г. Красноярск |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А33-34125/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Белоглазовой Е.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ким С.Д.,
при участии:
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс": Неймара В.Е., представителя по доверенности от 15.12.2020 N 268/20,
от истца - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ника-Красноярск": Свириной Е.И., генерального директора на основании приказа от 29.01.2019 N 1, Сенчик Л.Д., представителя по доверенности от 14.09.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "08" февраля 2021 года по делу N А33-34125/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ника-Красноярск" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сибирская теплосбытовая компания", с учётом уточнения, в котором истец просит обязать общество с ограниченной ответственностью "Сибирская теплосбытовая компания" заключить с обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией "Ника-Красноярск" дополнительное соглашение к договору теплоснабжения N 711 от 01.01.2019 г. о включении в реестр многоквартирных жилых домов, собственникам которых осуществляется поставка коммунальных ресурсов, дом по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, 8 в прилагаемой редакции; обязать общество с ограниченной ответственностью "Сибирская теплосбытовая компания" заключить с обществом с ограниченной ответственностью Управляющей компанией "Ника-Красноярск" дополнительное соглашение к договору холодного водоснабжения и водоотведения N 15/08704 от 20.10.2016 года о включении в реестр многоквартирных жилых домов, собственникам которых осуществляется поставка коммунальных ресурсов, дом по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, 8 в прилагаемой редакции (с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением от 22.01.2020 ненадлежащий ответчик общество с ограниченной ответственностью "Сибирская теплосбытовая компания" заменён на общество с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс"; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Сибирская теплосбытовая компания".
Определением от 02.03.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Любимый дом".
Истец уточнил в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования, просит обязать ответчика заключить договоры на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в соответствии с редакцией представленных истцом проектов договора.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "08" февраля 2021 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным в части удовлетворения требования о заключении договора теплоснабжения и поставки горячей воды, по следующим основаниям:
- рассмотрение заявки истца приостановлено в связи с оповещением заявителя о имеющихся недостатках. Доказательств письменного отказа в заключении дополнительного соглашения истцом в материалы дела не представлено;
- фактические договорные отношения между истцом и ответчиком с 01.06.2019 отсутствовали.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.04.2021 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы с учетом отложения в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначено на 04.08.2021.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Согласно представленному отзыву на апелляционную жалобу, истец считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Устно представитель пояснил, что просит заключить договор теплоснабжения только на прошедший период, на будущее время договор теплоснабжения заключен с ответчиком быть не может
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений от 23.05.2019 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, д. 8, приняты решения расторгнуть договор управления с обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Любимый дом" (4 вопрос повестки дня); выбрать способ управления путём управления обществом с ограниченной ответственностью "Ника-Красноярск", утвердить условия договора управления и заключить соответствующий договор (5 вопрос повестки дня); выбрать способ платы за коммунальные услуги: холодное водоснабжение, водоотведение, отопление, тепловая энергия, вывоз ТКО в ООО УК "Ника-Красноярск" и наделить ООО УК "Ника-Красноярск" полномочиями по начислению, сбору и перечислению средств за коммунальные услуги в ресурсоснабжающие организации с 01.06.2019 (11 вопрос повестки дня). При этом по 12 вопросу повестки дня: "Выбрать способ платы за коммунальные услуги: холодное водоснабжение, отопление, тепловая энергия, электроэнергия, вывоз ТКО - прямые платежи в ресурсоснабжающие организации с 01.06.2019" проголосовали против.
Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ника-Красноярск" (управляющей компанией) и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Светлова, д. 8 заключен договор управления многоквартирным домом от 23.05.2019, по условиям которого, управляющая компания обязалась, в том числе, оказывать услуги по предоставлению коммунальных услуг (пункт 2.2), обеспечить с момента заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями предоставление собственникам помещений и иным потребителем оказание услуг, в том числе, по отоплению (теплоснабжению), холодному водоснабжению и водоотведению (пункт 3.1.3), принимать от собственников плату за коммунальные услуги (пункт 3.1.4). В свою очередь, собственники обязались своевременно и полностью вносить плату за жилищные и коммунальные услуги (пункт 3.4.2).
В соответствии с пунктом 7.1 договора он вступает в силу с 23.05.2019.
В соответствии с приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 31.05.2019 N 471-ДЛ многоквартирный жилой дом по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Светлова, д. 8 внесён в реестр лицензий общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ника-Красноярск".
Из материалов дела следует, что между сторонами имелись заключённые договоры энергоснабжения (а также оказания услуг по водоотведению), в отношении иных объектов (многоквартирных жилых домов), а именно: договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 15.02.2019 N 711, договор холодного водоснабжения и водоотведения от 20.10.2016 N 15/08704.
Соглашениями от 31.08.2020 подтверждается, что с 01.10.2020 сторонами расторгнуты ранее действующие договоры теплоснабжения и поставки горячей воды от 15.02.2019 N 711, холодного водоснабжения и водоотведения от 20.10.2016 N 15/08704.
Из материалов дела следует, что предыдущей управляющей компанией - обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Любимый дом", истцу не передана техническая и иная документация в отношении спорного многоквартирного жилого дома, в связи с чем были направлены заявления (жалобы):
- в Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края;
- в Прокуратуру Советского района города Красноярска;
- в Прокуратуру Красноярского края.
В письме Службы строительного надзора и жилищного контроля N 15 -16896/10228 отражено, что не имеется сведений об оспаривании решений, отражённых в протоколе собственников помещений от 23.05.2019 N 01; поскольку решение о сохранении сложившегося ранее порядка предоставления коммунальных услуг и внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ООО "КрасКом" собственниками на общем собрании не принято, заключенный 01.02.2019 с собственниками помещений прямой договор прекращает своё действие с даты включения дома в перечень домов, находящихся в управлении истца, то есть с 01.06.2019. Вместе с тем, поскольку ООО "КрасКом" и ООО "Ника-Красноярск" договоры на поставку коммунальных ресурсов в отношении спорного многоквартирного жилого дома не заключены, начисление ООО "СТК" от имени ООО "КрасКом" на основании агентского договора платы за перечисленные коммунальные услуги и выставление соответствующих платёжных документов соответствует положениям пункта 17 Правил N 354.
Согласно письму конкурсного управляющего от 01.11.2019 N 50, направленному в адрес Прокуратуры Советского района города Красноярска, техническая документация в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, 8 конкурсному управляющему не передавалась; акты о приёме-передаче документов третьим лицам также не передавались; по информации бывшего руководителя у ООО УК "Любимый дом" с начала управления указанным домом отсутствовала техническая документация, так как она не была передана предшествующей управляющей компанией, а денежные средства на восстановление документации отсутствовали. На момент открытия конкурсного производства 31.07.2019 указанный многоквартирный дом был исключён из реестра лицензий должника, дата исключения и прекращения управления домом - 01.06.2019.
Письмом от 19.06.2019 (входящий от 19.06.2019 N ОБ-10-1/1-123087/19-0-0) истец обратился в адрес ООО "Сибирская теплосбытовая компания" с заявлением о включении в договоры по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению многокваритрного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, 8.
Аналогичные требования направлены письмами от 07.09.2019, от 06.08.2019.
В свою очередь, ООО "Сибирская теплосбытовая компания" в письмах без даты и номера (в ответ на письме от 19.06.2019), от 21.08.2019 N ОБ-10-1/1-161739/19-01 указало на то, что договорные отношения истца с ООО "КрасКом" в отношении спорного многоквартирного жилого дома не оформлены по причине непредставления документов, необходимых в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения соответствующих договоров, в связи с чем с 01.06.2019 в адрес собственников будут выставляться платёжные документы с целью оплаты коммунальных ресурсов. С целью урегулирования отношений необходимо представить указанные в письме документы, в том числе технические (перечень которых приведён в письмах).
Письмом от 05.03.2020 (входящий от 05.03.2020 N ОБ-10-1/1-66090/20-0-0) истец обращался в адрес ООО "Сибирская теплосбытовая компания" с заявлением о заключении договора (дополнительного соглашения к ранее заключённому договору) на теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, д. 8.
Письмом от 05.03.2020 истец также обращался в адрес ООО "Сибирская теплосбытовая компания" с просьбой о выдаче технических условий на проектирование узла учёта энергии для многоквартирного жилого дома.
ООО "Сибирская теплосбытовая компания" выданы технические условия от 12.03.2020 N 10-1/23.1-сов-44.
Впоследствии прибор учёта введён в эксплуатацию (14.02.2019), кроме того сторонами без замечаний и разногласий подписаны акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей от 24.06.2019 в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, 8, в котором также указана схема теплоснабжения жилого дома; акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации от 12.12.2019 N 18/1-122882 с приложением схемы сетей водоснабжения и канализации.
В отношении спорного многоквартирного жилого дома ответчиком составлены акты от 16.03.2020 N 56/1337, от 16.03.2020 N 56/1336.
Кроме того, истец располагает следующей технической документацией: акт периодической проверки узла учёта тепловой энергии, теплоносителя от 22.03.2018 (составленный при участии предыдущей управляющей компании); акт технического осмотра теплопотребляющей энергоустановки и систем теплопотребления к отопительному сезону от 04.09.2019; ведомости учёта параметров потребления тепла; акты снятия показаний расчётных приборов учёта; сведения о показаниях водомеров; акт осмотра систем водопотребления, водоотведения, теплопотребления от 18.01.2021 ; сведения о численности проживающих для расчёта объёмов по нормативам за период с 01.06.2019 по 30.06.2019; приложение к договору о сервисном и техническом обслуживании индивидуального теплового пункта и приборов учёта тепловой энергии от 09.01.2020 N 20-01-09-СТО-5, заключенного истцом с ООО "Теплогид", в котором отражён состав индивидуального теплового пункта и состав узла учёта тепловой энергии; акты промывки и опрессовки сетей и внутренних отопительных систем потребления.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
С учетом доводов жалобы и пояснений сторон и обозначенных ими пределов обжалования, судебный акт подлежит проверке апелляционной инстанцией в обжалуемой части. Так, ответчиком сформулированы требования апелляционной жалобы следующим образом:
- отказать в удовлетворении требования истца о заключении договора теплоснабжения и поставки горячей воды;
- изменить пункта 9.4 Договора холодного водоснабжения и водоотведения и изложить его в редакции: "п. 9.4. Договор вступает в силу со дня его подписания и считается ежегодно продленным, если за месяц до окончания срока не последует заявления одной из сторон об отказе от настоящего договора".
В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Гражданским кодексом Российской Федерации либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Равным образом на рассмотрение суда могут быть переданы разногласия, возникшие в ходе заключения договора, при наличии обязанности заключить договор или соглашения сторон о передаче разногласий на рассмотрение суда. Такой спор подлежит рассмотрению в том же порядке, что и спор о понуждении к заключению договора (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также указанным постановлением Пленума в пунктах 1, 2 даны разъяснения, что в согласно пункту 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Соглашение сторон может быть достигнуто путем принятия (акцепта) одной стороной предложения заключить договор (оферты) другой стороны (пункт 2 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации), путем совместной разработки и согласования условий договора в переговорах, иным способом, например, договор считается заключенным и в том случае, когда из поведения сторон явствует их воля на заключение договора (пункт 2 статьи 158, пункт 3 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). Существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида (например, условия, указанные в статьях 555 и 942 Гражданского кодекса Российской Федерации). Существенными также являются все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (абзац второй пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации), даже если такое условие восполнялось бы диспозитивной нормой.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
Согласно части 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).
В соответствии с пунктом 3 статьи 13, пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведения" договоры горячего и холодного водоснабжения, договор водоотведения являются публичными договорами.
Защита гражданских прав осуществляется способами, указанными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом.
Частью 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо, участвующие в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частями 1 и 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Из материалов дела следует, что ответчиком, в качестве теплоснабжающей организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, 8 поставлялась тепловая энергия, горячая и холодная вода, а также оказывались услуги по водоотведению (в том числе в период с 01.06.2019 по момент расторжения договоров).
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 8714/12 в рамках дела N А58-1592/2011 изложена правовая позиция, в соответствии с которой параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса урегулировано элементарное правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица:
продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и
покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации.
Жилищное законодательство в это элементарное правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее -Правила N 307) было введено понятие исполнителя коммунальных услуг, как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационноправовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Согласно пункту 13 Правил N 354 и пунктов 10, 11 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) заключение договора на поставку коммунальных ресурсов является обязательным как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организации, которая с целью оформления отношений с управляющей организацией по поставке коммунального ресурса в виде письменного договора вправе направить ей соответствующую оферту.
Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ника-Красноярск" (управляющей компанией) и собственниками помещений в многоквартирном жилом доме по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Светлова, д. 8 заключен договор управления многоквартирным домом от 23.05.2019, по условиям которого, управляющая компания обязалась, в том числе, оказывать услуги по предоставлению коммунальных услуг (пункт 2.2), обеспечить с момента заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями предоставление собственникам помещений и иным потребителем оказание услуг, в том числе, по отоплению (теплоснабжению), холодному водоснабжению и водоотведению (пункт 3.1.3), принимать от собственников плату за коммунальные услуги (пункт 3.1.4). В свою очередь, собственники обязались своевременно и полностью вносить плату за жилищные и коммунальные услуги (пункт 3.4.2). В соответствии с пунктом 7.1 договора он вступает в силу с 23.05.2019.
В соответствии с приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 31.05.2019 N 471-ДЛ многоквартирный жилой дом по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Светлова, д. 8 внесён в реестр лицензий общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ника-Красноярск".
С учётом изложенного, истец является управляющей организацией в отношении указанного многоквартирного жилого дома, при этом собственниками помещений принято решение вносить платежи за коммунальные услуги с 01.06.2019 не непосредственно ресурсоснабжающей организации, а опосредованно, через управляющую организацию ООО УК "Ника-Красноярск".
Из материалов дела также следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что между сторонами не имеется заключённых договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, в которых спорный многоквартирный жилой дом был бы согласован в качестве объекта энергоснабжения (и поставки услуг по водоотведению), ранее заключённые договоры, в которых также не фигурирует спорный многоквартирный жилой дом, расторгнуты соглашениями от 31.08.2020.
На основании изложенного, истец обратился к ответчику с заявлениями о заключении соответствующих договоров, однако договоры не заключены, ответчик ссылается на то обстоятельство, что истцом не представлен полный пакет надлежащим образом оформленных и заверенных документов, необходимых для оформления договорных отношений в соответствии с положениями действующего законодательства.
Положениями действующего законодательства (Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124; Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808; Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644) действительно предусмотрено представление определённого пакета, в том числе, технических документов, при направлении оферты для заключения публичных договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Ответчик указывает, что истцом не представлены документы, об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учёта; документы, подтверждающие подключение теплопотребляющих установок МКД к системе теплоснабжения; техническая документация на установленные приборы учета воды, сточных вод, а также проекты установки (монтажа) приборов учета; баланс водопотребления и водоотведения; документы, подтверждающие подключение (технологическое присоединение) объектов абонента к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения.
Из материалов дела следует, что предыдущей управляющей компанией - обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Любимый дом", истцу не передана техническая и иная документация в отношении спорного многоквартирного жилого дома, в связи с чем были направлены заявления (жалобы):
- в Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края;
- в Прокуратуру Советского района города Красноярска;
- в Прокуратуру Красноярского края.
Из материалов дела N А33-18359/2018 о банкротстве общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Любимый дом" (управляющей компании, осуществляющей управление спорным многоквартирным жилым домом до ответчика) следует, что конкурсным управляющим инициировано производство по требованию об истрбовании у бывшего руквоодителя должника (генерального директора), в том числе, документов технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документов на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведений о проведении их ремонта, замены, поверки, информации об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информации о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; актов проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; а также иной документации.
На основании изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод, что соответствующими техническими документами не располагает не только истец, как новая управляющая компания в отношении многоквартирного жилого дома, но даже конкурсный управляющий, осуществляющий руководство ООО УК "Любимый дом" на текущий период, поскольку документы не переданы бывшим руководителем должника.
Согласно письму конкурсного управляющего от 01.11.2019 N 50, направленному в адрес Прокуратуры Советского района города Красноярска, техническая документация в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: г. Красноярск, ул. Светлова, 8 конкурсному управляющему не передавалась; акты о приёме-передаче документов третьим лицам также не передавались; по информации бывшего руководителя у ООО УК "Любимый дом" с начала управления указанным домом отсутствовала техническая документация, так как она не была передана предшествующей управляющей компанией, а денежные средства на восстановление документации отсутствовали. На момент открытия конкурсного производства 31.07.2019 указанный многоквартирный дом был исключён из реестра лицензий должника, дата исключения и прекращения управления домом - 01.06.2019.
Вместе с тем, истцом в материалы дела представлена вся техническая документация, необходимая для заключения договора, которой он располагает.
Указанными обстоятельствами подтверждается, что технические документы в отношении многоквартирного жилого дома не переданы истцу предшествующей управляющей компанией, при этом все попытки истца получить указанные документы результатов не повлекли, по не зависящим от воли истца обстоятельствам.
В свою очередь, истцом получены акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как в отношении тепловых, так и водопроводных и канализационных сетей; получены технические условия и проведена установка узла учёта, также представлены иные документы (в том числе составленные в отношении предшествующей управляющей компании), которыми истец располагает.
Технические характеристики, содержащиеся в приложениях к договору, указаны истцом либо исходя из сведений, представленных самим ответчиком, либо скорректированы с учётом доводов ответчика (например, в части количества жителей), ответчиком проверены, в ходе судебного разбирательства ответчик пояснил, что возражений относительно сведений, указанных в приложениях к договорам в уточнённой редакции не имеется.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме суд первой инстанции указал, что непредставление истцом технических документов на приборы учёта, а также балансов водопотребления и водоотведения, с учётом обстоятельств дела и совокупности представленных в материалы дела доказательств (в том числе актов ответчика от 16.03.2020 N 56/1337, от 16.03.2020 N 56/1336, акта осмотра систем водопотребления, водоотведения, теплопотребления от 18.01.2021) в рассматриваемом случае не являются основанием для отказа ресурсоснабжающей организации в заключении с управляющей организацией договоров энергоснабжения и оказания услуг по водоотведению, во исполнение воли собственников, выраженной на общем собрании, результаты которого оформлены протоколом от 23.05.2019.
Согласно позиции суда первой инстанции, наличие договорных отношений между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией возможно и в отсутствие письменного договора. Управляющая организация обязана предоставлять коммунальные услуги потребителям с момента поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей организации в нарушение статей 161 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации уклоняться от исполнения обязанностей по договору управления. Нежелание управляющей и ресурсоснабжающей организаций оформить в письменном виде договор энергоснабжения само по себе не является основанием для признания ресурсоснабжающей организации исполнителем соответствующей коммунальной услуги.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2020 N 1057-р город Красноярск Красноярского края отнесен к ценовой зоне теплоснабжения. В ценовых зонах теплоснабжения потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию только у единой теплоснабжающей организации, в зоне деятельности которой они находятся, по договору теплоснабжения.
В соответствии с актуализированной на 2021 год схемой теплоснабжения г. Красноярска в системе теплоснабжения мкр. Солнечный статус ЕТО присвоен АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)".
С учетом изложенного соответствующий договор с ответчиком на будущее время заключен быть не может.
Доводы истца о том, что письменный договор теплоснабжения и поставки горячей воды должен быть заключен с ответчиком на прошлый период, а также о том, что не подлежит исключению из договора условие пункта 9.4 в части распространения действия условий договора холодного водоснабжения и водоотведения на отношения, возникшие с 01.06.2019, противоречат нормам материального права.
Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (пункт 1 статьи 425 ГК РФ).
Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений (пункт 2 статьи 425 ГК РФ).
В силу действующего законодательства Российской Федерации включение в проект договора холодного водоснабжения и водоотведения положения о том, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, может быть осуществлено только при наличии согласия обеих сторон сделки.
Установление такого правила является правом сторон и не может быть осуществлено в одностороннем порядке. Иное означало бы нарушение основополагающего принципа свободы договора.
С учетом изложенного исковые требования в части заключения договора теплоснабжения на прошлый период, а также в части включения в пункт 9.4 договора холодного водоснабжения и водоотведения условия о распространении действия условий договора на отношения, возникшие с 01.06.2019, не подлежат удовлетворению, так как отсутствует согласие ответчика. Также договор теплоснабжения и поставки горячей воды не может быть заключен на будущее время, поскольку ответчик утратил статус единой теплоснабжающей организации.
Доводы истца о том, что с 01.06.2019 управляющая компания, во исполнение воли собственников помещений, выставляла собственникам счета на оплату и осуществляла сбор денежных средств за потреблённые коммунальные ресурсы, а параллельно с этим, истец (опосредованно через агента ООО "СТК") также выставлял счета и производил сбор денежных средств с собственников на основании ранее заключённых прямых договоров ресурсоснабжения, подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 161 и частями 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг.
На основании пунктов 13 и 54 Правил N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее - Постановление N 354) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги (подпункты "б" и "г" пункта 31 Правил N 354).
Согласно пункту 14 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Далее - Постановление N 354) управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Заключенные договоры между истцом и ответчиком с 01.06.2019 отсутствовали, однако истец выставлял потребителям счета на оплату, в связи с чем Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ООО УК "Ника-Красноярск" выдано предписание N 1907-ж.
Согласно указанному предписанию, ООО УК "Ника-Красноярск" в отсутствие заключенных с ресурсоснабжающей организацией - ООО "КрасКом", отдельных договоров на поставку коммунальных ресурсов в рассматриваемый МКД, либо дополнительных соглашений к договорам от 01.01.2019 N 711 и от 20.10.2016 N 15/08704, с июня по июль 2019 года включительно осуществляло начисление платы за коммунальные услуги по отоплению холодному, горячему водоснабжению (за исключением платы за коммунальную услугу - горячее водоснабжение: компонент на тепловую энергию, которая одновременно начислялась и снималась в платежном документе) и водоотведению; с августа по сентябрь 2019 года включительно осуществляло начисление платы за коммунальную услугу по отоплению.
Учитывая указанные обстоятельства, ООО УК "Ника-Красноярск" в срок до 27.12.2019 было предписано осуществить снятие ранее начисленной в период с июня по сентябрь 2019 года собственникам жилых помещений в МКД по ул. Светлов,8,платы за коммунальные услуги по отоплению, холодному, горячему водоснабжению, а также не производить начисление собственникам жилых помещений в МКД указанной платы в дальнейшем до момента заключения соответствующего договора на предоставление коммунального ресурса в МКД с ресурсоснабжающей организацией - ООО "КрасКом", либо дополнительных соглашений к договорам ресурсоснабжения от 01.01.2019 N 711 и от 20.10.2016 N 15/08704. Представить в Службу документы, подтверждающие проведение указанного перерасчета.
Истцом, данное предписание исполнено в полном объеме не было, в связи с чем постановлением мирового судьи судебного участка N 84 в Советском районе г. Красноярска, ООО УК "Ника-Красноярск" привлечено к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, из содержания положений статей 154, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 13, 54 Правил N 354 следует, что управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг с учетом ее функций и обязанностей обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы, поставленные в многоквартирный жилой дом.
В настоящем деле у сторон отсутствуют взаимные имущественные притязания друг к другу.
Однако, при рассмотрении соответствующего спора правоотношения сторон могут быть квалифицированы как отношения, фактически сложившиеся по поставке коммунального ресурса с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, регулируемые параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Обзора 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений (договора, заключенного в письменной форме) с организацией, чьи энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Получение ответчиком в установленном законом порядке статуса управляющей организации повлекло за собой возникновение у него статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, в условиях фактически сложившихся правоотношений по поставке ресурса в многоквартирный дом, сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией в отношении не изменяет статуса последней по отношению к собственникам помещений в многоквартирных домах как исполнителя коммунальных услуг.
Для нивелирования иных, в том числе административных, последствий несвоевременного заключения договоров на поставку коммунального ресурса избранный способ защиты не соответствует вышеизложенным нормам материального права.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого решения на основании пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При обращении с апелляционной жалобой ответчиком оплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей платежным поручением от 18.02.2021 N 2217.
Статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально размеру удовлетворённых требований.
Поскольку апелляционным судом удовлетворена апелляционная жалоба, судебные расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3000 рублей подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" февраля 2021 года по делу N А33-34125/2019 отменить в части обязания ответчика заключить договор теплоснабжения. В указанной части в иске отказать.
Изменить решение в части включения в пункт 9.4. договора холодного водоснабжения и водоотведения предложения: "Условия настоящего договора распространяются на отношения сторон, возникшие с 01.06.2019", исключив данное предложение из текста договора.
В остальной части решение Арбитражного суда Красноярского края от "08" февраля 2021 года по делу N А33-34125/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Ника-Краснярск" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс" (ИНН 2466114215, ОГРН 1032402976870) 3000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-34125/2019
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "НИКА-КРАСНОЯРСК"
Ответчик: ООО "СИБИРСКАЯ ТЕПЛОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", ООО УК "Любимый дом", СУ N84 В СОВЕТСКОМ Р-НЕ Г КРАСНОЯРСКА, Судебный участок N 84 в Советском районе г. Красноярска