город Ростов-на-Дону |
|
10 августа 2021 г. |
дело N А32-54722/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нарышкиной Н.В.,
судей Глазуновой И.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якименко А.С.
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация-10" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2021 по делу N А32-54722/2019 по иску муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" (ОГРН 1022302953947, ИНН 2320033802) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация - 10" (ОГРН 1062320040166, ИНН 2320141212) о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец, МУП "СТЭ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация-10" (далее - ответчик, ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация-10", общество) о взыскании расходов на установку общедомовых (коллективных) приборов учета за период предоставления рассрочки с 01.09.2017 по 31.01.2019 в размере 294 344,22 руб., процентов за рассрочку оплаты расходов за установку общедомовых (коллективных) приборов учета 01.09.2017 по 31.01.2019 в размере 67 482,72 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2021 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе ответчик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. По мнению ответчика, при расчете задолженности истец должен руководствоваться общей площадью жилых и нежилых помещений в соответствии с технической документацией; истцом в расчете указаны услуги, которые фактически не были выполнены либо услуги указаны дважды. Истцом не представлены надлежащие доказетлсьтва несения расходов, в том числе, платежные документы, подтверждающие оплату истцом расходов, понесенных при установке ОДПУ.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Стороны извещены надлежащим образом, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу решения ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Муниципальное унитарное предприятие г. Сочи "Сочитеплоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, которая поставляет тепловую энергию потребителям г. Сочи, в том числе в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Сочи, ул. Надежная, д. 16, пер. Донской, д. 20, пер. Строительный, д. 1, 11, ул. Гранатная д. 16, ул. Донская, д. 106, 15 лит. А, 17, ул. Пасечная, д. 18, ул. Санаторная, д. 21, 59, ул. Чехова, д. 31 (49-96), 33 (1-48), 33 (49-96), 35 (1-48).
В срок до 01.07.2012 общедомовые приборы учета тепловой энергии в указанных жилых домах не были установлены ни собственниками, ни управляющей компанией, в связи, с чем истец самостоятельно установил общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии.
В целях досудебного урегулирования спора, 04.06.2019 в адрес ответчика направлена претензия N 02-5862/19 от 27.05.2019 с требованием погасить образовавшуюся задолженность.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Пунктом 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в пункте 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 7 Правил N 491 следует, что в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В подпункте "ж" пункта 10 Правил N 491 установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
В данном случае, управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
Как установлено судом первой инстанции, дома, расположенные по адресам: г. Сочи, ул. Надежная, д. 16, пер. Донской, д. 20, пер. Строительный, д. 1, 11, ул. Гранатная д. 16, ул. Донская, д. 106, 15 лит. А, 17, ул. Пасечная, д. 18, ул. Санаторная, д. 21, 59, ул. Чехова, д. 31 (49-96), 33 (1-48), 33 (49-96), 35 (1-48), находится в управлении ответчика, что подтверждается сведениями с сайта Реформа ЖКХ: https://www.reformagkh.ru/.
Сведения об общей площади помещений и о собственниках жилых и нежилых помещений подтверждаются прилагаемыми к иску выписками из ЕГРН и сведениями сайта "Реформа ЖКХ" (www.reformagkh.ru).
В рамках договора N 43 ГУП/Ю/12-343/242 от 03.12.2012 года ГУП КК "Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ" была предоставлена в МУП "СТЭ" информация относительно площади всех жилых помещений, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов. Данная информация необходима для проведения начислений за коммунальные услуги в отношении всех потребителей (абонентов) в связи с реализацией собственниками спорного многоквартирного дома права на оплату коммунальных услуг напрямую в ресурсоснабжающую организацию МУП "СТЭ" (п. 7.1. ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона N 358-ФЗ от 28.11.2015, данная норма 03.04.2018 г. утратила силу)).
Вышеуказанное обстоятельство дает право истцу осуществлять ведение всех лицевых счетов для начислений платы за коммунальные услуги посредством заключения договоров ресурсоснабжения, а также актуализации сведений относительно площади помещений МКД. Данное обстоятельство подтверждено материалами дела (договор ресурсоснабжения с Ответчиком) и стороной не оспаривается.
В связи с проведением собственниками жилых помещений в соответствии с нормами жилищного законодательства перепланировок, актуализации сведений в БТИ, изменяется площадь жилых помещений многоквартирного дома, которая подтверждается техническими паспортами на помещение (кадастровый паспорт), в последующем выписками из ЕГРН. В соответствии с указанными документами актуальная информация вносится в лицевые счета абонентов, которая в последующем используется при начислении платы за соответствующий коммунальный ресурс.
Таким образом, исходя из абз. 2 п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 15.12.2018) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" и п. 1 ст. 37 ЖК РФ, МУП "СТЭ" произвело расчет задолженности за установку общедомовых (коллективных) приборов учета с учетом площадей, содержащихся в справках БТИ и выписках из ЕГРН.
Расходы истца по установке узла учета горячего водоснабжения и узла учета тепловой энергии (на отопление) в домах управляемых ответчиком подтверждаются справками о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, актами о приемке выполненных работ по форме КС-2, договорами на установку приборов учета тепловой энергии с подрядной организацией ООО "ИТЦ", локальными сметными расчетами с подрядной организацией ООО "ИТЦ".
Действия истца по осуществлению принудительной установки общедомовых (коллективных) приборов учета и последующий ввод их в эксплуатацию в соответствии с Законом N 261-ФЗ является вынужденной мерой реагирования ввиду неисполнения обязанности по оснащению МКД ОДПУ ни собственниками, ни управляющей организацией.
Законом N 261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников возместить ресурсоснабжающей организации расходы по установке ОДПУ в полном объеме. При этом законом не предусмотрен порядок согласования ресурсоснабжающей организацией с собственниками, не исполнившими своих обязанностей по установке ОДПУ, условий договора подряда на проведение работ по установке ОДПУ, в том числе стоимость таких работ (данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.03.2021 по делу N А56-137054/2019).
С учетом изложенного, у общества имеется обязанность возместить расходы предприятия, связанные с установкой приборов учета в спорных МКД.
Доводы жалобы о том, что предприятие при расчете задолженности применило неверные площади, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку истцом произведен расчет с учетом площадей, содержащихся в справках БТИ и выписках ЕГРН. Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, ответчик заблуждается, указывая на неверное указание площадей используемых в расчете истца. В данном случае предприятие общество обязано оплатить задолженность по установке приборов учета в многоквартирных домах. Размер задолженности общества зависит только от суммы платежей с наступившим сроком, исчисленной от общей суммы затрат на установку приборов учета, и суммы, уже фактически оплаченной собственниками помещений (постановление АС Северо-Кавказского округа от 03.09.2019 по делу N А32-509/2018).
Доводы общества со ссылкой на непредставление истцом доказательств несения расходов отклоняются судебной коллегией как противоречащие материалам дела. Так истцом к исковому заявлению были приложены в доказательство фактического несения расходов перед ООО "Инженерно-технический центр" за установку спорных приборов учета договора подряда, платежные поручения и справки по форме КС-2, КС-3.
Рассматривая требования истца в части взыскания процентов, начисленных в связи с предоставлением рассрочки в размере 67 482,72 руб., суд первой инстанции исходил из следующего.
Пунктом 38 (1) Правил N определено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце 2 пункта 38 (1) Правил N 491, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
В соответствии с абзацем 2 пункта 38 (1) Правил N 491 счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Пунктом 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ определено, что граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных пунктами 5 - 6.1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Исходя из вышеуказанных норм действующего законодательства, сумма ежемесячного платежа, в том числе основного долга и рассрочки оплаты расходов на установку приборов учета, производится аннуитетными платежами.
Понятие аннуитетного платежа определено в пункте 2.2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации", где указано на то, что он представляет собой ежемесячно выплачиваемую сумму, которая включает полный платеж по процентам, начисляемым на остаток основного долга, а также часть самого кредита, рассчитываемую таким образом, чтобы все ежемесячные платежи при фиксированной процентной ставке были равными на весь кредитный период.
В материалы дела истцом предоставлены распечатки данных плана оплат за предоставление рассрочки по установке ОДПУ. В указанной распечатке в графе "Итого к оплате" указана сумма аннуитетного платежа (остается неизменной на весь период оплаты).
В каждом последующем месяце сумма ежемесячного платежа остается неизменной, при этом составляющая в части процентов за рассрочку (графа "Платеж по процентам" в распечатке данных плана оплат за предоставление рассрочки по установке ОДПУ) ежемесячно уменьшается, а составляющая в части стоимости установки ОДПУ (графа "Платеж по основному долгу" в распечатке данных плана оплат за предоставление рассрочки по установке ОДПУ) ежемесячно увеличивается, т.е. потребитель оплачивает общую сумму стоимости установки ОДПУ и процентов в течение 60 месяцев равными долями.
Судом первой инстанции и апелляционным судом представленный истцом расчет процентов проверен и признан правильным. Ответчиком контррасчет процентов в материалы дела не представлен, арифметическая и методологическая правильность произведенного истцом расчета не опровергнута.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании с ответчика в пользу истца процентов, начисленных в связи с предоставлением рассрочки, в размере 67 482,72 руб.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2021 по делу N А32-54722/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Нарышкина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-54722/2019
Истец: МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго"
Ответчик: ООО "УК "РЭО-10", ООО "Управляющая компания "Ремонтно-эксплуатационная организация-10"