г. Санкт-Петербург |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А56-1249/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бойко К.Б.
при участии:
от заявителя: Александрова Т.А. (доверенность от 09.11.2020)
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: 1. Чубенко И.С. (доверенность от 13.05.2021), 2. Не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20050/2021) ИП Виноградовой Лидии Владимировны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2021 по делу N А56-1249/2021 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению ИП Виноградовой Лидии Владимировны
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области
3-и лица: 1. Выборгская городская прокуратура; 2. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Виноградова Лидия Владимировна (далее - заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 27.11.2020 N 4365 "Об отмене постановления Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 10.07.2020 N 2325.
Решением от 22.04.2021 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить, указывая, что отмененным оспариваемым постановлением было осуществлено перераспределение земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке ст. 39.27 ЗК РФ, при его осуществлении действующее законодательство нарушено не было, перераспределение могло быть осуществлено на основании решения Администрации, которая осуществляет распоряжение соответствующими земельными участками, в результате произведенного перераспределения общая площадь государственных земель осталась неизмененной.
В судебном заседании представитель Прокуратуры возразил против удовлетворения апелляционной жалобы, представитель Предпринимателя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Администрация, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании обращения ООО "ЛКМ", выполняющего кадастровые работы по уточнению границ земельного участка с кад.N 47:01:0110001:8, принадлежащего на праве собственности Предпринимателю, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 39.28 ЗК РФ, с целью недопущения нарушения прав и законных интересов правобладателя участка с кад.N 47:01:0110001:8 по пользованию и распоряжением земельным участком в полном объеме, ввиду отсутствия правовых обязательств и обременений на земельный участок с кад.N 47:01:011001:89, с целью исключения пересечения границ земельных участков главой Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области принято Постановление от 10.07.2020 N 2325 об осуществлении в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории перераспределения земель, находящихся в государственной собственности, а именно земельного участка с кад.N47:1:0110001:89, площадью 3712 кв.м, по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, МО "город Выборг", г. Выборг, Ленинградское шоссе, рядом с магазином "Вимос", и об образовании земельного участка площадью 1039 кв.м (в том числе: площадь земельного участка с кда.N47:01:0110001:89 -1021 кв.м и площадь земель, находящихся в муниципальной собственности - 18 кв.м)
В результате перераспределения земельный участок с кадастровым номером 47:01:0110001:89 площадью 3712 кв.м., находившийся в муниципальной собственности, прекратил свое существование и образован земельный участок с кадастровым номером 47601:0110001:480, площадью 1039 кв.м., категория земель- земли населенных пунктов, территориальная зона-ТД-3, вид разрешенного использования- размещение коммерческих объектов, не связанных с проживанием населения. С Администраций были согласованы уточненные границы земельного участка с кад.N 47:01:0110001:8.
Выборгской городской прокуратурой совместно с сотрудниками Комитета и Управления Росреестра по Ленинградской области (далее Росреестр) 31.08.2018 проводилась проверка законности использования земельного участка с кад.N 47:01:011001:89, находящегося в муниципальной собственности, по адресу: г.Выборг, Ленинградское шоссе, рядом с магазином "Вимос".
Проверкой установлено, что на части земельного участка 47:01:011001:89 расположены строения: складское помещение, навесы под размещение строительных материалов, правоустанавливающие документы на которые отсутствовали.
Прокуратура Ленинградской области обратилась в Арбитражный суд города Санкт- Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО "Стройторговля" и ИП Виноградовой Л.В. в интересах муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об истребовании земельного участка с кад.N 47:01:011001:89 из чужого незаконного владения (дело NА56-158422/2018), в рамках которого Прокуратуре стало известно, что земельный участок с кадастровым номером N47:01:0110001:89 прекратил свое существование на основании постановления Администрации от 10.07.2020 N2325, принятого с нарушением действующего законодательства.
В связи с чем Прокуратурой вынесен протест от 20.11.2020 N 1-216в-20, по результатам рассмотрения которого постановлением главы Администрации от 27.11.2020 N 4365 постановление от 10.07.2020 N 2325 отменено.
Ссылаясь на то, что принятый ненормативный правовой акт нарушает права Предпринимателя, не соответствует действующему законодательству, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и одновременно с этим законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Вместе с тем заявитель в силу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения его прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26.05.2011 N 739-О-О, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им муниципальный правовой акт в случае несоответствия его требованиям законодательства на дату его принятия.
В соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.
Положениями статьи 11.2 ЗК РФ предусмотрено, что при перераспределении нескольких земельных участков образуются несколько других земельных участков и существование исходного земельного участка прекращается (части 1, 2 статьи 11.2 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно постановлению от 10.07.2020 N 2325 перераспределение земель осуществлялось Администраций на основании ст. 39.28 ЗК РФ, устанавливающей случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно подпункту 3 пункта 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Установив, что соглашение о перераспределении земель с Предпринимателем не заключалось, решения о заключении соглашения либо об отказе в заключении соглашения в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Заключение соглашения о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков находящихся в частной собственности", утвержденным постановлением администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области N 2086 от 03.06.2016 г. (с изм. от 29.01.2019 г.) не принималось, суд первой инстанции пришел к выводу, что при принятии постановления от 10.07.2020 N 2325 были нарушены порядок и процедура, установленные требованиями ЗК РФ о перераспределении земельных участков.
Кроме того, имелись основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка, содержащей недостоверные сведения об исправлении реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка, поскольку границы земельного участка 47:01:0110001:8 не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Ссылка подателя жалобы на то, что фактически перераспределение земельных участков осуществлялось в соответствии со статьей 39.27 ЗК РФ, регулирующей порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованная, поскольку в результате осуществленного перераспределения на части земельного участка, являющегося ранее земельным участком с кад.47:01:0110001:89, расположен объект Предпринимателя, для обслуживания которого сформирован земельный участок с кад.N 47:01:0110001:8 в уточненных границах.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно не установлено наличия оснований для удовлетворения требований заявителя.
При этом, апелляционный суд принимает во внимание, что согласно письму Управления ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 17.12.2020 N 20737 на основании постановления от 27.11.2020 N 4365 не представляется возможным внести изменения в сведения о земельном участке с кад.N 47:01:0110001:480.
Само по себе содержание оспариваемого постановления не свидетельствует об угрозе наступления тех обстоятельств, на которые ссылается Предприниматель.
Предпринимателем не доказано наличие нарушенного права, подлежащего восстановлению предъявлением настоящего заявления.
С учетом изложенного, доводы подателя апелляционной жалобы подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.2021 по делу N А56-1249/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1249/2021
Истец: ИП Виноградова Лидия Владимировна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Выборгская городская прокуратура, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области