город Омск |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А70-4578/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7604/2021) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2021 по делу N А70-4578/2021 (судья Мингалева Е.А.), принятое по иску акционерного общества "Тюменский аккумуляторный завод" (ОГРН 1027200797392, ИНН 7204001630, адрес: 625037, Тюменская область, город Тюмень, улица Ямская, дом 103) к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027200820503, ИНН 7202029421, адрес: 625001, Тюменская область, город Тюмень, улица Ирбитская, 16) о взыскании расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами в размере 632 884 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Тюменский аккумуляторный завод" - Кононова Д.Н. (по доверенности от 31.12.2019 N юр-р-185 сроком действия 3 года), Пономарев В.А. (по доверенности от 15.04.2021 N юр-р-40 сроком действия 3 года),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Тюменский аккумуляторный завод" (далее - заявитель, общество, АО "Тюменский аккумуляторный завод") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к Государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, ГУ - Тюменское РО ФСС РФ, региональное отделение, Учреждение) о взыскании расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, в размере 632 884 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2021 по делу N А70-4578/2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме, взыскано с ГУ - Тюменское РО ФСС РФ в пользу АО "Тюменский аккумуляторный завод" 632 884 руб. долга, 15 658 руб. государственной пошлины.
Учреждение, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ГУ - Тюменское РО ФСС РФ указывает, что решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер применяется только для стадии рассмотрения заявления страхователя о финансовом обеспечении предупредительных мер с приложенными документами. Учреждение отмечает, что региональным отделением обществу была оказана государственная услуга по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Вместе с тем, апеллянт полагает, что региональное отделение не отказывало обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер в понимании Правил, утверждённых приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н, а оставило без рассмотрения заявление о возмещении произведённых расходов на оплату предупредительных мер в 4 квартале в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294, в связи с пропуском истцом установленного срока для обращения с заявлением о возмещении произведённых расходов на оплату предупредительных мер. Указанные расходы не могли быть возмещены региональным отделением, поскольку Положение не предусматривает обращение страхователя с заявлением о возмещении произведённых расходов на оплату предупредительных мер после установленного срока.
АО "Тюменский аккумуляторный завод" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором не согласилось с доводами Учреждения, просило решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2021 по делу N А70-4578/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, ходатайства об отложении слушания по делу не заявило, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей заявителя, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО "Тюменский аккумуляторный завод" в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) является страхователем своих работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязанным исчислять и уплачивать установленные страховые взносы в Фонд социального страхования, а также выполнять иные, установленные законом обязанности. В том числе: обеспечивать меры по предотвращению наступления страховых случаев, нести в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за необеспечение безопасных условий труда.
Обществу, на основании приказа от 12.10.2020 N 497-Ф о финансовом обеспечении в 2020 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в 2020 году заявителю разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в размере 994 602 руб. На основании заявления общества от 20.10.2020 и приложенного к нему отчета об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами за 9 месяцев 2020 года, Учреждение возместило истцу заявленную сумму в размере 361 648 руб. (платежное поручение от 26.10.2020 N 709495).
30.12.2020 общество для возмещения расходов, понесенных в 4 квартале 2020 года на санаторно-курортное лечение своих работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, представило заинтересованному лицу заявление о возмещении ему произведенных расходов на оплату предупредительных мер в сумме 632 884 руб., а также документы бухгалтерской отчетности, подтверждающие факт и размер заявленных к возмещению расходов на общую сумму 632 884 рубля (счет на оплату от 28.09.2020 N 362 на сумму 90 412 рублей, платежное поручение от 01.10.2020 N 2039 на сумму 90 412 рублей, талоны к путевкам, товарная накладная от 01.10.2020 N 375, счет на оплату от 07.10.2020 N 380 на сумму 180 824 рубля, платежное поручение от 12.10.2020 N 2303 на сумму 180 824 рубля, талоны к путевкам, товарная накладная от 12.10.2020 N 401, счет на оплату от 26.10.2020 N 403 на сумму 90 412 рублей, платежное поручение от 30.10.2020 N 2702 на сумму 90 412 рублей, талоны к путевкам, товарная накладная от 30.10.2020 N 423, счет на оплату от 23.09.2020 N 351 на сумму 90 412 рублей, платежное поручение от 28.09.2020 N 3249 на сумму 90 412 рублей, талоны к путевкам, товарная накладная от 28.09.2020 N 365, счет на оплату от 23.09.2020 N 352 на сумму 90 412 рублей, платежное поручение от 28.09.2020 N 3250 на сумму 90 412 рублей, талоны к путевкам, товарная накладная от 28.09.2020 N 366, счет на оплату от 13.10.2020 N 381 на сумму 90 412 рублей, платежное поручение от 19.10.2020 N 2569 на сумму 90 412 рублей, талоны к путевкам, товарная накладная от 19.10.2020 N 402).
Учреждение денежные средства в качестве возмещения произведенных расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в адрес истца не направило.
Обществом в адрес Учреждения направлена претензия от 12.02.2021 N юр-и-1/21 с требованием в течение 5 рабочих дней с момента получения настоящей претензии перечислить в адрес истца сумму заявленных расходов в размере 632 884 рубля.
Письмом от 02.03.2021 N 08-13/7208-3082 Учреждение указало, что по итогам исполнения запланированных в 4 квартале 2020 года мероприятий, заявление, отчет, документы, подтверждающие произведенные расходы страхователя АО "Тюменский аккумуляторный завод" поступили в Филиал регионального отделения с нарушением установленных положением сроков, а именно 30.12.2020, в силу чего правовых оснований для возмещения произведенных расходов не имеется.
Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с соответствующим иском.
Требования АО "Тюменский аккумуляторный завод" удовлетворены судом первой инстанции, с чем ГУ - Тюменское РО ФСС РФ не согласилось, реализовав право на апелляционное обжалование решения Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2021 по делу N А70-4578/2021.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях определяются Законом N 125-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в частности, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Статьей 3 Закона N 125-ФЗ предусматривается, что для целей его применения, субъектами страхования являются застрахованный, страхователь, страховщик; страхователем признается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного Федерального закона; страховщиком является Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно Федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом правительством Российской Федерации.
На основании подпункта 6 пункта 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила N 580н).
Пунктом 1 Правил N 580н установлено, что эти Правила определяют порядок и условия финансового обеспечения страхователем предупредительных мер.
Согласно пункту 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год. Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
Положения пункта 3 Правил N 580н определяют состав мероприятий, расходы на осуществление которых подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов, а также устанавливают, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Пунктом 4 Правил N 580н предусмотрено специфическое правило, в соответствии с которым страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган Фонда по месту регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года.
Таким образом, момент обращения лица за реализацией соответствующих мер предшествует моменту окончания всего периода, применительно к которому предоставляются соответствующие финансовые средства. Приведенная норма требует от страхователя своевременных и исчерпывающих мер по подготовке, планированию и реализации деятельности по превенции производственного травматизма и профессиональных заболеваний с учетом требований по приложению к заявлению определенных подтверждающих документов.
Согласно пункту 9 Правил N 580н решение территориального органа Фонда оформляется приказом и в течение 3 рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из Фонда направляется страхователю (в случае принятия решения об отказе в финансовом обеспечении или при отказе Фонда в согласовании - с обоснованием причин отказа).
Пунктом 10 Правил N 580н определен закрытый перечень оснований для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер. Территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Как следует из материалов дела, Приказом филиала N 1 ГУ - Тюменское РО ФСС РФ от 12.10.2020 N 497-Ф "О финансовом обеспечении в 2020 году предупредительных мер по сокращению государственного производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя" принято решение о финансовом обеспечении предупредительных мер страхователя - АО "Тюменский аккумуляторный завод", в размере 994 602 руб. и согласован план финансового обеспечения предупредительных мер в 2020 году с запланированным исполнением в 3 и 4 кварталах.
В соответствии с планом средства на финансовое обеспечение предупредительных мер в размере 994 602 руб. должны были быть направлены на мероприятия по санаторно-курортному лечению работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами - 678 090 руб. и санаторно-курортному лечению работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством - 316 512 руб.
Как следует из материалов дела, по итогам исполнения запланированных в 3 квартале мероприятий, на основании заявления общества, региональным отделением были возмещены расходы на предупредительные меры в сумме 361 648 руб. 00 коп. по платежному поручению от 26.10.2020 N 709495.
По итогам исполнения запланированных в 4 квартале мероприятий, заявление о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер, отчет и документы, подтверждающие произведенные расходы страхователя на сумму 632 884 руб. поступили в региональное отделение 30.12.2020. Однако произведенные расходы заинтересованным лицом не были возмещены.
Письмом N 08-13/7208-7 от 09.02.2021 ГУ - Тюменское РО ФСС РФ уведомило истца о том, что по итогам исполнения запланированных в 4 квартале мероприятий, отчет, документы, подтверждающие произведенные расходы страхователя АО "Тюменсиий аккумуляторный завод" в филиал регионального отделения не поступали.
В ответе на претензию от 02.03.2021 N 08-13/7208-3082 ответчик подтвердил, что по итогам исполнения запланированных в 4 квартале мероприятий, заявление, отчет, документы, подтверждающие произведенные расходы страхователя АО "Тюменский аккумуляторный завод" поступили в Филиал регионального отделения с нарушением установленных сроков, а именно 30 декабря 2020 года, в связи с чем основания для возмещения отсутствуют.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 "Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" утверждено "Положение об особенностях возмещения расходов страхователя в 2012-2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта" (далее - Положение N 294).
Указанное Положение N 294 устанавливает порядок возмещения расходов страхователей, зарегистрированных в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, в 2012 - 2020 годах на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (пункт 1 Положения N 294).
Согласно пункту 3 Положения N 294 оплата предупредительных мер осуществляется страхователем за счет собственных средств с последующим возмещением за счет средств бюджета Фонда произведенных страхователем расходов в пределах суммы, согласованной с территориальным органом Фонда на эти цели.
Пунктом 4 Положения установлено, что страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту регистрации с заявлением о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер с представлением документов, подтверждающих произведенные расходы, не позднее 15 декабря соответствующего года. Форма такого заявления утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Фондом.
Вместе с тем, апелляционный суд отмечает, что ни Положение N 294, ни иные указанные нормативные акты, действующие в данной сфере правового регулирования, не предусматривают такого основания отказа в возмещении расходов на предупредительные меры, как пропуск срока для обращения с заявлением на возмещение произведенных расходов.
Пунктом 5 постановления N 294 установлено, что расходы, фактически произведенные страхователем, но не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не подлежат возмещению.
Таким образом, данное основание является единственным поименованным в данном нормативном правовом акте условием, согласно которому территориальный орган Фонда может отказать страхователю в возмещении понесенных расходов.
Из материалов дела следует, что заявитель произвел в 4 квартале 2020 года расходы на санаторно-курортное лечение своих работников в размере 632 884 рубля, что подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, обратился с соответствующим заявлением с приложением подтверждающих документов в пределах указанного периода, в свою очередь Учреждением сумма в размере 632 884 рубля, в качестве возмещения произведенных расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в адрес истца не поступала.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив исковые требования общества, взыскав 632 884 руб. расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными производственными факторами, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Поскольку Учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина за рассмотрение настоящей жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.05.2021 по делу N А70-4578/2021 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-4578/2021
Истец: АО "ТЮМЕНСКИЙ АККУМУЛЯТОРНЫЙ ЗАВОД"
Ответчик: ГУ Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования РФ