г. Владимир |
|
05 августа 2021 г. |
Дело N А79-1764/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.08.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Кастальской М.Н., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Прокопьевой Татьяны Ивановны на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.04.2021 по делу N А79-1764/2021, принятое по заявлению Отдела полиции N 2 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары о привлечении индивидуального предпринимателя Прокопьевой Татьяны Ивановны (ИНН 213001096133, ОГРНИП 307213011500136) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Отделом полиции N 2 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары (далее - Отдел полиции, административный орган) 04.12.2020 была проведена проверка магазина "Продукты" по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Николаева, д. 25/15, в ходе которой установлено, что индивидуальный предприниматель Прокопьева Татьяна Ивановна (далее - ИП Прокопьева Т.И., предприниматель, заявитель) без лицензии осуществляла хранение этилового спирта "Этанол" 95% в чистом виде объемом 100 мл каждый флакон в количестве 21 штук, спиртосодержащие жидкости с наименованиями: "Лосьон чистый люкс" 95% объемом 99 мл каждый флакон в количестве 44 штук, "Раствор антисептический" 95% объемом 100 мл в пластиковых бутылках в количестве 13 штук.
На основании протоколов осмотра от 04.12.2020 указанная спиртсодержащая продукция изъята.
Усмотрев в действиях предпринимателя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо административного органа составило протокол об административном правонарушении N 2122742727 от 26.02.2021.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного дела переданы для рассмотрения в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.04.2021 предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей. В соответствии с указанным решением изъятая алкогольная продукция подлежит уничтожению.
При этом, руководствуясь статьей 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьей 1.5, частью 1 статьи 1.6, частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, положениями Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ), постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Постановление Пленума N 47), суд первой инстанции признал доказанным наличие в деянии ИП Прокопьевой Т.И. состава вменяемого административного правонарушения, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, либо замены административного штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ.
ИП Прокопьева Т.И., не согласившись с решением суда, обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Предприниматель отмечает, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом не в момент выявления правонарушения - 04.12.2020, а 26.02.2021. В материалах административного дела отсутствует определение о возбуждении дела об административном правонарушении, а также отсутствуют сведения о приобщении данного определения к извещениям, направленным заявителю по почте.
По мнению заявителя, объяснения Ефремова Ю.Н. не являются надлежащими доказательствами по делу, административное расследование фактически административным органом не проводилось.
Подробно доводы предпринимателя приведены в апелляционной жалобе.
Отдел полиции отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не установил правовых оснований для отмены решения суда.
При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности (часть 6 статьи 205 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В части 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации регулирует Федеральный закон N 171-ФЗ.
Производство и оборот алкогольной продукции (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) и производство и оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается производство, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа (часть 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу части 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат, в том числе, следующие виды деятельности: хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
В пункте 1 Постановления Пленума N 47 разъяснено, что неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже какого-либо товара является его хранение розничным продавцом в необходимых количествах.
Пунктом 15 указанного постановления предусмотрено, что в том случае, если индивидуальный предприниматель, в нарушение пункта 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ, осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в пункте 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ, он может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 2 Обзора судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, указал что с 30.07.2017 за хранение алкогольной продукции без лицензии индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Факт незаконного хранения как неотъемлемой части деятельности по розничной продаже ИП Прокопьевой Т.И. спиртосодержащей продукции в магазине "Продукты", по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Николаева, д. 25/15 подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра от 04.12.2020 (л.д. 14), объяснениями покупателя Ефремова Ю.Н. (л.д. 13) и по существу предпринимателем не оспаривается.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ИП Прокопьевой Т.И. было известно о незаконном характере совершаемых ею действий по хранению в целях дальнейшей реализации спорной спиртосодержащей продукции, однако не были приняты меры по их прекращению.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях ИП Прокопьевой Т.И. состава вмененного административного правонарушения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, протокол составлен в присутствии заявителя.
Срок давности привлечения предпринимателя к административной ответственности не нарушен.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи 2.9 Кодекса судом первой инстанции не установлено.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, в связи с чем допущенное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
Первый арбитражный апелляционный суд исходя из характера вменяемого предпринимателю правонарушения и обстоятельств его совершения, не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности его квалификации в качестве малозначительного и замены административного штрафа на предупреждение.
Из материалов дела не следует, что предприниматель осознал противоправный характер своего поведения и раскаялся в содеянном, что не позволяет суду сделать вывод о возможности в данном случае, достижения предупреждением целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа назначено ИП Прокопьевой Т.И. судом с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в размере ниже низшего предела санкции части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Назначенное административное наказание в виде штрафа согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Довод заявителя жалобы о том, что Отделом полиции допущено существенное нарушение срока составления протокола об административном правонарушении отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В статье 28.5 КоАП РФ определено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1). В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса (часть 3).
В рассматриваемом случае административное расследование не проводилось.
Между тем нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не относится к существенным процессуальным нарушениям, поскольку такой срок не является пресекательным.
Изложенные выводы соответствуют правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В соответствии с данной позицией несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье.
Само по себе нарушение процессуального срока составления протокола об административных правонарушениях, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения, и он составлен в пределах срока давности.
С учетом изложенного апелляционная жалоба ИП Прокопьевой Т.И. по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Уплата государственной пошлины при рассмотрении заявления о привлечении к административной ответственности законом не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 09.04.2021 по делу N А79-1764/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Прокопьевой Татьяны Ивановны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
М.Н. Кастальская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1764/2021
Истец: Отдел полиции N 2 Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чебоксары
Ответчик: ИП Прокопьева Татьяна Ивановна
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы УВМ МВД России по Чувашской Республике, Управление Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии