г. Чита |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А58-9282/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2021 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Бушуевой Е.М., Юдина С.И., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2021 года по делу N А58-9282/2019 по исковому заявлению Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435078879, ОГРН 1021401075167) к Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105) о взыскании 7 475 158,41 руб. ущерба,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684107139), сельскохозяйственный потребительский кооператив по переработке и сбыту "Илгэ" (ИНН 1426004140, ОГРН 1021400861591), сельскохозяйственный потребительский животноводческий кооператив "Кестях" (ИНН 1424007690, ОГРН 1081419000926),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи от истца - Варламова С.Д., представитель по доверенности N 16-17-21/33 от 10.01.2020;
УСТАНОВИЛ:
Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - ответчик) о взыскании 7 475 158,41 руб. ущерба.
Определением суда от 16.10.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, сельскохозяйственный потребительский кооператив по переработке и сбыту "Илгэ", сельскохозяйственный потребительский животноводческий кооператив "Кестях".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.01.2020, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020, исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) в доход федерального бюджета взыскано 7 475 158,41 руб. ущерба.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.10.2020 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.01.2020 по делу N А58-9282/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2020 по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13.04.2021 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
Как указывает заявитель жалобы, по результатам контрольных мероприятий в отношении ответчика составлен акт от 19.09.2018, согласно которому не вменяется ответчику нарушение бюджетного законодательства, выразившееся в нецелевом использовании средств федерального бюджета, либо в не достижения значений показателей, а отражен факт неиспользования кооперативами "Крестях" и "Илгэ" средств субсидии в общей сумме 7 475 158,41 руб. и указано на нарушение пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.3.1 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.04.2016 N 117 (действовавшего до 25.01.2018), пункта 3.3.1 Порядка предоставления в 2015 году грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2015 N 218, и подпункта "в" пункта 1.4.3, пункта 2.3.1. Соглашения о предоставлении грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы от 25.05.2016 N 1290/11, пункта 2.2.10 Соглашения о предоставлении грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы от 11.11.2015 N С-1893/11. Данные нарушения были допущены кооперативами, так как в ходе проверки не были предоставлены отчеты, предоставление которых было предусмотрено указанными выше соглашениями, Порядками, что свидетельствует о нарушении ими условий предоставления субсидии (гранта) и явилось основанием для принятия истцом решения о возврате части субсидии (гранта). По итогам проверки Министерству сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) выдано предписание от 10.10.2018 N 16-19-20/4418 с требованием возместить причиненный федеральному бюджету указанными нарушениями ущерб в срок до 19.07.2019.
Апеллянт указывает, что в данном случае Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) является получателем бюджетных средств. Ответчиком в установленный срок не было обжаловано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации и не осуществлен возврат неиспользованного остатка средств субсидии.
Заявитель полагает не соответствующим действующему законодательству вывод суда о том, что неисполнение предписания является основанием для бесспорного взыскания, истцом выбран ненадлежащий способ защиты.
Лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Представитель истца, участвующая в судебном заседании с использованием системы видеоконференцсвязи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия), в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) от 21.08.2018 N 350 в период с 21.08.2018 по 19.09.2018 провело плановую выездную проверку Министерства по вопросу использования средств из федерального бюджета на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы в рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020" за 2017 год.
По результатам проверки составлен акт от 19.09.2018, в котором отражен факт неиспользования сельскохозяйственными кооперативами "Крестях" и "Илгэ" средств субсидии в общей сумме 7 475 158,41 руб., указано на нарушение пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 3.3.1 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21.04.2016 N 117 (действовавшего до 25.01.2018), пункта 3.3.1 Порядка предоставления в 2015 году грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.06.2015 N 218, и подпункта "в" пункта 1.4.3, пункта 2.3.1. Соглашения о предоставлении грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы от 25.05.2016 N 1290/11.
По итогам проверки Министерству выдано предписание Управления от 10.10.2018 N 16-19-20/4418 с требованием возместить причиненный федеральному бюджету указанным нарушением ущерб в срок до 19.07.2019.
Неисполнение предписания послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствовался тем, что основанием для обращения Управления в арбитражный суд послужил факт неисполнения Министерством предписания от 10.10.2018 N 16-19-20/4418, выданного по результатам проведения проверки органом государственного финансового контроля, однако истцом в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наступления ответственности согласно условиям Соглашений N 55/17-с от 05.02.2015 и N 13/17-с от 26.01.2016, а именно не представлены доказательства недостижения Республикой Саха (Якутия) значений показателей результативности предоставления субсидий и использование субсидий не по целевому назначению.
Между тем судом первой инстанции не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения УФК по Республике Саха (Якутия) в арбитражный суд послужил факт неисполнения Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) предписания от 10.10.2018 N 16-19-20/4418, выданного по результатам проведения выездной проверки органом государственного финансового контроля.
Согласно пункту 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии со статьей 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Статья 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает закрытый перечень бюджетных мер принуждения за совершение бюджетных нарушений. Такими мерами принуждения являются: бесспорное взыскание суммы предоставленных средств или суммы платы за пользование этими средствами, бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета, приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
В главе 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение.
В силу положений статей 306.4 и 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период выявления нарушения) бесспорное взыскание средств возможно за нецелевое использованием средств бюджета и (или) за нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств. В случае нарушения получателями субсидий (производителями товаров, работ, услуг) условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса).
В рассматриваемом случае, как следует из искового заявления, возврат бюджетных средств обусловлен совершением Министерством бюджетного нарушения, выразившегося в нарушении условий расходования гранта (неиспользование сельскохозяйственными потребительскими кооперативами остатков гранта).
Таким образом, учитывая вышеприведенное законодательство и исходя из предмета и оснований заявленного иска, в предмет судебного исследования входят обстоятельства, свидетельствующие о нарушении (невыполнении) требований бюджетного законодательства при использовании средств бюджета со стороны ответчика.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, выданное истцом предписание с требованием возместить причиненный федеральному бюджету указанным нарушением ущерб в сумме 7 475 158,41 руб. в срок до 19.07.2019, оспорено не было, не исполнено.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Материалами дела подтверждается, что между Министерством и СХПК "Крестях" 11.11.2015 заключено соглашение N С-1893/11 о предоставлении грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы. Предметом указанного соглашения является предоставление гранта в размере 12 651 370 рублей на строительство убойного пункта (цеха) и приобретение технологического оборудования с учетом транспортных расходов до пункта назначения для убоя скота и (или) переработки мяса и мясной продукции. Кооператив обязан использовать грант исключительно по целевому назначению, в соответствии с планом расходов, представленным на конкурсный отбор в течение 18 месяцев со дня поступления средств на счет неделимого фонда кооператива, открытого в кредитной организации (пункт 2.2.2 соглашения).
Согласно пункту 5.1 соглашения в случае использования Кооперативом гранта не по целевому назначению, в случае установления фактов нарушения условий предоставления гранта установленных Порядком и настоящего Соглашения, выявленных в результате проверок, проводимых Министерством и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, в случае образования остатков бюджетных средств, неиспользованных в течение 18 месяцев со дня поступления на счет кооператива в форме гранта, а также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Кооперативом обязательств, предусмотренных пунктом 2.2. настоящего Соглашения, Кооператив перечисляет на лицевой счет Министерства сумму средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и федерального бюджета, полученных в форме гранта.
Субсидия в указанном выше размере перечислена ответчику платежными поручениями N 4043 и N 4044 от 12.11.2015 и заявкой на кассовый расход N 00001346 от 17.11.2015.
В вышеназванном предписании УФК по Республике Саха (Якутия) от 10.10.2018 N 16-19-20/4417 указано, что не осуществлен возврат неиспользованных остатков средств субсидии из федерального бюджета, предоставленных СХПК "Крестях" в размере 3 980 168 рублей 41 копейка, дата (период) совершения нарушения - 2017 год.
Установлено, что во исполнение предписания Министерство обратилось в арбитражный суд к ответчику о возврате суммы субсидии, в связи с выявленными нарушениями несоблюдения условий предоставления грантов в форме субсидии.
В обоснование предъявленных требований Министерство сослалось на то обстоятельство, что кооператив не достиг показателей результативности, допустил нецелевое использование субсидии, то есть нарушил условия предоставления субсидии, что также подтверждается проверкой Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
Решением арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02.10.2020 по делу N А58-3109/2020, оставленным без изменения судами вышестоящих инстанций, в иске отказано.
Таким образом, нецелевое использование предоставленной СХПК "Крестях" субсидии не установлено, достижение значений показателей результативности не опровергнуто.
Материалами дела подтверждается, что между Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и СХПК "Илгэ" было заключено соглашение N 1290/11 от 25.05.2016 о предоставлении грантов в форме субсидий на поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы на сумму 6 472 000 руб.
Из федерального бюджета СХПК "Илгэ" 30.05.2016 перечислено 3 494 988 рублей.
Указывая на то, что СХПК "Илгэ" не достиг достижения значений показателей результативности, нарушил условия соглашения, что также подтверждается актом выездной проверки Минфина РС (Я) от 27.09.2018, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с СХПК "Илгэ" предоставленной субсидии в размере 6 472 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15.07.2020 по делу А58-2167/2020 утверждено мировое соглашение, заключенное между Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) и сельскохозяйственным потребительским кооперативом по переработке и сбыту "Илгэ", по условиям которого стороны пришли к соглашению о заключении мирового соглашения в рамках арбитражного дела А58-2167/2020 на следующих условиях: сумма исковых требований составляет 6 472 200 руб., ответчик признает перед истцом обязательство по возврату субсидии в указанном размере и обязуется в срок до 30 июля 2025 года перечислить сумму субсидии в размере 6 472 200 (шесть миллионов четыреста семьдесят две тысячи двести) 00 копеек по следующему графику:
1) Сумму 1 294 440,00 рублей не позднее 30 июля 2021 года;
2) Сумму 1 294 440,00 рублей не позднее 30 июля 2022 года;
3) Сумму 1 294 440,00 рублей не позднее 30 июля 2023 года;
4) Сумму 1 294 440,00 рублей не позднее 30 июля 2024 года;
5) Сумму 1 294 440,00 рублей не позднее 30 июля 2025 года.
Таким образом, у данного кооператива, что им не оспаривалось, подтверждено нецелевое расходование средств предоставленного гранта, на что также указывал ответчик, обращаясь в суд с иском к данному третьему лицу.
При рассмотрении настоящего дела арбитражный суд должен был учесть состоявшийся по делу судебный акт, принятый в рамках дела N А 58-2167/2020.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению в размере 3 494 988 рублей.
Поскольку при принятии судебного акта арбитражным судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2021 года, принятое по настоящему делу, следует отменить с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 апреля 2021 года по делу N А58-9282/2019 отменить, принять новый судебный акт.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105) в доход федерального бюджета 3 494 988 рублей ущерба.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-9282/2019
Истец: Управление Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия)
Ответчик: Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства РФ, Сельскохозяйственный по переработке и сбыту "Илгэ", Сельскохозяйственный потребительский животноводческий кооператив "Крестях"
Хронология рассмотрения дела:
09.08.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1080/20
13.04.2021 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9282/19
28.10.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4737/20
23.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1080/20
15.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-9282/19