город Томск |
|
9 августа 2021 г. |
Дело N А03-999/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И. |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Павлюк Т.В., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зенкина Александра Сергеевича (07АП-4816/2021) на решение от 31.03.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-999/2020 (судья Синцова В.В.) по заявлению государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623), г. Барнаул к индивидуальному предпринимателю Зенкину Александру Сергеевичу (ОГРНИП: 314222524700035, ИНН: 220416665268), г. Барнаул о взыскании задолженности в размере 360 964 руб. 09 коп. излишне перечисленных сумм страховых пособий, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Зенкина Юлия Сергеевна,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заявитель, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Зенкину Александру Сергеевичу (далее - предприниматель, ИП Зенкин А.С.) о взыскании задолженности в размере 360 964 рубля 09 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечена Зенкина Юлия Сергеевна (далее - третье лицо, Зенкина Ю.С.).
Решением суда от 31.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить.
По мнению апеллянта, состоявшийся судебный акт не основан на нормах действующего законодательства и материалах дела.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, Зенкин Александр Сергеевич зарегистрирован в качестве лица, имеющего право осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица 04.09.2014. Основным видом деятельности является - производство электромонтажных работ, так же в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) зарегистрировано еще 10 дополнительных видов деятельности. С 15.11.2017 состоит на учете в Филиале N 1 ГУ - Алтайского РО Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве плательщика страховых взносов регистрационный номер страхователя N 220101353422013, ИНН 220416665268.
27.11.2017 ИП Зенкиным А.С. представлен реестр сведений для выплаты пособия по беременности и родам застрахованному лицу Зенкиной Ю.С., на основании которых филиалом N 1 отделения Фонда произведена выплата пособия по беременности и родам в размере 185 056 рублей 20 копеек по листку нетрудоспособности N 264260418943.
04.07.2018 ИП Зенкиным А.С. был представлен реестр сведений для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Зенкиной Ю. С., на основании которых филиалом N 1 отделения Фонда произведена выплата единовременного пособия при рождении ребенка в размере 18 802 рубля 88 копеек платежным поручением от 12.02.2018 N 395759.
Поскольку основания для отказа Фондом в назначении и выплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком не предусмотрены, то филиал N 1 отделения Фонда за период с 08.03.2018 по 31.12.2018 (10 месяцев) на лицевой счет Зенкиной Ю.С. перечислял ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 16 073 рубля 45 копеек. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком за период с 08.03.2018 по 31.03.2018 (за 24 дня) составил 12 443 рубля 96 копеек.
Общий размер пособия по уходу за ребенком, выплаченного Зенкиной Ю.С. за период с 08.03.2018 по 31.12.2018 составил 157 105 рублей 01 копейка (16073,45 руб. х 9 месяцев + 12443,96 руб.).
В период с 17.06.2019 по 03.07.2019 Фондом проведена выездная проверка страхователя на предмет полноты и достоверности сведений, представленных для обеспечения застрахованных лиц страховым обеспечением за период с 15.11.2017 по 31.12.2018.
По результатам проверки составлен акт выездной проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователем от 12.08.2019 N 149 - ПДС, которым установлено, что в период с 15.11.2017 по 31.12.2018 при назначении и выплате пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством допущены нарушения, а именно: страхователем создана искусственная ситуация, формальный документооборот с целью получения Зенкиной Ю.С. пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
По результатам проведенной проверки 09.09.2019 вынесено решение N 37-ПДС о возмещении излишне понесенных расходов в размере 360 964 рубля 09 копеек.
08.10.2019 в адрес ИП Зенкина А.С. направлено требование от 07.10.2019 N 17 - ПДС о возмещении излишне понесенных расходов в размере 360 964 рубля 09 копеек, однако указанное требование страхователем не исполнено.
Считая, что Фондом излишне понесены расходы на выплату пособия по обязательному социальному страхованию Зенкиной Ю.С. в общей сумме 360 964 рубля 09 копеек, заявитель обратился в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь представил Фонду недостоверные сведения, необходимые для выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, создал искусственную ситуацию по трудоустройству Зенкиной Ю.С. с целью злоупотребления правом на выплату пособия, таким образом, заявленная к взысканию с предпринимателя сумма 360 964 рубля 09 копеек по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) является убытками, понесенными Фондом.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Положениями Федерального закона N 255-ФЗ урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования", выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Согласно пунктам 1, 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ с 01.01.2011 пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в случае, если застрахованное лицо не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.01.2018 N 74 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году" размер единовременного пособия при рождении ребенка составил 18 802 рубля 88 копеек с учетом районного коэффициента.
Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаётся, в том числе уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При этом видом страхового обеспечения, осуществляемого Фондом, является выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком (статьи 1.3, 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком для застрахованных лиц является решение (приказ) работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком (подпункт "а" пункта 57 Порядка). Указанное решение принимается страхователем (работодателем) только после предоставления застрахованным лицом всех необходимых для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком документов.
Статьей 11.2. Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным закона N 81-ФЗ.
С 01.07.2017 страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выплачивается непосредственно территориальным органом Фонда социального страхования РФ.
При наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.
При этом, страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов в установленном порядке представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации, поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия (пункт 3 Положения N 294).
Непосредственная выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления суммы пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. При этом вторая и последующие выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу осуществляются территориальным органом Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается такое пособие (пункт 9 Положения N 294).
Положением N 294 (пункт 8) предусмотрено, что за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации
Как следует из материалов дела ИП Зенкин Александр Сергеевич, зарегистрировавшись 15.11.2017 в качестве страхователя в филиале N 1 Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, 27.11.2017 представил реестр сведений для выплаты пособия по беременности и родам Зенкиной Ю. С., 04.07.2018 ИП Зенкиным А.С. был представлен реестр сведений для выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Зенкиной Ю. С.
На основании представленных страхователем сведений, филиалом N 1 отделения Фонда произведена выплата пособия по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, а так же в период с 08.03.2018 по 31.12.2018 (10 месяцев) на лицевой счет Зенкиной Ю.С. Фонд перечислял ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения выездной проверки у ИП Зенкина А.С. Фондом истребованы (требованием) документы.
В ответ на истребование документов Зенкиным А.С. представлены пояснения: штатное расписание за 2017 и 2018 не велось; оборотно-сальдовые ведомости за 2017-2018 по счетам бух. учета отсутствуют, в связи с тем, что бухгалтерский учет по счетам не ведется; Форма N 2 не ведется (отчет о прибылях и убытках); сводные ведомости по заработной плате и расчетные ведомости по видам начислений и по сотрудникам отсутствуют, в связи с тем, что не было начислений; книга регистрации приказов за 2017,2018 не ведется, производственные приказы отсутствуют; Приказ о приеме на работу Зенкиной Ю.С. отсутствует, принята на основании трудового договора; должностная инструкция юриста отсутствует; табели учета рабочего времени Зенкиной Ю.С. за октябрь-декабрь 2017, январь-декабрь 2018 отсутствует.
На дату 01.07.2019 (дата пояснения) данные документы отсутствовали.
Трудовой договор с Зенкиной Ю.С подписан Зенкиным А.С. 15.10.2017. Дата оформления трудовой книжки Зенкиной Ю.С., а также дата записи о приеме на работу - 15.10.2017.
Согласно трудовому договору с юристом от 15.10.2017 N 01-17 Зенкина Ю.С. принята по совместительству на должность юриста с окладом 11 000 рублей с 15.10.2017 к ИП Зенкину А. С. Трудовой договор с ней подписан Зенкиным А.С. 15.10.2017. Дата оформления трудовой книжки Зенкиной Ю.С., а также дата записи о приеме на работу - 15.10.2017.
В соответствии с производственным календарем на 2017 год, утвержденным Министерством труда и социального развития, 15.10.2017 является выходным днем (воскресенье). Следовательно, трудовой договор с Зенкиной Ю.С. был заключен в день, который являлся выходным днем в целом, так и для Зенкиной Ю.С. в частности.
Приказы о работе в выходные дни, табеля учета рабочего времени за проверяемый период отсутствуют у предпринимателя.
Сделать вывод о режиме работы ИП Зенкина А.С., а также о работе Зенкиной Ю.С. в выходной день 15.10.2017 также не представляется возможным. Кроме того, согласно пункту 1.4 договора датой начала работы Зенкиной Ю.С. является 11.10.2017, что также проверить невозможно.
Штатное расписание не ведется, должностная инструкция Зенкиной Ю.С., принятой на должность "юрист" отсутствует, как и другие документы, позволяющие сделать вывод о реальном исполнении своих обязанностей Зенкиной Ю.С., при проведении проверки страхователем не предоставлены.
Отпуск по беременности и родам Зенкиной Ю.С. начался 19.10.2017. Таким образом, со дня приема предпринимателем работника на работу, до предполагаемой даты родов у Зенкиной Ю.С. оставалось около двух месяцев. Фактически отпуск по беременности и родам начался через три дня с даты оформления трудовых отношений, наличие которых доказывает страхователь.
За период с 15.10.2017 по 18.10.2017 Зенкиной Ю.С. заработная плата за 3 рабочих дня не начислялась, взносы не начислялись, отчетность 4-ФСС за проверяемый период Предпринимателем не сдавалась.
Листок нетрудоспособности по беременности и родам от 19.10.2017 N 264 260 418 943, выданный Зенкиной Ю.С. медицинским учреждением, заполнен медицинским учреждением с использованием программных средств. Записи во всех полях напечатаны медицинским учреждением с помощью принтера, кроме записи (поля) "место работы - наименование организации". Данное поле заполнено от руки.
После того как Зенкина Ю.С. ушла в отпуск по беременности и родам и до настоящего времени ИП Зенкин А.С. юриста на работу не принимал.
Отсутствие Зенкиной Ю.С. в течение длительного периода никак не влияет на производственный процесс, а необходимость выполнения работы по должности "юрист" фактически отсутствует.
До оформления трудовых отношений с ИП Зенкиным А.С., согласно трудовой книжке, Зенкина Ю.С. не работала в течение десяти месяцев. Оформление трудовых отношений с Зенкиной Ю.С. за три дня до наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам) свидетельствует о том, что предприниматель, используя свои полномочия в сфере трудовых отношений, создал искусственную ситуацию по трудоустройству Зенкиной Ю.С. с целью злоупотребления правом на выплату пособия за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, документы в подтверждение права на возмещение расходов по выплате пособия представлены заявителем, вместе с тем, исходя из вышеуказанных нормативных требований, формальное соответствие требованиям законодательства представленных документов не является основанием для возмещения ему спорных расходов, поскольку создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
Юридические лица вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, учитывая, что ситуация связана с возмещением расходов на выплату пособия по беременности и родам, ее разрешение не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о создании заявителем искусственной ситуации по оформлению на работу физического лица для получения средств из Фонда социального страхования.
Формальное соответствие представленных документов требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом вышеуказанных обстоятельствах дела, не свидетельствуют о правомерных действиях предпринимателя, поскольку Зенкина Ю.С. была принята непосредственно перед наступлением страхового случая.
Достоверных и достаточных доказательств, совокупность которых свидетельствовала бы о наличии в трудоустройстве Зенкиной Ю.С. реальной деловой цели, в материалах дела не имеется.
Фактические обстоятельства, перечисленные выше, в своей совокупности указывают на формальные признаки принятия Зенкиной Ю.С. на работу и обоснованно расценены Фондом как искусственно созданная ситуация по приему на работу лица непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения средств Фонда.
При этом выплата пособий за счет средств социального страхования не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. В случае, если работодателем допущены нарушения или злоупотребления при выплате социальных пособий, спорные расходы должны быть произведены за его счет.
Создание искусственной ситуации с целью получения от Фонда социального страхования Российской Федерации средств на обязательное социальное страхование противоречит установленному законом порядку и нормам статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, которыми установлено, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребления правом в иных формах.
Необоснованная выплата Зенкиной Ю.С. пособий означает переложение бремени участия в образовании средств Фонда социального страхования на другие категории граждан, что ведет к нарушению конституционного принципа справедливости общественных интересов (статья 17 Конституции РФ), а также нарушению основного принципа осуществления обязательного социального страхования - устойчивостью финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемой эквивалентностью страхового обеспечения средствами обязательного социального страхования; обязательностью уплаты страхователями страховых взносов (статья 4 Федерального закона N 165-ФЗ).
Вступившим в законную силу решением от 17.08.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу А03- 20760/2019 ИП Зенкину А.С. отказано в удовлетворении заявления к Государственному учреждению Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 о признании недействительным решения от 09.09.2019 N 37-пдс о возмещении излишне понесенных расходов.
Таким образом, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края по делу А03-20760/2019 установлен факт того, что Филиал N 1 при проверке обоснованно пришел к выводу о том, что действия ИП Зенкина А.С. направлены на создание искусственной ситуации для получения средств Фонда социального страхования, а страховщиком излишне понесены расходы по выплате пособий, в общем размере 360 964 рубля 09 копеек.
Излишняя выплата суммы пособия по обязательному социальному страхованию Зенкиной Ю.С. произошла в связи с неправомерными действиями ИП Зенкина А. С., тем самым Фондом излишне понесены расходы сумме 360 964 рубля 09 копеек, в том числе: пособие по беременности и родам в сумме 185 056 рублей 20 копеек; единовременное пособие при рождении ребенка в сумме 18 802 рубля 88 копеек; ежемесячное пособие по уходу за ребёнком в сумме 157 105 рублей 01 копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Материалами дела подтверждается, что страхователь представил Фонду недостоверные сведения, которые необходимы Фонду для выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, создал искусственную ситуацию по трудоустройству Зенкиной Ю.С. с целью злоупотребления правом на выплату пособия.
Расчеты, представленные Фондом, проверены судом и признаны верными.
Заявленная к взысканию с предпринимателя сумма 360 964 рубля 09 копеек по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона N 255-ФЗ является убытками, понесенными Учреждением, на основании изложенного, суд первой инстанции, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Доводы апеллянта направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 АПК РФ и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 31.03.2021 по делу N А03-999/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Зенкина Александра Сергеевича - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Зенкина Александра Сергеевича (ОГРНИП: 314222524700035, ИНН: 220416665268) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2850 (Две тысячи восемьсот пятьдесят) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-999/2020
Истец: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Ответчик: Зенкин Александр Сергеевич
Третье лицо: Зенкина Юлия Сергеевна