10 августа 2021 г. |
Дело N А83-12072/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 10 августа 2021 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Градовой О.Г.,
Кузняковой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
при участии: представителя общества с ограниченной ответственностью "Реал-Веб Крым" - Гребенюка Егора Владимировича, доверенность от 24.08.2020 б/н, в отсутствии заинтересованного лица и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 декабря 2020 года по делу N А83-12072/2020 (судья Авдеев М.П.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Реал-Веб Крым к Муниципальному казенному учреждению Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципального унитарного предприятия Муниципального образования городской округ Симферополь Республика Крым "Киевский Жилсервис" об оспаривании ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Реал-Веб Крым" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) с заявлением о признании незаконным решения Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым об отказе в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, оформленное письмом за исх. N 8660/40/05-09 от 21.05.2020 и обязании Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым совершить действия, порядок и сроки которых определены в Федеральном законе от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению ООО "Реал-Веб Крым" о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Симферополь, ул. Стахановцев, 3.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, ООО "Реал-Веб-Крым" непрерывно владеет и пользуется нежилым помещением по ул. Стахановцев, 3 в г. Симферополе с 2007 года на основании типового Договора аренды нежилых помещений, принадлежащих коммунальной собственности г. Симферополя N 47/5 от 01.08.2007, а впоследствии и заключенного с Администрацией города Симферополя Республики Крым на новый срок, договора аренды нежилых помещений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым N 420 П/А от 21.10.2019.
18.05.2020 за исх. N 48 ООО "Реал-Веб Крым" обратилось с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Муниципальным казённым учреждением Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым 21.05.2020 за исх. N 8660/40/05-09 Обществу было отказано в приобретении арендованного имущества. В этой связи, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.12.2020, заявленные требования ООО "Реал-Веб Крым" были удовлетворены полностью.
Не согласившись с указанным судебным актом, Муниципальное казенное учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.12.2020 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции является незаконным и при его вынесении судом первой инстанции не в полном объёме были выяснены обстоятельства по делу, неправильно применены нормы материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением и.о. Председателя Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 г. была произведена замена судей Приваловой А.В. и Кравченко В.Е. на судей Градову О.Г. и Кузнякову С.Ю. в составе суда в связи с их нахождением в отпусках.
В судебном заседании представитель ООО "Реал-Веб Крым" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители иных участников в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд рассмотрел апелляционную жалобу без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
Законность и обоснованность решения от 16 декабря 2020 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из статьи 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Согласно пункту 2.1.4. Приложение 33, положения о Муниципальном казенном учреждении Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, утвержденного решением 22-ой сессии Симферопольского городского совета от 25.06.2015 N 286 (далее - Департамент) задачами Департамента являются, в том числе и обеспечение полномочий Администрации по организации и проведению приватизации объектов муниципальной собственности городской округ Симферополь.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Департамент при принятии оспоренного Заявителем решения в виде отказа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, оформленного письмом в адрес ООО "Реал-Веб Крым" за исх. N 8660/40/05-09 от 21.05.2020, действовал в рамках предоставленных ему полномочий. Основанием принятия Департаментом этого решения послужило нарушение ООО "Реал-Веб Крым" требований статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ, а именно: ООО "Реал-Веб Крым" не владеет непрерывно арендованным имуществом более двух лет, о чём якобы свидетельствовал договор аренды от 21.10.2019.
Между тем, по мнению коллегии судей указанное основание для отказа Департаментом в реализации преимущественного права на приобретение ООО "Реал-Веб Крым" арендуемого имущества, не соответствует фактическим обстоятельствам, что и было установлено судом первой инстанции.
Так, из материалов дела следует, что последний договор аренды нежилых помещений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, расположенных по адресу: г. Симферополь, ул. Стахановцев, 3 под N 420 П/А, Заявитель заключил 21.10.2019 с Администрацией города Симферополя Республики Крым на новый срок, что усматривается из преамбулы этого договора, а общая площадь арендуемых помещений составляет 124,5 м кв.
Данному событию хронологически предшествовало следующее.
Согласно решения Исполнительного комитета Киевского районного совета города Симферополя АР Крым N 154/2 от 24.07.2007 было решено передать в аренду ЧП "Реал-Веб" нежилое помещение по ул. Стахановцев, 3 в г. Симферополе общей площадью 124,5 м.кв., о чем нужно было оформить документы с КП "ЖЭО Киевского района г. Симферополя".
В связи с указанным, 01.08.2007 между ЧП "Реал-Веб" и Коммунальным предприятием "Жилищно эксплуатационное объединение Киевского района г. Симферополя", действавшего на основании контракта с Фондом коммунального имущества Симферопольского городского совета, был заключен Типовой договор аренды нежилых помещений, принадлежащих коммунальной собственности г. Симферополя N 47/5, которые были переданы по акту приема-передачи имущества от 01.08.2007 года (далее - Договор аренды N47/5) со сроком действия до 01.08.2008.
В дельнейшем срок аренды по этому Договору ежегодно, в течении нескольких лет продлевался на основании решений Исполнительного комитета Киевского районного совета города Симферополя АР Крым, следствием чего были подписаны Сторонами Дополнительные соглашения: от 22.09.2008 и 30.09.2008; от 27.10.2009; от 21.09.2010; от 17.10.2011; от 31.01.2012 и 27.11.2012; от 29.10.2013 (приобщены в дело).
Письмом Коммунального предприятия "Жилищно эксплуатационное объединение Киевского района г. Симферополя" за исх.N 5ж.1-10/805 от 10.09.2014, Заявитель был уведомлен о действительности аренды помещений.
Впоследствии, на основании решения сессии Симферопольского городского совета РК N 120 от 10.12.2014 Коммунальное предприятие "Жилищно эксплуатационное объединение Киевского района г. Симферополя" было переименовано в муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис".
В этой связи Дополнительным соглашением от 29.12.2014 была изменена преамбула Договора аренды N 47/5 и Сторонами Договора стали МУП МОГО Симферополь Республики Крым "Киевский Жилсервис" (далее - МУП "Киевский Жилсервис"), а также ООО "Реал-Веб Крым".
В свою очередь, дополнительными соглашениями от 30.12.2015 и 02.01.2016 срок аренды был продлен до 01.07.2016 на основании решения 35-ой сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым N 573 от 28.12.2015, "О внесении изменений в решение 15-ой сессии 1 созыва Симферопольского городского совета Республики Крым N 218 от 13.03.2015" "Об утверждении Порядка предоставления в аренду муниципального имущества муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Кроме того, письмом МУП "Киевский Жилсервис" за исх.N 5ж.1-12/1249 от 25.07.2016 ООО "Реал-Веб Крым" было уведомлено о процедуре поэтапной передачи всего имущества, балансодержателем которого был еще КП ЖЭО "Киевского района", а впоследствии МУП "Киевский Жилсервис", в казну города Симферополя, а также о продолжении осуществления арендных платежей за пользование объектами недвижимости до принятия соответствующего решения Администрацией города Симферополя.
На основании указанного, а также руководствуясь положениями части 2 статьи 621 ГК РФ, учитывая, что арендатор продолжал пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (часть 2 статьи 610 ГК РФ).
При этом, соответствующие договорные обязательства ООО "Реал-Веб Крым" исполнял надлежаще, соответствующие арендные платежи осуществлялись своевременно, что усматривается из справки, актов сверки взаимных расчетов, копии платежных поручений на оплату арендных платежей за период с января 2015 года по ноябрь 2019 года на основании счетов, выставляемых МУП "Киевский Жилсервис", о чём говорит также отсутствие претензий со стороны арендодателя и собственника недвижимости за все время пользования помещением.
Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 ноября 2009 г. N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" даны следующие разъяснения: Согласно пункту 1 указанного Информационного письма, при применении положений статьи 3 Федерального закона N 159-ФЗ арбитражным судам следует иметь в виду, что субъект малого или среднего предпринимательства пользуется правом на приобретение только при условии, что он является арендатором по договору аренды недвижимого имущества.
В свою очередь пунктом 6 вышеназванного Информационного письма предусмотрено, что согласно статье 3 Федерального закона N 159-ФЗ для возникновения права на приобретение имущества, арендованное недвижимое имущество должно находиться непрерывно во временном владении и (или) временном пользовании субъектов малого или среднего предпринимательства в течение двух и более лет до дня вступления в силу Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества. Исходя из фактических обстоятельств дела временное владение и (или) временное пользование арендатором недвижимым имуществом, может рассматриваться судом как непрерывное и при наличии незначительного промежутка времени между прекращением одного договора аренды данного имущества и заключением последующего договора его аренды при условии, что в течение этого времени арендатор продолжал пользоваться недвижимым имуществом и возражения арендодателем не заявлялись.
Кроме того, о признании со стороны Администрации города Симферополя действующими правоотношения аренды помещений, свидетельствует разрешение, предоставленное ООО "Реал-Веб Крым" на заключение с ресурсоснабжающими организациями непосредственных договоров на предоставление водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, а также иными ресурсами (разрешительное письмо за исх.N 34241/40/05-09 от 28.12.2018).
При этом, коллегия судей установлено, что ООО "Реал-Веб Крым" является субъектом малого и среднего предпринимательства, о чем 04.06.2014 была внесена запись в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Сам объект аренды согласно Кадастрового паспорта от 19.05.2015 N 90-02/2015-134455, представляет собой нежилое помещение, расположенное в цокольном этаже литеры А по ул. Стахановцев, 3 в г. Симферополе и составляют 124.5-м.кв (кадастровый номер 90:22:010221:345). Право собственности, на него зарегистрировано в ЕГРН за муниципальным образованием городской округ Симферополь Республики Крым 16.09.2016 под N 90-90/016-90/016/978/2016-2165/1, что в свою очередь послужило основанием для заключения 21.10.2019 между Администрацией города Симферополя Республики Крым и "Реал-Веб Крым" на новый срок Договора аренды нежилых помещений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, расположенных по адресу: г. Симферополь, ул. Стахановцев, 3 под N 420 П/А, договор был зарегистрирован в ЕГРН 24.12.2019 под N 90:22:010221:345-90-090/2019-2.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ООО "Реал-Веб Крым" на момент подачи соответствующего заявления, полностью соответствовало и выполнило статью 3 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства, при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности, пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом, такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;
3) утратил силу с 1 июля 2013 года;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
5) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно статьи 4 Федерального закона N 159-ФЗ, уполномоченный орган в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона.
В течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
Между тем, основываясь на субъективной оценке установленных Федеральным законом N 159-ФЗ критериев соответствия требованиям, предъявляемым добросовестно, непрерывно в течение двух и более лет владеющими арендованным ими имуществом, пожелавшим возмездно приобрести это имущество в свою собственность, заинтересованное лицо безосновательно, по мнению судебной, коллегии отказало Обществу-заявителю в этом праве.
При этом, коллегия судей признаёт безосновательным довод апелляционной жалобы, касающийся ссылки на необходимость проведения конкурсных процедур при отчуждении муниципальной собственности арендатором, учитывая приоритет применения норм специального законодательства по отношению к общим нормам, каковым является ФЗ N 159 по отношению к ФЗ N 125 "О конкуренции".
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 декабря 2020 года по делу N А83-12072/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения Департамента развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Карев А. Ю. |
Судьи |
Градова О. Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12072/2020
Истец: ООО "РЕАЛ-ВЕБ КРЫМ"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СИМФЕРОПОЛЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МУП МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "КИЕВСКИЙ ЖИЛСЕРВИС"