город Томск |
|
9 августа 2021 г. |
Дело N А27-4075/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.
судей: Колупаевой Л.А.,
Сластиной Е.С.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого в онлайн-режиме с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" (N 07АП-6452/2021) на решение от 26.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Ерохин Я.Н.) по делу N А27-4075/2021, по иску Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Прокопьевску (653000, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, улица Комсомольская, дом 2, ИНН 4223715641, ОГРН 1114223000066) к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" (653039, Кемеровская область - Кузбасс, город Прокопьевск, улица Институтская, здание 2Г, ИНН 4223117458, ОГРН 1174205226909) о перерасчете количества потребляемой тепловой энергии,
при участии в судебном заседании:
от ООО "Теплоэнергоремонт" - Хуртинина А.Н. по доверенности от 04.08.2020, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Прокопьевску (далее - истец, управление) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Теплоэнергоремонт" (далее - ответчик, общество) о перерасчете количества потребленной тепловой энергии по государственным контрактам теплоснабжения и горячего водоснабжения от 09.12.2019 N 121/ТЭР, 27.07.2020 N 121/ТЭР за период с 01.01.2020 по 30.09.2020.
Решением от 26.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области Алтайского края исковые требования удовлетворены; суд обязал ответчика произвести перерасчет размера платы за тепловую энергию, поставленную истцу по государственным контрактам, уменьшив объем поставленной тепловой энергии на 500,54 Гкал на сумму 1 555 020,75 рублей, а излишне уплаченные денежные средства зачесть в счет оплаты текущих или будущих периодов в порядке календарной очередности по государственным контрактам теплоснабжения и горячего водоснабжения, заключенным на 2021 год.
Общество с принятым судебным актом не согласилось, в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить, указывая, что объекты истца не были оборудованы приборами чета тепловой энергии и теплоносителя, в связи с чем Правила коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034) применению не подлежат; объем потребления тепловой энергии определен на основании СНиП 2.01.01.-82 "Строительная климатология и геофизика", применение которого согласовано сторонами в контракте, подписанного без разногласий.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) управление представило отзыв, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя не обеспечил; дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ без участи указанных представителей.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество является теплоснабжающей организацией на территории города Прокопьевска Кемеровской области; постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.12.2018 N N 784, 786, 787, от 20.12.2019 N 747 ответчику установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду.
Между истцом (потребитель) и ответчиком (ТСО) заключены государственные контракты теплоснабжения и горячего водоснабжения от 09.12.2019 N 121/ТЭР, 27.07.2020 N 121/ТЭР, согласно которым ТСО обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в виде горячей воды и горячую воду по адресам в г. Прокопьевске: ул. К. Либкнехта, 4, ул. Российская, 52, ул. Пионерская, 42, ул. Цикличная, 24, ул. Есенина, 1, ул. Советов, 4, пр-кт. Гагарина, 11А, ул. Международная, 14Б, ул. Международная, 15, ул. Комсомольская, 2, ул. Луговая, 26, ул. Жолтовского, 22, ул. 10-й Микрорайон, 52, а потребитель обязуется принимать, оплачивать тепловую энергию и горячую воду соблюдая режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, обеспечивая безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования (пункт 1.1, 1.2 контракта).
В приложениях N 3 контрактов установлен расчет стоимости тепловой энергии.
Объекты теплоснабжения по адресам: г. Прокопьевск, ул. Комсомольская, 2, ул. Советов, 4, ул. Есенина, 1, ул. Международная, 15, ул. Луговая, 26а, ул. К. Либкнехта, 4, пр. Гагарина, 11-а, ул. Международная, 14б, не оснащены приборами учета тепловой энергии.
Общество определило объем тепловой энергии, потребленной с 01.01.2020 по 30.09.2020, с учетом температуры наружного воздуха, указанной в приложении N 3 государственных контрактов, предъявило управлению для оплаты счета-фактуры, содержащие сведения об объеме тепловой энергии по каждому объекту теплоснабжения (т. 2, л.д. 11-20).
Управление оплатило тепловую энергию в объеме, указанном в счетах фактурах, что подтверждается платежными поручениями (т. 2, л.д. 21- 33).
Истец произвел расчет тепловой энергии, потребленной в период с 01.01.2020 по 30.09.2020 в соответствии с фактическими показателями среднемесячной температуры наружного воздуха, указанной в справке Кемеровского ЦГМС-филиал ФГБУ "Западносибирское УГМС" (т.2, л.д. 10).
Согласно расчету истца за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 излишне оплачена тепловая энергия на 500,54 Гкал на сумму 1 555 020,75 руб. (т. 2, л.д. 1-9).
27.11.2020 управление направило в адрес общества претензию (получена 01.12.2020) с требованием учесть сумму неосновательного обогащения в размере 1 555 020 рублей 75 копеек на будущее время (т. 1 л.д. 12-13).
Ответчик претензию отклонил, указав на необходимость установления приборов учета тепловой энергии (т. 1 л.д. 14), что и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из императивных положений Правил N 1034, устанавливающие порядок определения количества тепловой энергии при отсутствии прибора учета, которые обязательны для сторон публичного договора, и применяются вне зависимости от их согласования сторонами в договоре и несмотря на наличие в нем условий, отличных от них.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 N 10-П, содержащееся в главе 60 ГК РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц.
В соответствии со статьями 1102, 1105 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Из приведенных норм материального права следует, что приобретенное либо сбереженное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего. При этом в целях определения лица, с которого подлежит взысканию неосновательное обогащение, необходимо установить не только сам факт приобретения или сбережения таким лицом имущества без установленных законом оснований, но и то, что именно ответчик является неосновательно обогатившимся за счет истца и при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность взыскания с него неосновательного обогащения (пункт 16 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020).
По делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика - обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (пункт 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункты 1, 4 статьи 421 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статьям 539, 543, пункту 1 статьи 548 ГК РФ, части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении, Закон N 190-ФЗ) по договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию, а абонент обязуется помимо прочего обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Для единой теплоснабжающей организации договор теплоснабжения является публичным (статья 426 ГК РФ, часть 7 статьи 15 Закона о теплоснабжении).
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом правовыми актами или соглашением сторон.
В силу подпункта 7 части 8 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808) к существенным условиям договора теплоснабжения относятся: величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя; объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета.
В силу частей 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 1 статьи 19 Закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемого по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Таким образом, одним из принципов законодательства в сфере энергоснабжения является приоритет учетного способа подсчета ресурсов над расчетным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.02.2018 N 305-ЭС17-14967), поэтому наличие введенного в установленном порядке в эксплуатацию сертифицированного и поверенного прибора учета энергии предполагает необходимость исчисления количества потребленной энергии по показаниям такого прибора.
Материалами дела подтверждается, что часть объектов теплоснабжения не оснащены приборами учета тепловой энергии.
В соответствии со статьей 19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправности приборов учета; нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с Правилами N 1034.
В соответствии с пунктом 114 Правил N 1034 определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В соответствии с методикой осуществляется: организация коммерческого учета на источнике тепловой энергии, теплоносителя и в тепловых сетях; определение количества тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе: количества тепловой энергии, теплоносителя, отпущенных источником тепловой энергии, теплоносителя; количества тепловой энергии и массы (объема) теплоносителя, которые получены потребителем; количество тепловой энергии, теплоносителя, израсходованных потребителем во время отсутствия коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета; определение количества тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем для подключения через центральный тепловой пункт, индивидуальный тепловой пункт, от источников тепловой энергии, теплоносителя, а также для иных способов подключения; определение расчетным путем количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении тепловой энергии; определение распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя; при работе приборов учета в течение неполного расчетного периода корректировка расхода тепловой энергии расчетным путем за время отсутствия показаний в соответствии с методикой.
Согласно пункту 115 Правил N 1034 при отсутствии в точках учета приборов учета или работы приборов учета более 15 суток расчетного периода определение количества тепловой энергии, расходуемого на отопление и вентиляцию, осуществляется расчетным путем и основывается на пересчете базового показателя по изменению температуры наружного воздуха за весь расчетный период.
В соответствии с пунктами 116, 117 Правил N 1034 в качестве базового показателя принимается значение тепловой нагрузки, указанное в договоре теплоснабжения. Пересчет базового показателя производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за расчетный период, принимаемой по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии.
В порядке пункта 66 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр) для целей отопления и вентиляции в случае, если в точках учета отсутствуют приборы учета или приборы учета не работают более 30 суток отчетного периода, определение количества тепловой энергии на отопление и вентиляцию расчетным путем осуществляется по формуле, указанной в данном пункте Методики, которая включает следующие показатели: базовый показатель тепловой нагрузки, указанный в договоре, Гкал/ч; расчетная температура воздуха внутри отапливаемых помещений, °C; фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчетный период, °C; расчетная температура наружного воздуха для проектирования отопления (вентиляции), °C; время отчетного периода, час.
Пересчет базового показателя тепловой нагрузки производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за отчетный период по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии (пункт 67 Методики N 99/пр).
Истцом произведен перерасчет в соответствии с вышеуказанными положениями с учетом среднемесячной температуры наружного воздуха в городе Прокопьевске; согласно расчету за период с 01.01.2020 по 30.09.2020 излишне оплачена тепловая энергия на 500,54 Гкал на сумму 1 555 020,75 рублей.
Расчет судом проверен, признан верным.
Доводы общества о том, что объем потребления тепловой энергии определен сторонами на основании СНиП 2.01.01.-82 "Строительная климатология и геофизика" (утратил силу с 01.01.2020), применение которого согласовано сторонами в контракте, подписанного без разногласий, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что императивные положения Правил N 1034, устанавливающие порядок определения количества тепловой энергии при отсутствии прибора учета, обязательны для сторон публичного договора, каковыми являются контракты, заключенные истцом и ответчиком, и применяются вне зависимости от их согласования сторонами в договоре и, несмотря на наличие в нем условий, отличных от них.
Наличие императивного регулирования порядка расчета количества тепловой энергии по публичному договору исключает возможность согласования сторонами иных правил.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25.03.2016 N 304-ЭС16-1665.
Ссылка на свободу договора в данном случае является несостоятельной, поскольку наличие императивного регулирования порядка расчета количества тепловой энергии по публичному договору исключает возможность согласования сторонами иных правил.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
Расчет объемов тепловой энергии, произведенный истцом, признан судом соответствующим положениям Правил N 1034 и ответчиком не оспорен.
Учитывая, что между истцом и ответчиком в 2021 году продолжаются отношения по поставке тепловой энергии, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о возможности удовлетворить требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет размера платы за тепловую энергию, поставленную по государственным контрактам, уменьшив объем поставленной тепловой энергии на 500,54 Гкал на сумму 1 555 020,75 рублей, а излишне уплаченные денежные средства в размере 1 555 020,75 рублей зачесть в счет оплаты тепловой энергии, поставленной в 2021 году.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для изменения или отмены принятого решения по указанным в жалобе основаниям.
Нарушений судом норм процессуального права при рассмотрении настоящего спора как оснований для прекращения производства делу апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.05.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4075/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4075/2021
Истец: Отдел Министерства Внутренних Дел России по городу Прокопьевску
Ответчик: ООО "Теплоэнергоремонт"