г. Москва |
|
09 августа 2020 г. |
Дело N А40-24971/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.И. Трубицына,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу АО "Вагонная ремонтная компания - 3" на решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2021 по делу N А40-24971/21, принятое судьей Мурашовой К.С., по иску ОАО "Российские железные дороги" к АО "Вагонная ремонтная компания - 3" о взыскании 156 588 рублей,
без вызова сторон,
УС Т А Н О В И Л:
ОАО "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в суд с требованием о взыскании с АО "ВРК-3" (далее - ответчик) неосновательного обогащения в размере 156 588 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что факт нахождения грузовых вагонов, поданных ответчиком, на путях общего пользования документально подтвержден.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобы указал на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и привел доводы, которые рассмотрены ниже.
В отзыве на апелляционную жалобу содержатся возражения истца на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2021 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.07.2011 истцом (Перевозчик) и ответчиком заключен договор N 2/АФТО(д)-4, связанный с осуществлением подачи и уборки вагонов, погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов на местах необщего пользования вагонного ремонтного депо Кемь -"ВРК-3" при ж.д. ст. Кемь Октябрьской железной дороги (Республика Карелия, г. Кемь).
До настоящего времени взаимоотношения ОАО "РЖД" как владельца инфраструктуры и АО "ВРК-3" как пользователя железнодорожных путей общего пользования не урегулированы, не облечены в форму договорных отношений, предусматривающих договорную плату за использование инфраструктуры ОАО "РЖД" и условия для ее применения.
В период с 16 января по 04 июля 2020 года вагоны в количестве 91 ед. были поданы АО "Вагонная ремонтная компания - 3" на пути общего пользования станции Кемь Октябрьской железной дороги.
Нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования оформлено памятками приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (Указание МПС России от 27.03.2000 N Д-720у).
Памятки приемосдатчика на подачу и уборку указанных вагонов подписаны представителем АО "ВРК-3" путем ЭЦП, что подтверждает факт нахождения вагонов на ж.д. путях общего пользования ст. Кемь.
В соответствии с изложенным, ответчику начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования ст. Кемь Окт.ж.д. в размере 156 588 рублей.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.
В настоящем деле предметом заявленных исковых требований является взыскание неосновательного обогащения, возникшее на стороне ответчика за внедоговорное единоличное фактическое использование имущества железнодорожного транспорта, а именно, железнодорожных путей общего пользования, которые находятся на территории вагонного ремонтного депо Кемь - структурного подразделения АО "ВРК-3", и используемых последним в процессе ремонта вагонов.
Так, по транспортным железнодорожным накладным собственники подвижного состава направляли в адрес АО "ВРК-3" на ст. Кемь Окт.ж.д. вагоны для проведения технического обслуживания и ремонта вагоны. По прибытии на станцию назначения Кемь Окт.ж.д. указанные вагоны передавались после раскредитования перевозочных документов в Вагонное ремонтное депо Кемь - структурное подразделение АО "ВРК-3".
Раскредитование перевозочных документов в настоящем случае означает документальное оформление передачи прибывшего вагона на станцию назначения и выдачу грузополучателю - ремонтному депо, а также завершение процесса перевозки.
Поэтому случаи внесения платы за пользование железнодорожными путями общего пользования, предусмотренные подпунктами "в", "г" пункта 11 договора, к данной ситуации не применимы, поскольку в них указаны иные случаи, связанные с тем, когда перевозка еще не окончена (перевозочные документы не раскредитованы).
В связи с этим, названными условиями договора предусмотрено начисление платы по правилам и ставкам таблиц N N 1,2 Тарифного руководства, утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения" (п.2.3., 2.4. Тарифного руководства).
Передача вагонов в рассматриваемой ситуации осуществлялась в соответствии с Указанием МПС России от 27.03.2000 N Д-720у по памяткам приемосдатчика на подачу и уборку вагонов.
Производственная территория Вагонного ремонтного депо Кемь находится на местах необщего пользования ст. Кемь Окт.ж.д., которые в соответствии с абз. 13 ст. 2 Устава железнодорожного транспорта относятся к местам необщего пользования.
Между тем, железнодорожные пути, которые использует ремонтное депо в своей деятельности, являются путями общего пользования станции Кемь. Согласно части 11 статьи 2 Устава пути общего пользования являются составной неотъемлемой частью инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования в данном случае оформлено памятками приемосдатчика на подачу и уборку указанных вагонов, которые подписаны представителем АО "ВРК-3" путем ЭЦП, что подтверждает факт нахождения вагонов на ж.д. путях общего пользования ст. Кемь. принадлежащих истцу.
Также подтверждением полного и единоличного пользования ответчиком имуществом истца является сам договор от 01 июля 2011 г. N 2/АФТО(д)-4 "На оказание услуг по подаче и уборке вагонов на места необщего пользования АО "ВРК-3".
Указанным договором установлено, что длина ж.д. путей общего пользования, используемых вагонным ремонтным депо Кемь, составляет 3 165 п.м. (пункт 3).
Таким образом, ответчик в своей предпринимательской деятельности использует часть инфраструктуры железнодорожного транспорта, а именно, ж.д. пути общего пользования ст. Кемь Окт.ж.д., между тем оплату за пользование указанным имуществом ответчик не производит, договор на использование имущества не заключен.
В своей предпринимательской деятельности ответчик по сути безвозмездно использует имущество истца. Безвозмездное использование АО "ВРК-3" без правовых оснований имущества истца следует квалифицировать как неосновательное обогащение. Невыставление истцом счетов на оплату не является основанием для освобождения ответчика от оплаты фактически оказанных ему услуг.
При подаче апелляционной жалобы заявителем не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на ответчика в полном объеме.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05.04.2021 по делу N А40-24971/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Вагонная ремонтная компания - 3" в доход федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
А.И. Трубицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-24971/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: АО "ВАГОННАЯ РЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ - 3"
Третье лицо: АО "ОМК Стальной путь"