г. Владимир |
|
03 августа 2021 г. |
Дело N А11-11871/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.07.2021.
Полный текст постановления изготовлен 03.08.2021.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Богуновой Е.А., Фединской Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горевой О.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.05.2021 по делу N А11-11871/2019,
по иску акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" (ОГРН 1033301818659 ИНН 3327329166) к жилищному кооперативу "Мир" (ОГРН 1113340006878 ИНН 3329066900), при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области (ОГРН 1063328002143 ИНН 3328440760), публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (ОГРН 1075260020043 ИНН 5260200603) в лице филиала "Владимирэнерго"; акционерного общества "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области", о взыскании 1 380 191 руб. 15 коп. (с учетом уточнений),
при участии в заседании суда:
от истца - Солин С.Ю., доверенность от 14.01.2020 N 27 сроком действия по 08.09.2022, диплом от 13.03.2008 N 860,
от ответчика - Саранцев Д.В., доверенность от 10.09.2019 сроком действия на три года,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Владимирские коммунальные системы" (далее -АО "ВКС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к жилищному кооперативу "Мир" (далее -ЖК "Мир") о взыскании 1 380 191 руб. 15 коп. задолженности за потребленную электрическую энергию в рамках договора от 01.05.2013 N 225/0113 за период с 01.09.2015 по 31.05.2019, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент государственного регулирования цен и тарифов Владимирской области, публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Владимирэнерго"; акционерное общество "Объединенные региональные электрические сети Владимирской области".
Решением от 20.05.2021 Арбитражный суд Владимирской области в удовлетворении исковых требований отказал.
АО "ВКС", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что взыскиваемая задолженность образовалась в результате неоплаты за электрическую энергию, потребленную только при содержании общего имущества многоквартирного дома (ОДН). Отмечает, что предоставление ответчиком информации о потреблении электроэнергии в пределах и сверх нормы в жилых помещениях, об изменении регистрационного учета граждан лиц в жилых помещениях МКД в апреле 2021 не позволяет произвести перерасчет выставленных счетов по тарифу "в пределах социальной нормы" в связи с истечением допустимого 3-месячного периода. Заявитель полагает, что в многоквартирном доме, в котором есть хотя бы одна квартира, в которой никто не зарегистрирован, даже при отсутствии сверхнормативного ОДН, будет объем электроэнергии, потребленной на ОДН, оплата за который должна быть рассчитана по сверхсоциальному тарифу.
По мнению заявителя, суд не применил закон, подлежащий применению, а именно пункт 25 Постановления Правительства РФ от 22.07.2013 N 614.
Заявитель жалобы в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик в заседании суда и в отзыве просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, 01.05.2013 истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (покупатель) заключен договор энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг N 9167 (далее -договор), в соответствии с пунктом 2.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) покупателю, приобретаемую электрическую энергию (мощность) в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению, а также в случае отсутствия централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения - в целях ее использования при предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Пунктом 6.11 договора установлено, что определение объемов потребления электрической энергии потребителями коммунальной услуги по энергоснабжению осуществляется в порядке, установленном "Правилами предоставления коммунальных услуг", а именно: если жилой дом (домовладение) оборудован индивидуальным прибором учета, объём электрической энергии за расчетный период (расчетный месяц) определяется на основании показаний такого прибора учета; если дом не оборудован индивидуальным прибором учета - исходя из норматива потребления коммунальной услуги; если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета - исходя из норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной в жилом помещении, и норматива потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и надворных построек, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 157 ЖК РФ.
Согласно пункту 6.14 договора на абонента возлагается обязанность по снятию показаний коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии ежемесячно в период с 23-го по 25-е число текущего месяца.
Пунктом 7.9 договора установлено, что покупатель обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость электрической энергии (мощности), поставленной за расчетный период, до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем).
Стороны 24.10.2017 заключили дополнительное соглашение, согласно условиям которого номером договора энергоснабжения является N 225/0113.
Как указывает истец, АО "ВКС" на основании полученного рапорта отпуска электроэнергии (сведений) о показаниях приборов учета электрической энергии ежемесячно формирует объем продаж. Ежемесячно истцом в адрес ответчика направлялись счета-фактуры и акты выполненных работ (услуг).
Во исполнение условий указанного договора истец в период с 01.09.2015 по 31.05.2019 поставил ответчику электроэнергию в жилой дом, находящийся в управлении ответчика, на общедомовые нужды и выставил к оплате счета-фактуры на сумму 5 457 644 руб. 79 коп.
С учетом частичной оплаты ответчиком принятой электрической энергии за последним образовалась задолженность в размере 1 761 957 руб. 51 коп.
Неисполнение договорных обязательств по оплате потребленной электрической энергии послужило истцу основанием для обращения с претензией к ответчику, а затем в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Ответчик не оспаривает факт потребления электроэнергии.
Спор между сторонами возник в части подлежащего применению тарифа.
Истец произвел расчет стоимости электрической энергии за спорный период исходя из тарифа сверх социальной нормы, ответчик же полагает, что должен применяться тариф по социальной норме, так как имеется неизрасходованная по социальной норме электроэнергия; при этом в случае расчета по социальной норме задолженности у ответчика перед истцом не имеется.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы (второй абзац пункта 38 Правил N 354).
Порядок установления социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и ее применения в первый год и последующие годы (периоды) при определении размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставляемую населению, и стоимости электрической энергии (мощности), потребленной для коммунально-бытовых нужд и не используемой для осуществления коммерческой деятельности приравненными к населению категориями потребителей регулируется Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614 (далее - Положение N 614).
Исполнитель коммунальных услуг при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению за истекший расчетный период определяет в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354, подлежащий оплате объем коммунальной услуги, включающий объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом помещении потребителя (далее - объем потребления в жилом помещении) и объем потребления коммунальной услуги по электроснабжению при использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и применяет к указанному объему следующие цены (тарифы):
а) в отношении части объема в пределах социальной нормы, установленной для соответствующего месяца (расчетного периода) в отношении группы домохозяйства и типа жилого помещения потребителя, -цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы;
б) в отношении части объема сверх социальной нормы - цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы (пункт 25 Положения N 614).
Согласно постановлению Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18.12.2013 N 34/40 "Об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) в отношении групп домохозяйств и типов жилых помещений во Владимирской области" с 01.07.2014 во Владимирской области установлены и введены в действие социальные нормы потребления электрической энергии (мощности).
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей во Владимирской области в пределах социальной нормы потребления в спорный период установлены постановлениями Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 19.12.2014 N 60/70 (в редакции постановления от 24.06.2015 N 20/3), от 25.12.2015 N 54/4, от 20.12.2016 N 47/54, от 21.12.2017 N 61/1, от 25.12.2018 N 54/2, от 17.12.2019 N 49/6 "О тарифах на электрическую энергию".
В спорный период размер социальные нормы потребления электрической энергии для населения Владимирской области: на использование электроэнергии на хозяйственно-бытовые нужды (освещение, работа бытовых электроприборов) - 50 кВт.ч на 1 члена семьи в месяц; на использование электроэнергии на хозяйственно-бытовые нужды (освещение, работа бытовых электроприборов) для одиноко проживающих пенсионеров и для семей, состоящих из граждан, являющихся получателями пенсии, - 100 кВт.ч на 1 члена семьи в месяц, для семьи из 2 человек - 160 кВт.ч в месяц, для семьи из 3 человек - 200 кВт.ч в месяц, из 4 человек -240 кВт.ч в месяц, из 5 человек и более - 280 кВт.ч в месяц;
Увеличенный размер социальной нормы для льготников - многодетных семей, семей, имеющих в своем составе инвалидов, семей, воспитывающих детей, оставшихся без попечения родителей, одиноко проживающих пенсионеров (по старости и по инвалидности) и семей пенсионеров (150 кВт.ч для одиноко проживающего гражданина в месяц, для семьи из 2 человек 210 кВт.ч в месяц, для семьи из 3 человек -250 кВт.ч в месяц, из 4 человек -290 кВт.ч в месяц, из 5 человек и более -330 кВт.ч в месяц).
Социальная норма потребления электрической энергии применяется к жителям по месту их регистрации.
Часть социальной нормы, неиспользованная жителями на хозяйственно-бытовые нужды, распространяется на объем электрической энергии, израсходованной на места общего пользования в многоквартирном доме.
В силу пункта 32 Положения N 614 размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае, если объем потребления в жилом помещении не превысил величину социальной нормы, определяется по формулам 5 - 8 приложения N 6 к настоящему Положению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иными специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то в совокупном объеме электрической энергии, поставляемой в многоквартирный дом, выделяются объемы электрической энергии, поставляемой собственникам и пользователям жилых помещений в пределах и сверх такой социальной нормы.
По требованию ресурсоснабжающей организации исполнитель коммунальных услуг предоставляет копии документов, подтверждающих данные об объемах потребления электрической энергии в жилых помещениях (выборочно по 30 процентов жилых помещений, не чаще 1 раза в квартал).
Согласно подпункту "а" пункта 22 Правил N 124 стоимость коммунального ресурса, необходимого для обеспечения предоставления коммунальных услуг, рассчитывается по тарифам, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), а в отношении категорий потребителей, для которых государственное регулирование цен(тарифов) не осуществляется, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, - по ценам, рассчитанным в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В случае если в субъекте Российской Федерации приняты решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), то стоимость электрической энергии (мощности) в отношении объема (количества), подлежащего оплате за расчетный период собственниками и нанимателями жилых помещений и включающего объем электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Стоимость электрической энергии (мощности) в части превышения объема электрической энергии (мощности), предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, которая в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг подлежит оплате исполнителем коммунальных услуг, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Таким образом, стоимость электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, рассчитывается в следующем порядке: если ее объем не превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то граждане, не превысившие индивидуальную норму социального потребления, пользуются льготным тарифом и при оплате общедомовых нужд, в то время как граждане, превысившие индивидуальную норму социального потребления, обязаны оплатить общедомовые нужды по сверхсоциальному тарифу. Между тем если объем электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды, превышает установленный для граждан норматив потребления данной услуги, то оплата сверхнормативного объема энергоресурса возлагается на исполнителя коммунальных услуг и оплачивается по сверхсоциальному тарифу.
В соответствии с пунктом 40 Постановлением N 614 расчет размера платы за расчетный период за коммунальную услугу по электроснабжению с применением ко всему объему потребления цены (тарифа) сверх социальной нормы осуществляется в следующих случаях: в жилом помещении, в том числе жилом доме, не располагающемся на территории садоводства или огородничества, ни одно лицо не зарегистрировано по постоянному месту жительства или временно; исполнительных коммунальных услуг осуществляет доначисление размера платы в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг за потребленную без надлежащего учета коммунальную услугу по электроснабжению при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированного подключения) внутриквартирного оборудовании потребителя к внутридомовым инженерным системам или выявлении несанкционированного вмешательства в работу приборов учета.
Соответствующие доказательства нарушения установленного порядка подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета истцом не представлена.
В пункте 27 Постановления N 614 предусмотрено, что в случае если исполнителем коммунальных услуг используется электрическая энергия при производстве и предоставлении коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), то стоимость использованного на указанные цели объема электрической энергии, который определяется в соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг, рассчитывается с применением цены (тарифа) на электрическую энергию (мощность), установленной для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы, и учитывается в расчете размера платы для потребителей за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.
Исходя из системного анализа вышеперечисленных норм, обоснован вывод суда первой инстанции о том, что при расчете стоимости электроэнергии на общедомовые нужды в спорный период подлежит применению тариф с учетом экономии потребления электроэнергии в жилых помещениях в пределах социальной нормы.
Доводы истца о том, что в расчете расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на содержание общего имущества многоквартирного дома, вне зависимости от объема потребления электроснабжения в жилом помещении подлежит применению тариф сверх социальной нормы, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Поскольку из представленных в материалы дела доказательств следует, что при расчете стоимости потребленной электроэнергии с применением тарифа по социальной норме задолженности у ответчика перед истцом не имеется, что истцом не опровергнуто, исковые требования правомерно признаны судом первой инстанции не подлежащими удовлетворению.
Кроме того, отказывая в иске, суд, руководствуясь положениями статей 195, 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив все фактические обстоятельства по делу, пришел к выводу об истечении трехлетнего срока исковой давности за период с сентября 2015 по июнь 2016 года, установленного статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, о применении которой было заявлено ответчиком.
Истец не привел в апелляционной жалобе убедительных доводов, которые бы свидетельствовали о неправомерности вышеизложенных выводов суда первой инстанции. Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены по вышеуказанным основаниям.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.05.2021 по делу N А11-11871/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Владимирские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-11871/2019
Истец: АО "ВЛАДИМИРСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ЖИЛИЩНЫЙ КООПЕРАТИВ "МИР"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЦЕН И ТАРИФОВ АДМИНИСТРАЦИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6661/2021
03.08.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3689/2021
17.06.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3689/2021
20.05.2021 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11871/19