г. Москва |
|
09 августа 2021 г. |
Дело N А41-5056/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Иевлева П.А.,
судей: Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Архиповым М.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ЗАО "ИМПЛАНТА" - Сильманович О.Н. по доверенности от 11.01.2021 N 2, диплом о высшем юридическом образовании,
от заинтересованного лица по делу - Шереметьевской таможни - Чикишева Е.А. по доверенности от 31.12.2020 N 05-17/38259, диплом о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 04.05.2021 по делу N А41-5056/21, по заявлению ЗАО "ИМПЛАНТА" к Шереметьевской таможне о признании незаконным решения и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ИМПЛАНТА" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган, таможня) с требованием о признании незаконным решения, выраженного в письме от 12.01.2021 N 19-30/00089 "О внесении изменений" и обязании внести изменения и дополнения, указанные в заявлении от 17.12.2020 исх. NN 371, 372 в отношении товаров, заявленных в ДТ NN 10005030/170720/0195762,10005030/301120/0369505, и возвратить излишне уплаченную сумму налога на добавленную стоимость в размере 932 419, 40 (Девятьсот тридцать две тысячи четыреста девятнадцать) руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.05.2021 заявленные требования удовлетворены.
Шереметьевская таможня не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ЗАО "ИМПЛАНТА" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ЗАО "ИМПЛАНТА" на территорию Российской Федерации в зоне деятельности Шереметьевской таможни ввезены следующие медицинские товары:
- терморегулирующее устройство трехконтурное к Аппарату искусственного кровообращения, модели Stockert S3, Stockert S5 с принадлежностями (ОКПД2
32.50.21.121) по декларациям на товары NN 10005030/170720/0195762, 10005030/301120/0369505;
- проточный датчик перфузионного монитора крови к Аппарату искусственного кровообращения, модели Stockert S3, Stockert S5 с принадлежностями (ОКПД2 32.50.21.121) по декларации на товары N 10005030/170720/0195762;
- коннекторы Hansen (female/ male) к Аппарату искусственного кровообращения, модели Stockert S3, Stockert S5 с принадлежностями (ОКПД2 32.50.21.121) по декларации на товары N 10005030/301120/0369505.
При оформлении ввезенного товара Заявитель не воспользовался предусмотренным действующим налоговым законодательством правом на освобождение от уплаты НДС и уплатил налог на добавленную стоимость по ставке 20%, что повлекло за собой переплату по указанному налогу в размере 932 419, 40 (Девятьсот тридцать две тысячи четыреста девятнадцать) руб. 40 коп.
Уплата НДС осуществлена авансовыми платежами на основании ст. 121 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации на лицевой счет в едином ресурсе лицевых счетов в соответствии с приказом ФТС России от 24.08.2018 г. N 1329 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛ С".
17 декабря 2020 г. Заявитель на основании п. 3 ст. 112 Таможенного кодекса Евразийского Экономического Союза обратился в Шереметьевскую таможню с заявлениями исх. NN 371, 372 о внесении изменений в сведения, заявленные в вышеперечисленных декларациях на товары, после выпуска товаров, в части излишне уплаченного НДС в размере:
1) ДТ N 10005030/170720/0195762 - в размере 455 140, 40 руб.;
2) ДТ N 10005030/301120/0369505 - в размере 477 279, 00 руб.
Рассмотрев поступившие от ЗАО "ИМПЛАНТА" заявления, таможенный орган принял решение, оформленное письмом 12.01.2021 N 19-30/00089, об отказе во внесении изменений в декларации на товары после выпуска товаров в связи с тем, что применение льготы по уплате НДС в отношении товаров, задекларированных в качестве принадлежностей к медицинским изделиям, не представляется возможным.
Считая отказ таможенного органа во внесении изменений в декларации на товары после выпуска товаров незаконным, общество обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что законодательство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, не применяется к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункты 1 и 2 статьи 2).
Вместе с тем в вопросах уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию Российской Федерации нормы федерального законодательства о налогах и сборах подлежат применению во взаимосвязи с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. В частности, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза предусматривает, что таможенным платежом является и налог на добавленную стоимость, если он взимается при ввозе товара на таможенную территорию Евразийского экономического союза; для исчисления налогов применяются ставки, установленные законодательством государства-члена, в котором они подлежат уплате (подпункт 3 пункта 1 статьи 46 и пункт 4 статьи 53).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 49 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются тарифные льготы, льготы по уплате вывозных пошлин, налогов и таможенных сборов.
Не подлежит налогообложению НДС ввоз на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ (пп. 7 ст. 150 НК РФ). При этом цель ввоза в данном случае не имеет значения.
Подпункт 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса предусматривает, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
При этом согласно тому же подпункту 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В силу пункта 2 статьи 150 Налогового кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Таможенного кодекса, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 утвержден Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень).
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
В силу пункта 4 статьи 38 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила государственной регистрации медицинских изделий, Правила) предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
В соответствии с пунктом 2 Правил, государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению.
Пунктом 9 Правил установлено, что в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия (далее - заявление о регистрации) указываются следующие сведения: наименование медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим государственную регистрацию медицинского изделия.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации льгота по уплате налога на добавленную стоимость предоставляется в отношении медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке.
Основанием для применения таможенными органами льгот по уплате НДС при ввозе медицинских изделий являются регистрационные удостоверения Росздравнадзора, подтверждающие, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию на территории Российской Федерации в качестве медицинского изделия.
Согласно подп. "и" п. 56 Правил (государственной регистрации медицинских изделий) в регистрационном удостоверении на медицинское изделие указывается, в частности, код общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия.
В соответствии с Примечанием 1 к Постановлению N 19 к перечисленной в указанном Перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
Таким образом, товары, относящиеся к медицинской технике, ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат освобождению от уплаты НДС при одновременном соблюдении следующих условии: данные товары на момент их ввоза предусмотрены перечнем, утвержденным Постановлением N 19 и при наличии регистрационного удостоверения, выданного в отношении указанной техники на территории Российской Федерации.
Единственным документом, достоверно подтверждающим значение кода ОКП ввезенного товара, является его регистрационное удостоверение, сведения из которого впоследствии переносятся в соответствующий раздел сертификата соответствия (декларации о соответствии).
Таким образом, единственным условием применения льготы является соответствие кода Общероссийского классификатора продукции для медицинского изделия (код OKП), указанного в Регистрационном удостоверении коду ОКП, включенному в указанный Перечень. Из вышесказанных норм законодательства можно сделать вывод, что освобождение от налогообложения товаров, указанных в Перечне, должно осуществляться таможенным органом, производящим таможенное оформление, на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Ввезенные товары - терморегулирующее устройство трехконтурное, проточный датчик перфузионного монитора крови и коннекторы Hansen (female/ male) являются принадлежностями к Аппарату искусственного кровообращения, модели Stockert S3, Stockert S5 с принадлежностями, классифицированы по коду 9018 90 500 9 ТН ВЭД ЕАЭС, имеют код ОКПД2 32.50.21.121,что соотносится с медицинскими изделиями, указанными в п. 14 раздела 1 Перечня "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма 94 4400 (приборы и аппараты для электролечения... и т.д.)".
Из содержания граф 44 указанной выше деклараций и приложенных к заявлению Регистрационных удостоверений на медицинское изделие, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, следует, что ввезенные обществом по указанным декларациям медицинские изделия имеют коды ОКП, которые включены в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 N 19.
Возможность освобождения от уплаты НДС могла быть установлена таможенными органами при сопоставлении кодов по Общероссийскому классификатору продукции (код ОКП), указанных в регистрационном удостоверении, и кодов ОКП товаров, подлежащих освобождению от налогообложения.
В соответствии с п. 3.2. раздела 3 ГОСТ 31508-2012 Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования "принадлежности: Предметы, самостоятельно не являющиеся медицинскими изделиями и по целевому назначению применяемые совместно с медицинскими изделиями либо в их составе для того, чтобы медицинское изделие могло быть использовано в соответствии с целевым назначением".
Таким образом, принадлежности к медицинскому изделию не регистрируются отдельно, так как не являются самостоятельным медицинским изделием. Действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на принадлежности, указанные в нем (письмо Минздрава России от 28 декабря 2016 г. N 01-63680/16).
В качестве документов, подтверждающих право на такую льготу, обществом в таможенный орган одновременно вместе с заявлениями от 17.12.2020, передано регистрационное удостоверение от 14.08.2017 г. N РЗН 2016/4845 и декларация о соответствии от 10.04.2018 г. N РОСС ОЕ.АБ69.Д03675.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обществом представлены достаточные доказательства, подтверждающие право на предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС по ввезенным товарам.
Доводы таможенного органа, что указанная льгота может быть предоставлена исключительно лишь в том случае, если плательщиком ввозятся и декларируются все компоненты системы, указанные в регистрационном удостоверении, либо плательщик должен получать еще одно регистрационное удостоверение на отдельные компоненты этой системы, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании действующего законодательства.
Как разъяснено в Письме Росздравнадзора от 28.12.2016 N 01-63680/16 "О предоставлении информации", действие регистрационного удостоверения распространяется как на медицинское изделие, так и на его составляющие и принадлежности. Принадлежности к зарегистрированному в установленном порядке медицинскому изделию могут обращаться как вместе с ним, так и отдельно.
Таким образом, нормами действующего законодательства Российской Федерации предусмотрено, что при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации медицинских изделий не в полном составе, указанном в регистрационном удостоверении, ввозимые медицинские изделия не теряют статус важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, входящей в определенный уполномоченным органом Перечень, и не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
Из положений статей 149, 150 Налогового кодекса, постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 не следует, что льгота по уплате НДС предоставляется исключительно при ввозе завершенного и комплектного изделия, указанного в регистрационном удостоверении.
Таким образом, право на освобождение от уплаты НДС предоставлено в отношении всех указанных компонентов, образующих зарегистрированное изделие медицинского назначения, при этом не имеет правового значения ввозятся указанные компоненты в совокупности или по отдельности.
Вопреки утверждению таможенного органа, из текста регистрационного удостоверения не следует, что вытекающие из них права, льготы и преимущества могут быть реализованы исключительно в случае предоставления одновременно всех поименованных компонентов изделия в совокупности.
Право на освобождение от НДС может быть реализовано как путем получения самостоятельного регистрационного удостоверения на отдельные компоненты, так и путем получения регистрационного удостоверения на полнокомплектное изделие. Выбор способа реализации указанного права принадлежит заявителю.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа правовых оснований для отказа во внесении изменений в декларации на товары после выпуска товаров, в связи с чем требование заявителя о признании незаконным решения, оформленного письмом 12.01.2021 N 19-30/00089, подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.
Нарушенное право подлежит восстановлению путем возврата таможней излишне уплаченного налога на добавленную стоимость.
Правомерность использования такого способа защиты права отражена также в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
К рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, направленные на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. При этом проценты, начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата (пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18).
При таких обстоятельствах, заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению как законные, подтвержденные материалами дела и основанные на нормах действующего законодательства.
Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 03.08.2021 по делу N А41-50469/20.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04.05.2021 по делу N А41-5056/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5056/2021
Истец: ЗАО "Импланта"
Ответчик: Шереметьевская таможня
Третье лицо: ШЕРЕМЕТЬЕВСКАЯ ТАМОЖНЯ