г. Москва |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А40-234195/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
Т.Б.Красновой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2021 по делу N А40-234195/20
по заявлению АО "Мосгаз"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным и отмене решения,
при участии:
от заявителя: |
Абакумов А.Ю. по дов. от 31.12.2020; |
от ответчика: |
Фокина Н.С. по дов. от 11.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
АО "МОСГАЗ" (заявитель, РООА "Марьино") с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным и отмене решения N 7701-71/3145/2019-1927, N 77/003/257/2019-8489 от 11.08.2020 об отказе в государственной регистрации права собственности и постановки на государственный кадастровый учет подземного сооружения (водосток), расположенного по адресу: г. Москва, Мрузовский переулок, вл. 11.
Решением суда от 08.04.2021 решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве N 7701-71/3145/2019-1927, N 77/003/257/2019-8489 от 11.08.2020 об отказе в государственной регистрации права собственности и постановки на государственный кадастровый учет подземного сооружения (водосток), расположенного по адресу: г. Москва, Мрузовский переулок, вл. 11, признаны незаконными и отменены.
Управление Росреестра по Москве, не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 29.10.2019 АО "МОСГАЗ" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр по Москве) с заявлением N 77-0-1-71/3145/2019-1927 об осуществлении государственного кадастрового учета и заявлением N 77/003/257/2019- 8489 о государственной регистрации права собственности на подземное сооружение (водосток), расположенное по адресу: г. Москва, Мрузовский переулок, вл. 11 (далее - Водосток).
Уведомлением от 13.11.2019 N 77-0-1-71/3145/2019-1927 N 77/003/257/2019- 8489 осуществление действий по постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на Водосток было приостановлено до 13.02.2020 по причинам: не представлены документы-основания на бумажном носителе; проектная документация в составе технического плана отсутствует; декларация в составе технического плана отсутствует; нарушения пунктов 27, 28, 50 Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N (Требования).
В целях устранения причин приостановления АО "МОСГАЗ" были поданы заявления о приеме дополнительных документов от 13.12.2019 с приложением технического плана, откорректированного кадастровым инженером в соответствии с замечаниями, указанными в уведомлении о приостановлении, и двумя оригиналами акта приемки законченного строительством объекта от 12.07.2019.
Уведомлением от 20.12.2019 Росреестр по Москве отказал АО "МОСГАЗ" в снятии приостановления в связи с тем, что не устранены обстоятельства, послужившие причиной для принятия решения о приостановлении, без указания каких-либо конкретных замечаний. Однако сообщалось, что направлен запрос в Департамент культурного наследия города Москвы.
22.01.2020 АО "МОСГАЗ" было подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением информационного письма, в котором АО "МОСГАЗ" просило возобновить регистрационные действия.
Уведомлением от 30.01.2020 Росреестр по Москве отказал АО "МОСГАЗ" в снятии приостановления в связи с тем, что не устранены обстоятельства, послужившие причиной для принятия решения о приостановлении, без указания каких-либо конкретных замечаний.
Уведомлением от 13.02.2020 Росреестр по Москве сообщил АО "МОСГАЗ" о приостановлении постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на Водосток до 11.08.2020.
14.05.2020 АО "МОСГАЗ" было подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением информационного письма, в котором АО "МОСГАЗ" просило возобновить регистрационные действия.
Уведомление от 18.05.2020 г. Росреестр по Москве отказал АО "МОСГАЗ" в снятии приостановления в связи с тем, что не устранены обстоятельства, послужившие причиной для принятия решения о приостановлении, с указанием следующих причин: декларация в составе технического плана отсутствует (п. 20 Требований); нарушение пункта 27 Требований.
18.06.2020 АО "МОСГАЗ" было подано заявление о предоставлении дополнительных документов с приложением информационного письма, в котором АО "МОСГАЗ" просило возобновить регистрационные действия и приложением технического плана.
Уведомление от 26.06.2020 Росреестр по Москве отказал АО "МОСГАЗ" в снятии приостановления в связи с указанием уже новой, ранее не указанной причины приостановления - в состав технического плана не представлены документы согласования с АО "Мосводоканал".
Сообщением от 11.08.2020 N 77-0-1-71/3145/2019-1927 N 77/003/257/2019-8489 (Решение об отказе), фактически полученным 01.09.2020, что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг, Росреестр по Москве отказал АО "МОСГАЗ" в постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на Водосток в связи с тем, что в состав технического плана не представлены документы согласования с АО "Мосводоканал".
Посчитав решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве незаконными заявитель обратился в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суд соглашается с доводами заявителя, при этом исходит из следующего.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ о государственной регистрации недвижимости, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
1) в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 названного Закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом N 218-ФЗ оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 70, 71 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (далее - Административный регламент) уведомление о приостановлении (об отказе) государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления (отказа).
Государственный кадастровый учет приостанавливался на основании замечаний к техническому плану.
АО "МОСГАЗ" в свою очередь устранило все замечания к техническому плану и направило документы в Управление.
Однако, в АО "МОСГАЗ" поступило новое уведомление от 26.06.2020 об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета с указанием уже новой причины, а именно отсутствия документов согласования с АО "Мосводокапал".
Таким образом, в нарушение п. 70 Административного регламента Управлением не были указаны все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета, а новая причина, неожиданно появившаяся в Уведомлении от 26.06.2020, не была обоснована ссылкой на нормативные правовые акты.
В оспариваемом Решении Управление ссылается на ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), в соответствии с которой проектная документация должна быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком.
В состав технического плана входит проектная документация, утвержденная АО "МОСГАЗ", которое в свою очередь является застройщиком Водостока.
Получение каких-либо согласований проектной документации с иными организациями, кроме утверждения ее застройщиком или техническим заказчиком, ч. 15 ст. 48 ГрК РФ не предусматривает.
Таким образом, указанная ссылка Управления не обоснована.
Кроме того, в зоне производства работ по прокладке Водостока отсутствовали коммуникации, принадлежащие АО "Мосводоканал", в связи с чем согласования прокладки Водостока с АО "Мосводоканал" не требовалось, что также подтверждается письмом ООО "ЛЕСКОСПЛЕКС" от 18.11.2020 N 21, являющегося проектировщиком построенного Водостока.
Таким образом, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа АО "МОСГАЗ" в постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на Объект.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения.
В связи с изложенным, решение Управления Росреестра по Москве не соответствует нормам материального права и обосновано признаны судом первой инстанции незаконным и необоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.04.2021 по делу N А40-234195/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-234195/2020
Истец: АО "МОСГАЗ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ