09 августа 2021 г. |
Дело N А72-15297/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Митиной Е.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 августа 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2021 года по делу N А72-15297/2020 (судья Семенова М.А.)
по заявлению Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области (ИНН 7327087027, ОГРН 1187325007869), г. Ульяновск,
к обществу с ограниченной ответственностью Научно-Производственная фирма "Сосны" (ИНН 7302007037, ОГРН 1027300535107), г. Димитровград, Ульяновская обл.
о взыскании убытков в размере 208 669,12 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области (далее - Пенсионный фонд, истец), с учетом определения суда от 26.04.2021 об объединении дел обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью Научно-Производственная фирма "Сосны" (далее - общество, ответчик) о взыскании убытков в связи с излишней выплатой пенсии застрахованным лицам:
- Комарову В.П. в размере 9 428,86 руб.,
- Вдовину А.В. в размере 31 042,02 руб.,
- Канашову Б.А.в размере 16 310,63 руб.,
- Юдову В.В. в размере 80 332,55 руб.,
- Колесникову А.И. в размере 1 431,61 руб.
- Кислому В.А. в размере 70 123,45 руб.
Определениями от 14.12.2020 суд установил, что данные заявления подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 17.02.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда первой инстанции, положенные в основу обжалуемого решения, не соответствуют обстоятельствам дела и являются основанием для отмены судебного акта.
Общество с ограниченной ответственностью Научно-Производственная фирма "Сосны" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание 12.07.2021 представитель Государственного учреждения - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Ульяновской области не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель общества с ограниченной ответственностью Научно-Производственная фирма "Сосны" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебное заседание 12.07.2021 определением суда отложено на 02.08.2021 на 10 час. 30 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного разбирательства размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание 02.08.2021 лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчик не представил в отношении застрахованных лиц в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года в установленный законом срок.
Такие сведения были представлены только 20.03.2020.
Непредставление обществом в установленный законодательством срок сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года повлекло выплату пенсионерам пенсии в повышенном размере на общую сумму 208 669,12 руб., в результате чего Пенсионному фонду причинен реальный ущерб в виде излишне выплаченной пенсии.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с исковыми заявлениями, рассматриваемыми в рамках настоящего дела.
Ответчик с исковыми требованиями не согласился, в том числе указав, что сведения по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года были представлены в управление 10.01.2018, затем 19.02.2018 были представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, в протоколе проверки которых были указаны обнаруженные расхождения сведений по 5 застрахованным лицам, в связи с чем 19.02.2018 в управление была направлена отменяющая форма. При этом отменяющий отчет был ошибочно сформирован на 333 застрахованных лица вместо 5, т.е. ошибочно из отчета были исключены все застрахованные лица общества. Каких-либо замечаний от управления не поступило. Между тем в дальнейшем во всех исходных формах СЗВ-М имелись сведения о застрахованных лицах, следовательно, на момент принятия решений об индексации и корректировке страховой пенсии как неработающим пенсионерам управление располагало сведениями о застрахованных лицах, что исключало назначение и выплату индексированных сумм. Уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда за 2017 год, было направлено в адрес ответчика по телекоммуникационным каналам связи только 24.03.2020, с приложением протокола проверки отчетности по форме СЗВ-КОРР (корректирующая) за период 2020 год. В тот же день ответчиком был направлен отчет по форме СЗВ-М (дополняющая) за декабрь 2017 года на 333 застрахованных лица.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 14 Закона N 167-ФЗ предусмотрены обязанности страхователей своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд; представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения; выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах установлена также статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения, предусмотренные данным пунктом.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
В соответствии с частью 12 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.
Федеральным законом от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" в Закон N 400-ФЗ внесены изменения, согласно которым пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (ч. 1 ст. 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (ч. 3 ст. 26.1).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1).
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (ч. 6 ст. 26.1).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (ч. 7 ст. 26.1).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно части 3 данной статьи, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 400-ФЗ, в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Как указано истцом, работники общества Комаров В.П., Вдовин А.В., Канашов Б.А., Юдов В.В., Колесников А.И., Кислый В.А. являлись получателями страховой пенсии по старости, в то же время они продолжали трудиться в Обществе.
Согласно данным персонифицированного учета, имеющимся в управлении, страхователь (общество), как работодатель, представил отчет по форме СЗВ-М (дополняющая форма) за отчетный период "декабрь 2017 года" - 24.03.2020, в том числе и на указанных лиц, то есть с нарушением установленного законом срока (не позднее 15.01.2018).
В связи с тем, что в установленный срок общество не представило сведения индивидуального (персонифицированного) учета на указанных застрахованных лиц, управлением были вынесены распоряжения о перерасчете размера пенсии Комарову В.П., Вдовину А.В., Канашову Б.А., Юдову В.В., Колесникову А.И., Кислому В.А. как неработающим пенсионерам с 01.12.2017.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ею право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из исковых заявлений следует, что если работодатель предоставляет на застрахованное лицо (пенсионера) сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, он подтверждает факт наличия с пенсионером трудовых отношений (факт работы) и отсутствие права на индексацию и корректировку страховой пенсии. Если же в отчете по форме СЗВ-М застрахованное лицо отсутствует, то это подтверждает факт прекращения трудовых отношений (в данном случае - факт увольнения пенсионера) и соответственно наличие права на индексацию и корректировку пенсии. Поскольку в установленный законодательством срок обществом сведения о застрахованных лицах за декабрь 2017 года представлены не были, у Пенсионного фонда имелись основания для вывода о прекращении ими работы и, соответственно, для вынесения решения об индексации и корректировки страховой пенсии, как неработающим пенсионерам.
Однако в данном случае суд первой инстанции обоснованно не согласился с доводами истца.
Из материалов дела следует, что работодатель (общество) с января 2018 года по апрель 2020 года своевременно представлял отчетность по форме СЗВ-М на своих работников, в том числе на вышеуказанных застрахованных лиц.
Материалами дела подтверждается, что обществом своевременно были представлены в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года (10.01.2018), в которых содержалась информация о вышеуказанных лицах как о работающих пенсионерах. Однако 19.02.2018 сведения о застрахованных лицах были отменены согласно представленной страхователем форме СЗВ-М по типу "Отменяющая".
Между тем, обществом своевременно были представлены в Пенсионный фонд отчеты по форме СЗВ-М за январь 2018 года (13.02.2018), февраль 2018 года (14.03.2018), в которых содержалась информация о вышеуказанных застрахованных лицах как о работающих пенсионерах. Аналогичная информация представлялась обществом и в последующем.
Кроме того, 19.02.2018 обществом был представлен ежегодный отчет по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год по работникам общества, в том числе по Комарову В.П., Вдовину А.В., Канашову Б.А., Юдову В.В., Колесникову А.И., Кислому В.А.
Таким образом, на момент принятия решений о перерасчете (индексации) размера пенсии истец располагал сведениями о том, что указанные застрахованные лица являются работниками общества, между тем предусмотренные частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ действия не выполнил, указанными сведениями не воспользовался, никакую дополнительную проверку не проводил, в основу принятого решения об индексации и последующих выплатах положил исключительно факт непредставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2017 года.
Учитывая данные обстоятельства, а также установленную частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ обязанность Пенсионного фонда ежемесячно производить уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суд первой инстанции верно не усмотрел прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающим пенсионерам в повышенном размере.
На основании пункта 36 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что основания для взыскания заявленной суммы убытков отсутствуют, и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Учитывая данные обстоятельства, а также установленную частью 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ обязанность Пенсионного фонда ежемесячно производить уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы в целях определения права на индексацию и корректировку пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии прямой причинно-следственной связи между действиями работодателя и фактом выплаты пенсии работающим пенсионерам в повышенном размере.
На основании пункта 36 Инструкции о порядке веления индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, арбитражный суд не установил оснований для взыскания заявленной суммы убытков.
Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного Суда РФ от 20.12.2018 N 301-КГ18-20903, от 26.12.2018 N 303-ЭС18-21706, от 27.11.2019 N 310-ЭС19-21393, от 12.12.2019 N 304-ЭС19-2240, от 06.03.2020 N 307-ЭС20-2221, от 23.12.2020 N 302-ЭС20-20029, а также в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2021 по делу N А72-15303/2020.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако, они подлежат отклонению, поскольку указанные в апелляционной жалобе доводы не опровергают законность и обоснованность принятого по делу судебного акта и правильности выводов суда, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судом обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28 мая 2021 года по делу N А72-15297/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-15297/2020
Истец: ГУ ЦЕНТР ПО ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ И ОБРАБОТКЕ ИНФОРМАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИРМА "СОСНЫ", ООО НПФ "Сосны"