город Ростов-на-Дону |
|
10 августа 2021 г. |
дело N А32-1547/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шапкина П.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Матвейчук А.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "РЭО-10" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2021 по делу N А32-1547/2021
по иску МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго"
к ООО "Управляющая компания "РЭО-10"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие г. Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК "РЭО - 10" (далее - ответчик) о взыскании задолженности за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 01.04.2020 по 30.09.2020 в размере 1 073 082,49 руб.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оплате потребленного коммунального ресурса, поставленного в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил заявленные требования, просил взыскать с ответчика задолженность за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 01.04.2020 по 31.08.2020 в размере 764 828,29 руб., пени за период с 01.01.2021 по день фактической оплаты долга. Уточнения приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме, распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой и просил решение суда отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в размере 427 351,83 руб., в удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
В обоснование жалобы ответчик указал, что в связи с тяжелым финансовым положением ответчика и по результатам переговоров сторон по урегулированию спора мирным путем, ответчик согласился на сумму уточненных требований истца при условии, если будет предоставлена отсрочка платежей. Однако, истец отказался от мирового соглашения, и, тем самым, ввел в заблуждение и ответчика, и суд. Таким образом, принимая решение, суд первой инстанции не учел во внимание контррасчет суммы за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) в целях содержания общего имущества, предоставленный ответчиком. По расчетам ответчика стоимость за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) в целях содержания общего имущества (КР СОИ) в разрезе МКД за период фактического потребления с 01.04.2020 по 31.08.2020 составила 733 713 руб. 48 коп. С учетом оплаты за поставленный КР СОИ в пределах норматива за период с 01.04.2020 по 31.08.2020 в размере 306 361 рублей 65 копеек, поступивших от собственников помещений в счет оплаты за услуги по содержанию общего имущества МКД, находящиеся на управлении ответчика, остаток суммы составляет 427 351 руб. 83 коп. Истцом неверно применены нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды, в соответствии с Актами совместных обследований помещений в многоквартирных домах было выявлено, что все дома с изолированными стояками, а в домах по адресам г. Сочи: ул. Донская д. 15а, д. 17, ул. Пасечная д. 18, пер. Строительный д. 2, 2Б, 4, 4а, 7, 9, 11, отсутствуют полотенцесушители.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -АПК РФ).
Посредством электронной подачи документов в арбитражный апелляционный суд через систему "Мой арбитр" от истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражал против доводов ответчика и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От ответчика поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
Лица, участвующие в деле, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, МУП "СТЭ" является ресурсоснабжающей организацией, которая поставляет тепловую энергию потребителям города Сочи, в том числе в многоквартирные жилые дома, расположенные в г. Сочи, находящиеся в управлении ответчика по следующим адресам: ул. Надежная, д. 16, ул. Рязанская, д. 12, ул. Рязанская, д. 6, пер. Донской, д. 20, пер. Донской, д. 22, пер. Строительный, д. 1, пер. Строительный, д. 11, пер. Строительный, д. 12, пер. Строительный, д. 2, пер. Строительный, д. 2Б, пер. Строительный, д. 4, пер. Строительный, д. 4А, пер. Строительный, д. 5, пер. Строительный, д. 7, пер. Строительный, д. 8, пер. Строительный, д. 9, ул. Виноградная, д. 150, ул. Гранатная, д. 16, ул. Донская, д. 102, ул. Донская, д. 106, ул. Донская, д. 15А, ул. Донская, д. 15, ул. Донская, д. 17, ул. Донская, д. 17А, ул. Донская, д. 19, ул. Донская, д. 29Б, ул. Донская, д. 98А, ул. Пасечная, д. 18, ул. Санаторная, д. 21, ул. Санаторная, д. 23, ул. Санаторная, д. 49 корп. 8, ул. Санаторная, д. 55, ул. Санаторная, д. 59, ул. Тимирязева, д. 32 корп. 3, ул. Чехова, д. 19, ул. Чехова, д. 26, ул. Чехова, д. 31, ул. Чехова, д. 33, ул. Чехова, д. 35, ул. Чехова, д. 4.
Согласно сведениям с официального интернет-сайта "Реформа ЖКХ" и интернет-сайта государственной жилищной инспекции Краснодарского края, что также не оспаривается ответчиком, ООО "УК "РЭО - 10" является управляющей компанией указанных МКД.
За период с 01.04.2020 по 31.08.2020 по вышеуказанным домам ответчиком осуществлено потребление горячей воды при использовании и содержании общего имущества в указанных многоквартирных домах на общую сумму 764 828,29 руб., с учетом уточнения требований, что подтверждается актами приема-передачи, счетами-фактурами за указанный период.
Однако ответчиком оплата, за поставленную горячую воду, потребленную на общедомовые нужды, не произведена, в связи с чем, за ним образовалась задолженность в размере стоимости отпущенного коммунального ресурса.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела повторно, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п. 4 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании п. 21.1 Правил N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в МКД, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
В соответствии с п. п. 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Как указал в определении от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 Верховный Суд Российской Федерации сам по себе факт отсутствия договорных отношений не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД.
В соответствии со ст. 161, п. п. 2 и 3 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества МКД и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу МКД; она же принимает от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений п. п. 21, 21 (1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений МКД и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества МКД обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Исходя из вышеизложенного, с 01.01.2017 при управлении МКД управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
В силу изложенного отсутствие между истцом как ресурсоснабжающей организацией и ответчиком как управляющей организацией заключенного в письменной форме договора на поставку горячей воды для целей содержания общего имущества многоквартирных домов, не свидетельствует об обстоятельствах, освобождающих ответчика от обязанности по оплате потребленного коммунального ресурса.
Статьей 541 ГК РФ количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Согласно ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в МКД, определяется в соответствии с п. п. 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилые или в нежилые помещении, и потребляемых в процессе использования и содержания общего имущества в МКД.
В соответствии с ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 9.1 ст. 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с п. 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых, в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Таким образом, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, соответствующие расходы возлагаются на данную организацию даже при наличии прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Разделом VII приложения N 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении, и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с п. 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 приложения N 2 Правилам N 354.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
В Краснодарском крае норматив на подогрев 1 м3 воды утвержден Приказом РЭК - ДЦиТ Краснодарский край от 18.05.2017 N 2/2017-нп, при этом в соответствии с п. 4. указанного приказа нормативы вводятся с 01.06.2017.
Согласно пп. "а" п. 21 (1) Правил N 124 объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении МКД, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу -Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
При этом, положения пп. "а" п. 21 (1) Правил N 124 об объеме коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении от 20.06.2018 N АКПИ18-386 в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги и позволяет устранить несоответствие фактического потребления коммунального ресурса, вызванного невозможностью одновременного снятия показаний со всех приборов учета.
Объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами.
Фактическое потребление объема тепловой энергии и теплоносителя на общедомовые нужды подтверждено истцом представленными ведомостями учета тепловой энергии и теплоносителя для ГВС, а также ведомостями начисления услуг тепловой энергии (горячее водоснабжение и отопление) поквартирно.
Из материалов дела следует и судом обоснованно установлено, между сторонами имелся спор относительно обоснованности применения в расчете норматива расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению по всем МКД.
Совместные акты осмотра системы теплоснабжения и горячего водоснабжения, представленные в материалы дела, подтверждают обоснованность расчета МУП "СТЭ" в части применения норматива "с изолированными стояками".
На основании вышеизложенного, истцом в расчете применен приказ РЭК ДЦиТ Краснодарского края от 18.05.2017 N 02/2017-нп. О внесении изменений в приказ РЭК ДЦиТ от 31.08.2012 года N 2/2012нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае". При открытой системе горячего водоснабжения с наружной сетью для домов с неизолированными стояками применяется норматив 0,066 куб. м при наличии полотенцесушителей, без полотенцесушителей -0,061 куб. м.
Представитель ответчика суду первой инстанции пояснил, что с суммой уточненных исковых требований ООО "УК "РЭО - 10" согласно, однако, обществом в адрес истца направлен проект мирового соглашения. Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и в апелляционной жалобе.
Однако как следует из ходатайства от 27.04.2021 МУП "СТЭ" не заинтересованно в предоставлении ответчику рассрочки платежа в виду завершения процедуры реорганизации юридического лица в форме выделения и уменьшения объема имущества ответчика при выделении нового юридического лица, полагает, что указанные действия приведут к невозможности исполнения мирового соглашения.
Истец настаивает на удовлетворении исковых требований в заявленном размере.
Аналогичная правовая позиция изложена истцом в отзыве на апелляционную жалобу.
Отклоняя доводы ответчика о неправильном расчете, апелляционный суд поддерживает выводу суда первой инстанции относительно того, что совместные акты осмотра системы теплоснабжения и горячего водоснабжения от 21.12.2020 подтверждают обоснованность расчета МУП "СТЭ" в части применения норматива "с изолированными стояками".
Так, из содержания представленных актов усматривается, что в спорных МКД внутридомовые стояки и разводящие трубопроводы контура ГВС и отопления частично без тепловой изоляции (отсутствует или демонтирована).
Более того, апелляционный суд принимает во внимание пояснения истца, согласно которым спорные МКД, находящиеся в управлении ответчика - это дома старше 30 лет.
Из п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков.
Согласно п. 5.1.3 Правил эксплуатации должен проводиться своевременный планово-предупредительный ремонт тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах.
Если трубовопроводы и арматура систем отопления находятся в неотапливаемых помещениях, исправность тепловой изоляции необходимо проверять не реже двух раз в год (5.2.22 Правил эксплуатации).
Однако доказательства, подтверждающие проведение проверок целостности теплоизоляции и работ по ее восстановлению или актов обследование о наличии и соответствии нормативным требованиям данной изоляции, ответчиком не предоставлены.
На основании вышеизложенного, истцом правомерно применен в расчете приказ РЭК ДЦиТ Краснодарского края от 18.05.2017 N 02/2017-нп.
Факт поставки истцом в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, коммунального ресурса в спорный период, подтвержден материалами дела, истцом представлен подробный расчет задолженности, документы в обоснование иска, что подтверждает обоснованность требований истца.
При этом представленный ответчиком контррасчет судом не принимается, поскольку при расчете объема коммунального ресурса, подлежащего оплате, не верно определен норматив нагрева, что противоречит нормам права и материалам дела, а именно представленным актам совместного осмотра.
С учетом изложенного, суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика задолженности за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 01.04.2020 по 31.08.2020 в размере 764 828,29 руб.
Истцом также заявлено о взыскании суммы пени, начисленной на сумму задолженности в размере 764 828,29 руб., за период с 01.01.2021 по день фактической оплаты задолженности.
Согласно ст. 12 ГК РФ взыскание пени является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
На основании ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
В силу п. 65 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате задолженности установлен судом, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, а доказательств наличия обстоятельств освобождения от ответственности ответчиком не представлено, требование истца о взыскании с ответчика законной неустойки заявлено правомерно.
Вместе с тем, суд первой инстанции, ссылаясь на Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), N 2 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.04.2020) (ответ на вопрос 7), нормы постановления Правительства Российской Федерации принято от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", обоснованно указал, что в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежащих начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021 введен мораторий, следовательно, неустойка подлежит начислению с 02.01.2021.
С учетом изложенного требования истца о взыскании суммы пени, начисленной на сумму задолженности в размере 764 828,29 руб., исходя из размера, установленного п. 9.3. ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", за период с 02.01.2021 по день фактической оплаты задолженности, признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Каких-либо доводов о несогласии с указанными выводами суда апелляционная жалоба не содержит (части 5,6 статьи 268 АПК РФ), истец решение суда не обжалует.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины за обращение с апелляционной жалобой относятся на заявителя жалобы в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.05.2021 по делу N А32-1547/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
П.В. Шапкин |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1547/2021
Истец: МУП "СТЭ", МУП города Сочи "Сочитеплоэнерго"
Ответчик: ООО "УК "РЭО-10", ООО "Управляющая компания "РЭО-10"