г. Москва |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А40-192086/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.2021 по делу N А40-192086/20
по заявлению ПАО "МОЭК"
к Управлению Росреестра по Москве,
третье лицо: Департамент городского имущества г. Москвы
о признании незаконными решений,
в присутствии:
от заявителя: |
Мефед А.М. по дов. от 30.10.2018; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МОЭК" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными решений Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, заинтересованное лицо) от 09.07.2020 N 77/005/259/2019-5172, 5173, 5162, 5163, 5165, 5166, 5170, 5171, 5174, от 13.07.2020 N 77/009/273/2019-3330, 3331, 3332, 3333, 3334, от 15.07.2020 N 77/006/273/2019-3324, 3326, 3328, 3325; о возложении обязанности на Управление Росреестра по Москве устранить нарушение прав заявителя
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Представители Управления Росреестра по Москве и третьего лица (Департамент городского имущества города Москвы), извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей заявителя и заинтересованного лица, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, здание основного корпуса районной тепловой станции "Красная Пресня" (далее - РТС "Красная Пресня") с кадастровым номером 77:01:0004044:2782, расположенное по адресу: г. Москва, ул. 2-я Магистральная, д. 7, стр. 1, площадью 8 257,0 кв.м, зарегистрировано в собственность ПАО "МОЭК", что подтверждается записью в Едином государственном реестре недвижимости номер 77- 77-05/067/2010-385.
В соответствии с государственным контрактом бюджетного финансирования городского заказа от 31.01.2007 N 20-2007, а также на основании постановления Правительства Москвы от 18.02.2003 N 104-ПП, здание главного корпуса РТС "Красная Пресня" с кадастровым номером 77:01:0004044:2782 реконструировано, что подтверждается титулом переходящей стройки: номер объекта 45614.
Проектной документацией была предусмотрена реконструкция основного корпуса РТС "Красная Пресня" в виде строительства пристроек частотного регулирования приводов (далее - ЧРП) площадью 450,6 кв.м и ремонтной площадки площадью 80,5 кв.м к фасаду здания по адресу: г. Москва, ул. 2-я Магистральная, д. 7, стр. 1.
Имеется положительное заключение Мосгосэкспертизы от 26.05.2016 N 131- П5/04МГЭ к данному проекту и сводному сметному расчету реконструкции и технического перевооружения РТС "Красная Пресня" с увеличением мощности до 720 Гкал/час (1 пусковой комплекс).
Реконструкция здания РТС "Красная Пресня" завершена в 2011 году, помещения пристроек и ремонтная площадка к основному корпусу введены в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 12.09.2011 N RU77181000-003681.
В Едином государственном реестре недвижимости внесены сведения на здание главного корпуса РТС "Красная Пресня" с учетом пристроенных помещений ЧРП и ремонтной площадки, по адресу: г. Москва, ул. 2-я Магистральная, д. 7, стр. 1 с кадастровым номером 77:01:0004044:2782 площадью 8 788,1 кв.м, в состав которого входят следующие помещения:
1. Принадлежащие городу Москве (пристроены за счет средств городского бюджета): ЧРП общей площадью 450,6 кв.м. - N 77:01:0004044:1385 площадью 228,2 кв.м; - N 77:01:0004044:1383 площадью 47,9 кв.м; - N 77:01:0004044:1382 площадью 174,5 кв.м. Ремонтная площадка - N 77:01:0004044:1384 площадью 80,5 кв.м.
2. Принадлежащие ПАО "МОЭК" (не затронутые реконструкцией, оставшиеся в неизменном виде): - N 77:01:0004044:1366 площадью 32,9 кв.м; - N 77:01:0004044:1367 площадью 32,9 кв.м; - N 77:01:0004044:1377 площадью 17,8 кв.м; - N 77:01:0004044:1376 площадью 1294,9 кв.м; - N 77:01:0004044:1381 площадью 18,4 кв.м; - N 77:01:0004044:1374 площадью 47 кв.м; - N 77:01:0004044:1364 площадью 28,9 кв.м; - N 77:01:0004044:1369 площадью 32,9 кв.м; - N 77:01:0004044:1373 площадью 4237,2 кв.м; - N 77:01:0004044:1378 площадью 744,4 кв.м; - N 77:01:0004044:1380 площадью 357,6 кв.м; - N 77:01:0004044:1370 площадью 32,9 кв.м; - N 77:01:0004044:1362 площадью 797,4 кв.м; - N 77:01:0004044:1368 площадью 32,9 кв.м; 4 - N 77:01:0004044:1371 площадью 256,3 кв.м; - N 77:01:0004044:1372 площадью 143,4 кв.м; - N 77:01:0004044:1375 площадью 69,6 кв.м; - N 77:01:0004044:1363 площадью 28,9 кв.м; - N 77:01:0004044:1365 площадью 32,9 кв.м; - N 77:01:0004044:1379 площадью 17,8 кв.м.
ПАО "МОЭК" 25.09.2019 и 26.09.2019 обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями о государственной регистрации прекращения права ПАО "МОЭК" на здание РТС "Красная Пресня" и регистрацию права собственности ПАО "МОЭК" на недвижимое имущество N N 77/009/277/2019-1775, 1776, 77-009- 273/2019-3324, 3325, 3326, 3328, 3330, 3331, 3332, 3333, 3334, 77/005/259/2019-5174, 5173, 5172, 5171, 5170, 5168, 5166, 5165, 5163, 5162.
Департамент городского имущества города Москвы 20.09.2019 обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлениями N N 77/017/252/2019-2961, 2963, 2964, 2967 о государственной регистрации права собственности города Москвы на три помещения ЧРП общей площадью 450,6 кв.м и одно помещение ремонтной площадки площадью 80,5 кв.м, являющиеся пристройками к главному корпусу РТС "Красная Пресня".
Управление Росреестра по Москве письмом от 07.10.2019 приостановило государственную регистрацию права собственности ПАО "МОЭК" в отношении помещений РТС "Красная Пресня".
С целью устранения причин приостановления государственной регистрации в Управление Росреестра по Москве дополнительно представлена документация, подтверждающая реконструкцию основного корпуса РТС "Красная Пресня" в виде пристроек и ремонтной площадки за счет средств городского бюджета (титул переходящей стройки: номер объекта 45614 (2012 г.), письмо Департамента экономической политики и развития города Москвы "ДПР-3-2819/12 от 09.11.2012, бюджетная роспись 806 04 02 06 Б 0200 411 310, Государственный контракт бюджетного финансирования городского заказа от 31.01.2007, постановление Правительства Москвы от 18.02.2003 N 104-ПП, Заключение по проекту реконструкции РТС "Красная Пресня", информационное письмо).
Заявлением 26.12.2019 в Управление Росреестра по Москве направлено письмо Департамента городского имущества города Москвы о проведения регистрации прав собственности города Москвы на помещения ЧРП и ремонтной площадки и регистрации прав собственности ПАО "МОЭК" на двадцать помещений, не затронутых реконструкцией.
Решениями Управления Росреестра по Москве, выраженными в уведомлениях от 09.07.2020, 13.07.2020 и 15.07.2020 ПАО "МОЭК" было отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на помещения РТС "Красная Пресная" на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в связи с не устранением причин приостановления процедуры регистрации.
Решением Управления Росреестра по Москве, выраженным в уведомлении от 31.07.2020 городу Москве было также отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на помещения РТС "Красная Пресная" по тем же основаниям.
В уведомление о приостановлении государственной регистрации, Управление Росрееста по Москве ссылается на следующие обстоятельства: заявленные к регистрации объекты недвижимости отсутствуют в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию; не представлены документы, свидетельствующие об отведении земельного участка на период проведения реконструкции.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
В соответствии с в. 1 ст. 9 Закона N 218-ФЗ реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости
На основании п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами.
Статьей 14 Закона N 218-ФЗ установлен перечень оснований, наличие которых необходимо для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов 6 федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны отражать информацию, необходимую для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Эти документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Как верно установлено судом первой инстанции, ПАО "МОЭК" в целях осуществления государственной регистрации права собственности на помещения представило документы в объеме, предусмотренном законодательством, в связи с чем, у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для приостановления и отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности.
Требование Управления Росреестра по Москве о представлении документов, подтверждающих отведение земельного участка под цели реконструкции здания, не соответствуют положениям Закона N 218-ФЗ на основании следующего.
Согласно положениям п. 23 ч. 1 ст. 26 Закона N 218-ФЗ, орган регистрации вправе приостановить осуществление государственной регистрации в случае, если земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта.
Вместе с тем Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК РФ) разделяет понятия строительства и реконструкции объектов капитального строительства (пункты 13, 14 статьи 1 ГрК РФ).
Исходя из положений ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о регистрации порядке.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Как следует из материалов дела, Управлению Росреестра по Москве были представлены документы в объеме, предусмотренном Законом N 218-ФЗ, в частности документы, подтверждающие правомерность осуществления реконструкции РТС "Красная Пресня", оформленные в соответствии с действующим в момент проведения реконструкции законодательством, а именно: - Государственный контракт бюджетного финансирования городского заказа от 31.01.2007, - постановление Правительства Москвы от 18.02.2003 N 104-ПП, 7 - Заключение Мосгосэкспертизы по проекту реконструкции РТС "Красная Пресня", информационное письмо, - Разрешение на строительство (реконструкцию), - Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (на реконструированную часть), - Письмо Мосгосстройнадзора о том, что заявленные к регистрации объекты недвижимости являются помещениями ЧРП площадью 450,6 кв.м и ремонтной площадки площадью 80,5 кв.м, введенные в эксплуатацию разрешением на ввод объекта в эксплуатацию от 12.09.2011 N RU77181000-003681, - Титул переходящей стройки: номер объекта 45614 (2012 г.), письмо ДЭПиР "ДПР-3-2819/12 от 09.11.2012, бюджетная роспись 806 04 02 06 Б 0200 411 310.
Кроме того, ПАО "МОЭК" представило документы, подтверждающие наличие оформленных прав на земельный участок, на котором расположено здание РТС "Красная Пресня", а именно договор безвозмездного срочного пользования земельным участком, представленного в целях строительства (реконструкции) РТС "Красная Пресня", с письмом собственника земельного участка о том, что данный договор действовал на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно п. 2 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение осуществляется также в случае, если на момент государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение истек срок действия договора аренды или безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным для цели строительства указанных объектов недвижимости, при этом на момент ввода в эксплуатацию указанных объектов недвижимости срок действия соответствующего договора не истек.
В соответствии с п. 1 ст. 610 ГК РФ стороны предусмотрели срок действия договора безвозмездного срочного пользования до 31.12.2009 года. Однако, поскольку после окончания срока действия договора аренды арендатор продолжил пользоваться земельным участком, при этом возражения арендодателя относительно его использования в целях реконструкции отсутствовали, договор был возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок, что соответствует п. 2 ст. 621 ГК РФ. Действие данного договора на дату ввода объекта в эксплуатацию подтверждено также собственником земельного участка.
Таким образом, отказ в государственной регистрации права собственности на помещения по причине отсутствия документов, подтверждающих отведение земельного участка под цели реконструкции, является не обоснованным.
Требование Управления Росреестра по Москве представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию с указанием всех помещений, не только построенных в рамках реконструкции и подлежащих регистрации за городом Москвой, но и не затронутых реконструкцией и оставшихся в неизменном виде (помещения ПАО "МОЭК" до реконструкции зарегистрированные как здание РТС "Красная Пресня"), является не правомерным на основании следующего.
Отказ в осуществлении государственной регистрации права собственности на помещения, не затронутые реконструкцией, по данному основанию не соответствует совокупности представленных документов, позволяющих однозначно идентифицировать новые помещения (реконструированную часть) и помещения, не затронутые реконструкцией (разрешение на строительство, заключение Мосгосэкспертизы, информацию Мосгосстройнадзора, технический паспорт МосгорБТИ на здание после реконструкции).
При таких обстоятельствах истребование иных документов органом регистрации противоречит п. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ и препятствует реализации права ПАО "МОЭК" на осуществлении государственной регистрации права собственности на здание.
С учетом изложенного, оспариваемые решения Управления Росреестра обоснованно признаны судом первой инстанции не соответствующими требованиям действующего законодательства и нарушающими права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.05.2021 по делу N А40-192086/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-192086/2020
Истец: ПАО МОЭК
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ