г. Санкт-Петербург |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А26-10135/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Нестерова С.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самсоновой Е.В.
при участии:
от истца: представитель Довнарович М.Н. по доверенности от 09.12.2020
от ответчика: представитель Балакшина В.Ю. по доверенности от 30.12.2020;
от третьих лиц: 1, 2 - не явились, извещены;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20400/2021) акционерномго общества "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2021 по делу N А26-10135/2020, принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, 2/24, ОГРН: 1071001000828, ИНН: 1001016090)
к акционерному обществу "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" (185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, улица Андропова, 2/24, ОГРН: 1021000513984, ИНН: 1001001390)
третьи лица: 1) общество с ограниченной ответственностью "Тимбер Сервис";
2) общество с ограниченной ответственностью "ВудМастер"
о взыскании неустойки,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Лесопромышленная холдинговая компания "Кареллеспром" (далее - Ответчик, Компания) о взыскании 1 052 089 руб. 36 коп. договорной неустойки за нарушение лесохозяйственных требований по договору аренды лесного участка N 21-з от 03.12.2008..
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 11.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Тимбер Сервис" (далее - ООО "Тимбер Сервис").
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 10.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ВудМастер" (далее - ООО "ВудМастер").
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2021 удовлетворены исковые требования.
Не согласившись с решением суда, Компания обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. По мнению подателя жалобы, в материалах дела не имеется доказательств того, что незаконную рубку совершил Ответчик или привлеченная Ответчиком подрядная организация, поскольку лицо, совершившее незаконную рубку, не установлено.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на официальном сайте Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей Министерства и Компании, апелляционный суд установил следующее.
03.12.2008 между Министерством (арендодателем) и Компанией (арендатором) заключен договор аренды лесного участка N 21-з (далее - Договор), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) часть лесного участка, находящегося в государственной собственности, определенную в п.1.2 настоящего Договора (далее - лесной участок).
Согласно п.1.2 Договора лесной участок площадью 259 452 га, переданный в аренду по настоящему Договору, является частью земельного участка (земли лесного фонда) с кадастровым номером 10:00:00 00 00:038, расположенный на территории Пудожского и Онежского кадастровых районов.
В силу п.7.1 Договора срок действия настоящего Договора устанавливается с момента его государственной регистрации и по 31.12.2028 (Договор зарегистрирован в установленном порядке 30.12.2008).
Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия (пункт 4.4.1 Договора).
Согласно п.4.4.2 Договора арендатор обязан не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
В силу п.4.4.18 Договора арендатор обязан по окончании деятельности по заготовке древесины на конкретной площади (лесосеке, делянке) обеспечивать за свой счет сдачу данных лесных участков арендодателю; при окончании работ (срока действия лесной декларации в зимний период проводить сдачу лесосек, делянок в 3-х месячный срок с наступлением бесснежного периода).
Арендатор обязан по результатам приемки (освидетельствования) мест рубок, после получения актов, производить оплату неустоек за нарушения лесохозяйственных требований в срок, указанный в претензионных письмах арендодателя (пункт 4.4.19 Договора).
Пунктом 5.5 Договора стороны установили ответственность исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, взятых по первому разряду такс, без применения норм их снижения.
Согласно подпункту "б" пункта 5.4 Договора за рубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных рубок, арендатор выплачивает 5-кратную стоимость срубленных или поврежденных деревьев, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
В связи с окончанием деятельности по заготовке и вывозке древесины по лесным декларациям представителем Министерства в целях проверки соблюдения условий договора аренды, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, после завершения лесосечных работ проведен осмотр лесосек в 109 квартале Янгозерского участкового лесничества (Тамбичозерского по лесоустройству): выдел 5 делянка 5. Форма рубки: выборочная; вид рубки: рубка спелых и перестойных насаждений.
В ходе осмотра установлено, что на волоках и погрузочных площадках на принимаемых лесосеках большая часть срубленных деревьев скрыта порубочными остатками и закатана заготовительной техникой, определить породный состав и объем фактически вырубленной древесины не представилось возможным.
Для определения разницы в деревьях, подлежащих рубке и фактически вырубленных, был произведен ленточный перечёт вырубленных деревьев на пасеках площадью 24,21 га и 18,03 га. Данные произведенного перечета отражены в ведомостях перечета.
В результате произведенного осмотра лесосек установлено следующее нарушение лесохозяйственных требований:
- рубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочной рубки в объеме 722,414 куб.м.
За указанное нарушение Министерством начислена неустойка в соответствии с подпунктом "б" пункта 5.4 договора аренды в размере пятикратной стоимости срубленных или поврежденных деревьев, исчисленной по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, в сумме 1 052 089 руб. 36 коп.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Компанией обязательств по Договору, Министерство направило в адрес Компании претензию от 25.09.2020 с требованием оплаты неустойки, оставление без удовлетворения которой послужило основанием для обращения Министерством в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования, указав на непредставление Обществом доказательств, свидетельствующих, что им предприняты все возможные меры по контролю над деятельностью подрядчика и иных лиц, а также доказательств того, что контроль по объективным причинам не имелось возможности осуществить.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Частью 3 статьи 16 ЛК РФ предусмотрено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с заготовкой древесины (статья 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Технологический процесс заготовки древесины включает в себя несколько связанных между собой этапов, включая непосредственно работы по валке лесных насаждений, их трелевке до погрузочных площадок и очистке мест рубок от порубочных остатков; завершается заготовка древесины вывозом заготовленной древесины из леса и последующей доочисткой лесосек (раздел IV приложения N 1 к приказу N 367).
В соответствии с пунктом 9 Приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 534 "Об утверждении Правил ухода за лесами" рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, должны осуществляться для достижения следующих результатов: улучшение возрастной структуры и породного состава лесных насаждений; повышение качества и устойчивости лесных насаждений; сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических свойств лесных насаждений; поддержание и восстановление биологического разнообразия лесов; повышение продуктивности насаждений (их ресурсного потенциала); сокращение сроков выращивания технически спелой древесины; рациональное использование ресурсов древесины.
Согласно подпункту "г" пункта 10 указанных Правил в зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений.
В соответствии со статьей 50.1 Лесного кодекса Российской Федерации древесина, полученная при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по их охране, защите, воспроизводству, подлежит учету до ее вывоза из леса. Учет древесины осуществляется юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи. Порядок учета древесины устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1525 утверждены Правила учета древесины, которые в спорном периоде устанавливали порядок учета древесины, полученной при использовании лесов и при осуществлении мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, до ее вывоза из леса.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 названных Правил учет древесины осуществляется юридическими лицами, гражданами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно пункту 3 Правил учет древесины включает: определение объема древесины; определение видового (породного) и сортиментного состава древесины; фиксацию результатов определения объема древесины и видового (породного) и сортиментного состава древесины. Из пункта 5 Правил следует, что определение объема древесины, видового (породного) и сортиментного состава древесины, а также фиксация их результатов осуществляются после рубки лесных насаждений до вывоза древесины из леса.
Сведения об учёте древесины, заготовленной лицами, использующими леса, осуществляющими мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, включаются в отчёты об использовании лесов.
Сравнительный анализ заявленного арендатором в рубку и фактически вырубленного объема и породного состава деревьев позволил Министерству сделать вывод о том, что Обществом приемка работ по заготовке древесины на указанных ранее лесосеках от подрядной организации проведена формально, без выезда на лесосеки и достоверного определения объема фактически вырубленных деревьев, без проверки качества выполнения рубки ухода в натуре.
Вопреки доводам Компании, основанием для предъявления настоящего иска послужило ненадлежащее исполнение обязанностей арендатора по договору аренды N 21-з от 03.12.2008, отсутствие контроля за деятельностью исполнителя при осуществлении рубки лесных насаждений и иных лиц, несоблюдение правил заготовки древесины, которое привело к нарушению условий договора аренды лесного участка, что является основанием для применения гражданской ответственности в виде взыскания договорной неустойки.
Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны свободны в заключении договора, в том числе в части установления неустойки (штраф, пеня). Согласование сторонами в договоре аренды лесного участка условия о применении мер ответственности в случае нарушения стороной договорных обязательств соответствует требованиям статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Подписывая договор аренды лесного участка N 20-з от 03.12.2008, Компания согласилась со всеми его условиями, в том числе с условиями пункта 5.4 о начислении неустойки.
В силу ст.329 ГК РФ неисполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Согласно ст.330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку (штраф, пеня).
Согласно подпункту "б" пункта 5.4 Договора за рубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных рубок, арендатор выплачивает 5-кратную стоимость срубленных или поврежденных деревьев, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Расчет неустойки произведен Министерством на основании условий Договора, судом проверен и признан правильным, Компанией документально не опровергнут.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Компания заявила об уменьшении размера неустойки на основании ст. 333 ГК РФ в связи с ее несоразмерностью.
В соответствии с п.1 ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
Согласно п.73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Компания доказательств в обоснование явной, очевидной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства и возможности получения Министерством необоснованной выгоды не представила.
По своему правовому смыслу неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательства и одновременно мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, которая призвана компенсировать потери кредитора, возникшие в результате ненадлежащего исполнения обеспеченного неустойкой обязательства.
В соответствии с п.75 Постановления N 7 при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что размеры неустоек, подлежащих взысканию с лесопользователей за допущенные ими нарушения лесохозяйственных требований, установлены в размере, необходимом для возмещения ущерба, причиненного лесному фонду, непредставление Компанией доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств, обеспечительный и штрафной характер неустойки, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных ст.333 ГК РФ оснований для уменьшения взыскиваемой суммы неустойки.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.05.2021 по делу N А26-10135/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
С.А. Нестеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-10135/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "ПУДОЖСКОЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: ПАО "ЛЕСОПРОМЫШЛЕННАЯ ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "КАРЕЛЛЕСПРОМ"
Третье лицо: ООО "ВудМастер", ООО "Тимбер Сервис", ОМВД России по Пудожскому району Республики Карелия