город Москва |
|
11 августа 2021 г. |
дело N А40-40181/21 |
Резолютивная часть постановления оглашена 09.08.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Макляк Т.Н.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-40181/21,
по заявлению Макляк Т.Н.
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве
третье лицо: ООО "Бастон" в лице конкурсного управляющего Кузнецова А.И.
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Тихомиров Д.А. по доверенности от 23.09.2020;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2021 в удовлетворении заявленных Макляк Т.Н. требований о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 15.05.2018 N 1187746478347 о государственной регистрации ООО "Бастон", о государственной регистрации юридического лица при создании - ООО "Бастон", в связи с его несоответствием Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и к немедленному исполнению; обязании Межрайонной ИФНС N 46 по г. Москве внести в ЕГРЮЛ запись о недействительности записи, внесенной в реестр в связи с принятием в отношении ООО "Бастон" решения от 15.05.2018 N 1187746478347 о государственной регистрации юридического лица при создании, отказано.
Макляк Т.Н. не согласившись с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель и конкурсный управляющий ООО "Бастон" (третье лицо) в судебное заседание не явились, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель налогового органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что ею 03.02.2021 получено определение Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-289878/19-157-361Б, из которого следует, что 15.05.2018 в Межрайонную ИФНС России N 46 по г. Москве подано заявление о государственной регистрации ООО "Бастон" (ОГРН 1187746478347, ИНН 7727348080).
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 09.02.2021 N 06-18/01626_З@ в Едином государственном реестре юридических лиц на имя Макляк Т.Н. имеется информация как об учредителе/руководителе юридических лиц: ООО "Орфей" ОГРН 1187746458569 - исключена из ЕГРЮЛ за недостоверностью сведений, ООО "Колиас" ОГРН 1187746477698 - исключена из ЕГРЮЛ за недостоверностью сведений и ООО "Бастион" ОГРН 1187746478347 - в отношении данного юридического лица открыто конкурсное производство, истец привлечен к субсидиарной ответственности.
Из содержания письма налогового органа усматривается, что заявление о регистрации ООО "Бастон" подписано электронной подписью, которая удостоверялась АО "Калуга Астрал", расположенного по адресу: Калуга, пер. Теренинский, дом 6.
10.02.2021 Макляк Т.Н. обратилась в АО "Калуга Астрал" с заявлением об аннулирование (отзыв) сертификата ключа электронной подписи и заявление об отзыве персональных данных, согласно ответу, которого от 11.02.2021 выполнить аннулирование квалифицированного сертификата невозможно, поскольку срок действия сертификата истек 25.04.2019.
На адвокатский запрос от 11.02.2021 N 30/21 АО "Калуга Астрал" в письме от 19.02.2021 сообщено о том, что пакет документов на изготовление электронной цифровой подписи от имени Макляк Т.Н. подано ООО "Технодрайв" 7733188469/773301001, документы содержали ИНН, СНИЛС, паспорт и заявление от 24.04.2018, при этом доверенность от заявителя не представлена, поскольку не подавалась с пакетом документов, более того 14.06.2019 - в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении юридического лица - ООО "Технодрайв" в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности.
Заявитель указывает на то, что с заявлениями в АО "Калуга Астрал" или ООО "Технодрайв" лично от себя либо по его поручению или по доверенности на создание и выдачу сертификата ключа электронной подписи не обращалась; заявлений и документов на регистрацию ООО "Бастон" не подавала, в том числе в электронном виде, подписанные электронно-цифровой подписью и иным способом; учредительных документов ООО "Бастон" не подписывала; выпуск усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания заявления и учредительных документов с последующей передачей инспекции не заявляла.
Макляк Т.Н. обратилась в ОМВД России по району Южное Тушино г. Москвы с заявлением о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (получено адресатом 15.02.2021).
Дополнительно направлен адвокатский запрос от 11.02.2021 N 31/21 в УМВД России по г. Калуге о проведении проверки в отношении АО "Калуга Астрал" по признакам преступления, предусмотренного ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации, поскольку ЭЦП изготовлена без доверенности от заявителя.
Посчитав отказ налогового органа внести запись в ЕГРЮЛ о прекращении юридического лица ООО "Бастон" в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о недостоверности незаконным, Макляк Т.Н. обратилась с настоящим заявлением в суд.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителя инспекции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц н иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Законом.
Статьей ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрен перечень документов, необходимых для предоставления в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица.
В соответствии с абз. 1 п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Из материалов дела следует, что 10.05.2018 в инспекцию в электронном виде (номер заявки - U01805103076175) Макляк Т.Н. обратилась с заявлением по форме N Р11001 для государственной регистрации юридического лица ООО "Бастон" при создании (вх. N 256564А).
15.05.2018 по результатам рассмотрения комплекта документов инспекцией принято решение N 256564А о государственной регистрации юридического лица ООО "Бастон".
В соответствии с п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом.
Согласно п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, посредством проведения мероприятий, указанных в п. 4.2 данной статьи.
Основания, условия и способы проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий, утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
В силу п. 4 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.
Названные механизмы защиты интересов заинтересованных лиц подлежат применению с учетом предусмотренных законом гарантий лиц, чьи права затрагиваются в связи с предстоящим включением данных в ЕГРЮЛ.
К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати и размещение в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы.
Учитывая открытость данной информации и отсутствие обязанности регистрирующего органа информировать заинтересованных лиц иным способом о предстоящем включении данных в ЕГРЮЛ, заявитель и иные заинтересованные лица вправе были самостоятельно отслеживать информацию об ООО "Бастон" и принимаемых регистрирующим органом решениях о государственной регистрации в отношении ООО "Бастон", представлять возражения в соответствии с п. 4 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На момент рассмотрения документов за вх. N 256564А от 10.05.2018, у инспекции обоснованных сомнений в их достоверности не имелось.
Для государственной регистрации ООО "Бастон" при создании представлены все необходимые документы.
Предусмотренные п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, у инспекции отсутствовали.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии требования Закона государственной регистрации создания ООО "Бастон"".
Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующим органом в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в п. 6 ст. 9 настоящего Федерального закона.
Приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения, указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ", которым, в том числе, утверждено заявление налогового органа о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (Форма N Р34002).
В силу п. п. 4.2, 6 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 4.3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в п.4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 4 Оснований, условий и способов проведения, указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@, основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Регистрирующий орган в силу подп. "а" п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ наделен полномочиями проводить проверку достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, в частности, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа.
06.02.2021 в налоговый орган (вх. N 018393) поступило интернет-обращение Макляк Т.Н., которой указано на то, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ об учредителе (участнике) ООО "Бастон" Макляк Т.Н. являются недостоверными, в связи с непричастностью к деятельности ООО "Бастон".
В ходе рассмотрения заявления налоговым органом проведены мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, в части сведений об учредителе (участнике) ООО "Бастон" Макляк Т.Н., в том числе путем направления уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ), по результатам которых в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН N 2217702479685 от 29.03.2021 о недостоверности сведений о Макляк Т.Н. как об учредителе (участнике) ООО "Бастон".
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации данные государственной регистрации юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ исходит из принципа официальности, достоверности и актуальности сведений, включенных в реестр, имеющих общедоступный характер (ст. ст. 4, 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, ст. ст. 3, 13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 N4 9-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
В связи с внесением в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о заявителе как об учредителе (участнике) ООО "Бастон", данные сведения приобрели статус информации, которой третьи лица обязаны руководствоваться, и напротив, не вправе рассматривать, как соответствующие действительным обстоятельствам.
Признание недействительным основного государственного номера юридического лица, как способа прекращения правоспособности юридического лица, законом не предусмотрено.
Подпунктом "и" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрено, что в ЕГРЮЛ в качестве способов прекращения юридического лица могут быть указаны: реорганизация, ликвидация, исключение из реестра по решению регистрирующего органа.
Такого способа прекращения юридического лица, как признание недействительной государственной регистрации (недействительной записи о создании) юридического лица законодательство не предусматривает.
Основания ликвидации юридического лица предусмотрены ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
При этом исходя из положений ст. 21.1, п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации исключение юридического лица из ЕГРЮЛ, как недействующего, в административном порядке или же обращение в суд с требованием о его ликвидации, является правом, а не обязанностью регистрирующего органа (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 310-ГК16-16934).
При рассмотрении требования о признании недействительным решения о государственной регистрации, оценке подлежит решение регистрирующего органа на предмет соответствия его нормам Закона о регистрации, а не решение общего собрания (единственного участника) общества. Исследование обстоятельств принятия решения общим собранием участников (единственным участником) не входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения регистрирующего органа.
По избранному заявителем способу защиты прав и законных интересов в виде оспаривания ненормативных правовых актов регистрирующего органа не применяются нормы корпоративного законодательства, касающиеся законности решений общества, поскольку законность действий по государственной регистрации устанавливается в соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В данном случае только после признания судом недействительными соответствующих решений общества, возможно признание недействительными и решений регистрирующего органа о государственной регистрации, на основании которых в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи.
Вместе с тем самостоятельных требований о признании недействительными решений общего собрания участников (единственного участника) или сделок надлежащим Макляк Т.Н. к надлежащему ответчику не предъявлялось.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, обжалуемое решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2021 по делу N А40-40181/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40181/2021
Истец: Макляк Татьяна Николаевна
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: ООО "БАСТОН"