.3-42, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом;
Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс Трейд" - Брожина К.А., по доверенности б/н от 01.06.2021, личность подтверждена паспортом гражданина Российской Федерации, представлен диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс Трейд" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 июня 2021 года по делу N А83-9662/2021 по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс Трейд" к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Ресурс Трейд" (далее - ООО "Ресурс Трейд") к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 11.06.2021 заявленные требования удовлетворены, ООО "Ресурс Трейд" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 50 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ресурс-Трейд" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда первой инстанции изменить в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере 50 000,00 рублей, заменив его на предупреждение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что общество признает вину в совершении административного правонарушения, которое совершено впервые. Указывает, что административное правонарушение совершено при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда, в т.ч. жизни и здоровью людей.
Представитель Управления возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в соответствующем отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, обосновывая свои возражения тем, что административный штраф назначен с учетом характера вменяемого административного правонарушения, степени его общественной опасности, соответствует тяжести и обстоятельствам совершенного деяния и, с учетом фактических обстоятельств и представленных доказательств, не может быть снижен в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ООО "Ресурс Трейд" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 02.11.2018 (ОГРН 1189112039093), основным видом деятельности является торговля оптовая напитками (ОКВЭД 46.34).
Управлением, на основании приказа от 19.02.2021 N 129, проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Ресурс Трейд", с целью установления соответствия ООО "Ресурс Трейд" лицензионным требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребителя (распития) алкогольной продукции (далее - Закон N 171-ФЗ), посредством анализа информации и сведений, содержащихся в государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по результатам которой составлен Акт проверки от 24.03.2021 N у3-а226/14 (л.д.33-37).
В рамках указанной внеплановой документарной проверки, Управлением из Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка истребована информация относительно предоставления ООО "Ресурс Трейд" в лицензирующий орган заявления о переоформлении лицензии N 913АП0009292 от 21.02.2020 на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, в связи с изменением места ее нахождения, в соответствии с запросом от 24.02.2021 N уЗ-3000/14-40.
Росалкогольрегулированием была предоставлена соответствующая информация, из которой следует, что по состоянию на 26.02.2021 заявлений о переоформлении лицензии N 913АП0009292 от 21.02.2020, выданной на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции ООО "Ресурс Трейд" в Управление лицензирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции Росалкогольрегулирования от организации не поступало (письмо от 26.02.2021 N3394/01).
В Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу 26.02.2021 от ООО "Ресурс Трейд" поступило заявление о переоформлении лицензии N 913АП0009292 от 21.02.2020, датированное 24.02.2021. В последующем, указанное заявление перенаправлено для рассмотрения в рамках компетенции в Росалкогольрегулирование.
Таким образом, в ходе проведенной проверки в отношении ООО "Ресурс Трейд" установлено несоответствие адреса юридического лица, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц, а именно: 295047, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Узловая, д.3, этаж 1, офис 1, адресу (место нахождения) организации, указанного в Государственном сводном реестре выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - Россия, Республика Крым, г.Симферополь, ул. Глинки, д.3 литер А, помещение 36. При этом, заявление о переоформлении лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции от 21.02.2020 N 91ЗАП0009292, в связи с уточнением места нахождения юридического лица подано в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка, позже 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии (согласно выписке из ЕГРЮЛ, запись с изменениями адреса юридического лица внесена 05.11.2020), а именно - 24.02.2021.
Извещение от 24.03.2021 N у3-4525/14-17 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении направлено в адрес ООО "Ресурс Трейд" 29.03.2021 посредством почтовой связи (л.д. 30-32).
По данному факту 07.04.2021 консультантом отдела по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по Республике Крым и г. Севастополю Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу Остер Л.А. составлен протокол об административном правонарушении N 0309/070421/01093, в котором зафиксировано совершение ООО "Ресурс Трейд" правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Указанный протокол вручен уполномоченному представителю ООО "Ресурс Трейд", о чем свидетельствует личная роспись на копии протокола, приложенном к материалам дела.
Материалы административного дела с заявлением о привлечении ООО "Ресурс Трейд" к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ направлены в арбитражный суд, к компетенции которого, в соответствии с абзацем 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, отнесено рассмотрение данной категории дел.
Принимая решение о привлечении ООО "Ресурс Трейд" к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что совокупностью представленных в материалы дела доказательств, подтверждается наличия в его действиях события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, при этом в порядке статьи 4.1 КоАП РФ принято решение о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размере не менее половины минимального размера - 50 000,00 рублей.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Законом N 171-ФЗ.
С 1 января 2017 года для субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Крым, вступили в силу ограничения в части запрета розничной продажи алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, а также в части необходимости наличия стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определён договором и составляет один год и более (пункт 6 статьи 16 Закона 171-ФЗ).
Частью 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на производство и оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что лицензии выдаются, в числе прочего, на осуществление розничной продажи спиртосодержащей продукции. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выданной организации, распространяется на деятельность ее обособленных подразделений только при условии указания в лицензии мест их нахождения (пункт 20 статьи 19 Закона N 171-ФЗ).
В соответствии с письмом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка РФ от 15.11.2016 N 25966/03-04 организация обязана прекратить осуществление лицензируемого вида деятельности в обособленном подразделении, если местонахождение такого обособленного подразделения организации перестает соответствовать особым требованиям законодательства Российской Федерации в сфере розничной продажи алкогольной продукции.
Согласно пункту 12 статьи 19 Закона 171-ФЗ в случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, получения лицензии на производство, хранение и поставки произведённой винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищённым наименованием места происхождения при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или трату лицензии.
В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.
Пунктом 13 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что заявление о переоформлении лицензии подаётся в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры, исключающие совершение вменяемого административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Общество, являясь профессиональным участником рынка, должно быть осведомлено о том, что несоблюдение ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность.
Алкогольная продукция является товаром, имеющим ограничения по производству и обороту, т.е. оборот и хранение алкогольной продукции может осуществляться только при соблюдении норм, предусмотренных Законом N 171-ФЗ, а действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не выявил процессуальных нарушений, допущенных в ходе административного производства, которые бы свидетельствовали о несоблюдении прав лица, привлекаемого к административной ответственности, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент принятия оспариваемого решения суда первой инстанции не истек.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в действиях ООО "Ресурс Трейд" имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17. КоАП РФ, в связи с чем, привлечение Общества к административной ответственности является законным и обоснованным.
Исключительных обстоятельств, являющихся основанием для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и свидетельствующих о возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9. КоАП РФ, судом не установлено.
Доводы апелляционной жалобы ООО "Ресурс Трейд" относительно наличия правовых оснований для замены административного штрафа на предупреждение, судом апелляционной инстанции отклоняются, учитывая следующее.
По смыслу взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, статья 4.1.1 КоАП РФ применима в отношении административных правонарушений, за исключением составов, перечисленных в части 2 этой статьи, лишь при наличии совокупности всех перечисленных в указанной норме права условий.
Одним из таких условий является отсутствие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, в то время как нарушения в сфере оборота алкогольной продукции, исходя из объекта посягательства, данному критерию не соответствует.
В отсутствие такой совокупности возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не допускается. Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.10.2016 N 302-АД16-3851.
При этом, определяя размер административного наказания, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для снижения административного наказания в виде штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ ниже низшего предела - до 50000,00 рублей, учитывая следующее.
Из смысла части 1 статьи 4.1. КоАП РФ следует, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом, с учетом смягчающим и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Из положений части 3.3 статьи 4.1. КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил право, в том числе органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом установленных обстоятельств дела, учитывая, что общество ранее за аналогичное правонарушение к административной ответственности не привлекалось, доказательств причинения вреда жизни и здоровью граждан не имеется, нарушения устранены, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным назначить ООО "Ресурс Трейд" административное наказание менее минимального предела, установленного санкцией части 1 статьи 14.17. КоАП РФ, с учетом положений статьи 4.1. КоАП РФ, снизив его до 50 000,00 рублей.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного акта, принятого судом первой инстанции с соблюдением норм материального и процессуального права.
Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривался, поскольку уплата государственной пошлины в случае подачи апелляционной жалобы на решение об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 11 июня 2021 года по делу N А83-9662/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Ресурс Трейд"- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
С.Г. Лазарев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-9662/2021
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ПО ЮЖНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, Межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю
Ответчик: ООО "РЕСУРС ТРЕЙД"