г. Тула |
|
9 августа 2021 г. |
Дело N А09-9208/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дайнеко М.М., судей Селивончика А.Г. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фроловой Е.С., при участии от истца - Анисимовой Е.В. (договор доверительного управления наследственным имуществом от 30.06.2021, паспорт, диплом), в отсутствие иных лиц, рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕК" на решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2021 по делу N А09-9208/2020 (судья Саворинко И.А.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "ИНТЕК" (Калужская обл., Медынский р-н, г. Медынь, ИНН 4012005674, ОГРН 1164027052298) к Управлению лесами Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250071271, ОГРН 1073250000108), третьи лица: ГУ Брянской области "Карачевское участковое лесничество" (Брянская обл., г. Карачев, ИНН 3254500370, ОГРН 1073254004163), МРУ Росфинмониторинга по ЦФО (г. Москва, ИНН 7708208337, ОГРН 1037700177195) о признании одностороннего отказа от исполнения договора аренды лесного участка от 04.07.2019 N 160, выразившегося в уведомлении от 20.08.2020 N 265, недействительным,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИНТЕК" (далее - ООО "ИНТЕК", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Управлению лесами Брянской области (далее - Управление, ответчик) о признании одностороннего отказа Управления от исполнения договора аренды лесного участка от 04.07.2019 N 160, выразившегося в уведомлении от 20.08.2020 N 265, недействительным (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
К участию в рассмотрении дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: 1) ГУ Брянской области "Карачевское участковое лесничество", г.Карачев Брянской области; 2) МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, г. Москва
Решением суда от 17.05.2021 в иске отказано.
Истец, не согласившись с принятым судебным актом, обратился с апелляционной жалобой о его отмене. В обоснование своей позиции указывает на неприменение судом области положений п. 3 ч. 8 ст. 448 ГК РФ, согласно которым изменение условий договора (в части установления твердой цены) не подлежит изменению. В то же время п. 5.6, п/п а, п 4.2 договора не являются существенными и могли быть изменены соглашением сторон. также истец не согласен с выводом суда области о ничтожности п. 5.6 договора. Заявитель обращает внимание на то, что спорный договор является действующим, что следует из поведения Управления - арендная плата принимается, земельный участок не возвращен, принимаются уплаченные пени.
Представитель истца доводы жалобы поддержал в полном объеме, решение просил отменить, в иске - отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления своих полномочий предусмотренных ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) по предоставлению лесных участков в аренду Управление разместило на основании приказа от 25.04.2019 N 228 на площадке РТСтендер заявку на проведение электронного аукциона по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины.
Предметом электронного аукциона были 10 лесных участков, представленных отдельными лотами. Дата и время начала подачи заявок 29.04.2019 09:00 (время московское). Дата и время окончания подачи заявок 29.05.2019 17:00 (время московское). Дата и время проведения аукциона 06.06.2019 10:00. Место проведения аукциона: Электронная площадка РТС-тендер (время московское). В соответствии с ч.16 ст.79 ЛК РФ документация об аукционе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать: 1) проектную документацию лесного участка; 2) выписку из Единого государственного реестра недвижимости в отношении предполагаемого к предоставлению в аренду лесного участка; 3) проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений; 4) форму заявки на участие в аукционе, а также инструкцию по её заполнению.
Как следует из материалов дела, Управление разместило на площадке указанные документы, в том числе проекты договоров аренды лесных участков по каждому лоту.
Все проекты договоров аренды были размещены на площадке в строгом соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков".
30.05.2019 аукционной комиссией рассматривались представленные заявки на предмет допуска к аукциону.
По результатам рассмотрения был составлен протокол рассмотрения заявок.
В соответствии с указанным протоколом по лоту N 9 (лесной участок площадью 8943,111 га, расположенный в ГКУ БО "Карачевское лесничество" Карачевское участковое лесничество (бывшее Первомайское) поступили заявки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рассмотрев заявки, поступившие на аукцион по указанному лоту комиссией было принято решение о допуске к участию в аукционе ООО "БизнесЛес", ИП Шестаков Юрий Викторович, ООО "Вуд Лайн", ООО "Броня", АО "БФК-ЛЕС", ИП Гапонова Татьяна Николаевна, ИП Руденков Александр Иванович, ООО "ИНТЕК", ИП Милованов Роман Викторович, ООО "Выбор Нэкст", ИП Лахов Виталий Геннадьевич, ООО "ДОЦ".
06.06.2019 в 10:00 час. по московскому времени состоялся электронный аукцион, который проходил на электронной площадке в автоматическом режиме.
В соответствии с Протоколом о результатах аукциона N U14244-2 по лоту N9 объявлен победитель ООО "ИНТЕК". На основании результатов электронного аукциона между Управлением и ООО "ИНТЕК" по результатам аукциона заключен договор аренды лесного участка, расположенного на землях лесного фонда государственного учреждения Брянской области "Карачевское лесничество" Карачевское участковое лесничество (б.Первомайское) для заготовки древесины от 04.07.2019 N 160 (государственная регистрация от 09.08.2019 32:0200000001041-32/007/2019-2).
20.08.2020 за исх. N 265 Управлением в адрес ООО "ИНТЕК" было направлено уведомление, согласно которому ответчику необходимо погасить задолженность в федеральный бюджет - 1 789 260, 10 руб., областной бюджет - 13 452 372,00 руб., и пени, а также с 20.09.2020 договор аренды лесного участка считается расторгнутым в одностороннем порядке.
Полагая, что у Управления отсутствовали правовые основания для расторжения вышеуказанного договора аренды лесного участка в одностороннем порядке, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно частям 1, 2 статьи 450 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В силу части 1 статьи 450.1 ГК РФ, предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В силу разъяснений, изложенных в п. 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"
Если односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий совершены тогда, когда это не предусмотрено законом, иным правовым актом или соглашением сторон или не соблюдены требования к их совершению, то по общему правилу такой односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение его условий не влекут юридических последствий, на которые они были направлены.
В случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Как следует из содержания уведомления о расторжении договора от 20.08.2020 основанием для этого послужило ненадлежащее исполнение истцом обязательства по внесению арендной платы.
Возражая против указанного основания, истец указывает, что поскольку договор заключен по результатам аукциона, размер арендной платы определен в твердом размере, то у арендодателя отсутствует основания для начисления платы в ином размере.
В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу ч. 2 ст. 3 ЛК РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения договора аренды) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом, если иное не установлено данным Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Статьей 94 ЛК РФ предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным; за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений; размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со ст. ст. 73 и 76 данного Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 78 ЛК РФ договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, договоры купли-продажи лесных насаждений заключаются по результатам аукционов, проводимых путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины).
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 79 ЛК РФ организаторами аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются продавцы права на заключение договора аренды лесного участка, которыми выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 79 ЛК РФ начальный размер арендной платы определяется в соответствии со ст. 73 ЛК РФ, но не ниже минимального размера арендной платы.
Частью 1 ст. 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч. ч. 2, 3, 4 данной статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310.
Согласно ст. 51 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам федерального бюджета отнесена плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов.
Плата в части, превышающей минимальный размер, статьей 57 БК РФ отнесена к неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам торгов сформирована годовая арендная плата в сумме 23 976 438,47 руб. на 2019 год.
В п. 6 ст. 79 ЛК РФ содержится императивное правило о том, что организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе проект договора аренды лесного участка или договора купли-продажи лесных насаждений.
Проект вышеуказанного договора аренды являлся частью аукционной документации и содержал спорный п. 2.2, в соответствии с которым размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам арендной платы, установленными постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 для соответствующего года.
Аналогичное положение содержится в п. 2.2 формы примерного договора аренды лесного участка, утвержденного Приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков".
В силу п/п "в" п. 3.4 договора арендатор принял обязательство вносить арендную плату в размерах, учитывающих коэффициенты к ставкам платы, установленные постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 и сроки, установленные договором (п. 2.1, 2.2, приложение N 5 к договору).
При указанных обстоятельствах, заключенный сторонами договор содержит соответствующее закону условие о возможности изменения определенного по итогам аукциона размера арендной платы путем корректировки на установленный в нормативном акте соответствующим органом коэффициент к ставкам платы.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, сформулированной в Определении Верховного суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303-ЭС15-19719, постановлении АС ЦО от 10.05.2017 по делу N А14-14570/2015.
Кроме того, истцом в материалы дела не представлено доказательств внесения арендной платы за период с 15.02.2020 по 19.08.2020 в размере, установленном договором (23 976 438,47 руб.), без учета применения коэффициентов на 2020 год.
Таким образом, факт ненадлежащего исполнения арендатором обязательства по внесению арендной платы в установленные договором сроки и порядке подтвержден материалами дела.
В соответствии с проектом договора аренды лесного участка в составе аукционной документации, представленного в соответствии с типовой формой, утвержденной Приказом Минприроды России от 20.12.2017 N 693 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков" подпункт а) пункта 4.2. и пункт 5.6. изложены в следующих редакциях:
- " 4.2. За нарушение условий настоящего Договора арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в следующем размере: а) за нарушение арендатором сроков внесения арендной платы, предусмотренных приложением N 5 к настоящему Договору, -0,1 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки; начисление неустойки производится начиная со дня, следующего за днем истечения срока платежа, и до дня внесения просроченного платежа в полном объеме".
- "5.6. Арендодатель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в одностороннем порядке в случаях невнесения Арендатором арендной платы 2 и более раз подряд по истечении установленного настоящим Договором срока платежа, невыполнения Арендатором либо выполнения Арендатором мероприятий по воспроизводству лесов в объемах менее 50% предусмотренных проектом освоения лесов, в течение трех лет подряд, а также при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, уведомив об этом Арендатора в письменной форме за 30 дней до даты расторжения договора. Арендодатель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в одностороннем порядке только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок и осуществления после этого сверки выполненных работ (устранения нарушений). Настоящий Договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении. В случае одностороннего отказа Арендодателя от исполнения настоящего Договора он считается расторгнутым".
Управление указало, что именно в указанной редакции подписало договор и передало его арендатору.
Далее филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Заплеспроект" на основании представленного арендатором договора аренды подготовлен проект освоения лесов с включением в его состав копии договора аренды на стр.109-190, редакция которой соответствует типовой форме договора аренды и условиям аукциона (т. 3, л. д. 58).
В то же время, представленный арендатором в адрес Управления зарегистрированный экземпляр договора аренды лесного участка содержит иную редакцию подпункта а) пункта 4.2. и пункта 5.6, а именно:
- " 4.2. За нарушение условий настоящего Договора арендатор уплачивает Арендодателю неустойку в следующем размере: а) за нарушение арендатором сроков внесения арендной платы, предусмотренных приложением N 5 к настоящему Договору, - 0,01 процента от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки; начисление неустойки производится начиная со дня, следующего за днем истечения срока платежа, и до дня внесения просроченного платежа в полном объеме".
- " 5.6. Арендодатель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в одностороннем порядке в случаях невнесения Арендатором арендной платы 5 и более раз подряд по истечении установленного настоящим Договором срока платежа, невыполнения Арендатором либо выполнения Арендатором мероприятий по воспроизводству лесов в объемах менее 50% предусмотренных проектом освоения лесов, в течение трех лет подряд, а также при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, уведомив об этом Арендатора в письменной форме за 60 дней до даты расторжения договора. Арендодатель вправе отказаться от исполнения настоящего Договора в одностороннем порядке только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок и осуществления после этого сверки выполненных работ (устранения нарушений). Настоящий Договор прекращает свое действие с даты, указанной в письменном уведомлении. В случае одностороннего отказа Арендодателя от исполнения настоящего Договора он считается расторгнутым".
Пунктом 98 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Правила) предусмотрено, что договор заключается с участником конкурса на условиях, указанных в поданной им заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
Согласно подпункту 16 пункта 114 Правил документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать указание на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, указанных в документации об аукционе, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
В соответствии с пунктом 115 Правил к документации об аукционе должен быть приложен проект договора, который является неотъемлемой частью документации об аукционе.
Из системного толкования приведенных норм следует, что договоры на передачу права владения и пользования государственным/муниципальным имуществом, в том числе права его аренды, заключаются на условиях, изложенных в заявке на участие в конкурсе и в аукционной документации, и последующее изменение данных условий не допускается, за исключением условия о цене договора, которая может быть увеличена по соглашению сторон.
Положения ч. 2 ст.73.1 ЛК РФ содержат категоричный запрет на изменение условий договора, заключенного по результатам торгов.
Частью 4 ст.426 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Частью 5 этой же статьи определено, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Исходя из вышеизложенного, суд области пришел к правильному выводу о том, что подпункт а) пункта 4.2. и пункт 5.6. договора в редакции ООО "ИНТЕК" в силу п.2 ст.168 ГК РФ являются ничтожными, поскольку не соответствуют ни условиям типового договора аренды лесного участка, ни проекту договора, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации.
Помимо этого, из пояснений ответчика следует, что им договор в представленной истцом редакции не подписывался, самим истцом представлен иной проект договора в целях разработки проект освоения лесов, что следует из содержания разработанного проекта, а также первоначально приложен к исковому заявлению.
Поскольку факт невнесения истцом арендной платы за 7 периодов (с учетом сроков внесения арендой платы - Приложение N 4 к договору - т. 1, л. д. 73) установлен и не отрицается арендатором, то в данном случае суд области пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Управления от договора аренды правомочен и заявлен при наличии к тому оснований, установленных договором. При этом в данном конкретном случае, с учетом периода невнесения арендной платы, редакция п. 5.6 договора не имеет правового значения.
Доводы истца о продолжении арендных отношений между сторонами не принимается судом.
В статье 622 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Подпунктом "у", "х" п. 3.4 договора аренды обязанность по освобождению земельного участка и передаче его арендодателю также возложена на арендатора. Неисполнение указанной обязанности истцом, продолжение пользования объектом аренды и внесение платы за такое пользование не свидетельствует о возобновлении и сохранении между сторонами арендных отношений.
Обязанность арендатора по внесению арендной платы после прекращения договора до момента фактического возврата объекта аренды установлена статьей 622 Гражданского кодекса Российской Федерации и представляет собой плату за фактическое пользование бывшим предметом аренды. В противном случае пользование бывшим предметом аренды без соответствующей платы привело бы к неосновательному обогащению на стороне бывшего арендатора.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 17.05.2021 по делу N А09-9208/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
А.Г. Селивончик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9208/2020
Истец: ООО "Интек"
Ответчик: управление лесами Брянской области
Третье лицо: ГУ Брянской области "Карачевское участковое лесничество", МРУ Росфинмониторинга по ЦФО, г. Москва., ООО представитель "Интек" Анисимова Е.В.