г. Владивосток |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А59-1052/2021 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи И.С. Чижикова,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области,
апелляционное производство N 05АП-3949/2021
на решение от 11.05.2021
судьи Т.С. Горбачевой
по делу N А59-1052/2021 Арбитражного суда Сахалинской области,
принятое в порядке упрощённого производства
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" городского округа "Город Южно-Сахалинск" (ОГРН 1046500626765, ИНН 6501149732)
к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (ОГРН 1026500532002, ИНН 6501026201)
о взыскании задолженности за оказанные услуги по содержанию общего имущества МКД за период с 01.06.2020 по 31.01.2021 года в размере 112 068,48 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" городского округа "Город ЮжноСахалинск" (далее - истец, МУП "ЖЭУ N10") обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Сахалинской области (далее - ответчик, УФСИН России по Сахалинской области) о взыскании задолженности за оказанные услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.06.2020 по 31.01.2021 в размере 122 068,48 рублей, судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 362 рубля.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" исковое заявление принято к производству и дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства без вызова сторон.
Определением суда от 05.04.2021 года судом принято заявление муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление N 10" городского округа "Город Южно-Сахалинск" об уменьшении размера исковых требований до суммы 112 068,48 рублей.
Решением суда от 11.05.2021, вынесенным в виде резолютивной части решения в соответствии с частью 1 статьи 229 АПК РФ, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора. Также указывает на то обстоятельство, что уточненный расчет исковых требований в адрес ответчика не поступал. По утверждению апеллянта, в адрес ответчика не поступало документов на оплату спорной задолженности, в связи с чем последний не имел возможности своевременно исполнить свои обязательства. Кроме того, заявитель полагает необоснованным возложение на ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины, от уплаты которой он освобожден в силу закона.
В установленный апелляционным судом срок отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам в порядке части 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Кроме того, апелляционный суд учитывает, что 15.06.2021 судом первой инстанции в связи с поступлением апелляционной жалобы изготовлено мотивированное решение по настоящему делу, и рассматривает апелляционную жалобу как поданную на судебный акт, изготовленный в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании постановления администрации города Южно-Сахалинска от 27.08.2019 N 2598-па "Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых открытый конкурс по отбору управляющей организации признан несостоявшимся" (далее - постановление) в связи с несостоявшимся открытым конкурсом по отбору управляющей организации от 10.07.2019, МУП "ЖЭУ N10" определено управляющей организацией для управления, в том числе, многоквартирным домом N 295А, расположенным по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина.
УФСИН России по Сахалинской области владеет на праве оперативного управления помещением, расположенным в многоквартирном доме по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, д. 295А площадью 797,3 кв.м.
В период с 01.06.2020 по 31.01.2021 МУП "ЖЭУ N 10" оказывало услуги по содержанию и ремонту общего имущества вышеупомянутого МКД.
Плата за указанные услуги, приходящиеся на долю принадлежащего ответчику помещения, истцу не внесена.
14.01.2021 МУП "ЖЭУ N 10" в адрес УФСИН России по Сахалинской области направлена претензия N 10-21 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемыми уточненными требованиями.
Признавая обоснованными исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно нормам статей 153, 154, 158 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Исходя из смысла норм статей 210, 296 ГК РФ и правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу пункта 31 Правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 491 содержания общего имущества в МКД собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
На основании части 5 статьи 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома этой управляющей организации.
МУП "ЖЭУ N 10" управляет многоквартирным жилым домом на основании постановления администрации г. Южно-Сахалинска от 27.08.2019 N 2598-па. Этим же постановлением утвержден тариф на содержание данного дома - 17,57 рублей за 1 кв.м. в месяц.
С учетом верного применения указанных норм судом первой инстанции сделан вывод о наличии у ответчика как собственника спорного помещения обязанности участвовать совместно с другими собственниками в расходах на содержание общего имущества многоквартирного дома, а при отсутствии доказательств оплаты таких расходов образовавшаяся задолженность за спорный период подлежала взысканию с ответчика.
При этом апелляционный суд отмечает, что в силу характера правоотношений по содержанию общего имущества управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений.
Доказательств того, что в спорный период УФСИН России по Сахалинской области не получало от истца услуги по содержанию и ремонту общего имущества, и того, что истец не обеспечивал собственников помещений в МКД коммунальными услугами, равно как и доказательств того, что такие услуги оказывались ему другой управляющей организацией либо оказывались МУП "ЖЭУ N 10" некачественно в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
По расчету истца задолженность ответчика за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.06.2020 по 31.01.2021 составила 112 068,48 рублей.
Судом первой инстанции данный расчет проверен, признан обоснованным и арифметически верным, в связи с чем соответствующие исковые требования правомерно удовлетворены в заявленном размере.
В части отсутствия доказательств направления ответчику платежных документов на оплату расходов по содержанию и обслуживанию общедомового имущества, суд апелляционной инстанции отмечает, что данное обстоятельство не свидетельствует о возможности освобождения ответчика от обязанности оплатить имеющийся долг.
Обязательства по оплате стоимости оказанных услуг возникают ни с даты направления платежных документов, а с момента принятия исполнения, и неполучение документов с информацией о размере начисленной платы не может быть признано обстоятельством, исключающим обязанность произвести оплату.
Основанием возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг в силу норм жилищного законодательства является факт владения помещением, и при отсутствии в формуле расчета данных, носящих переменный характер, неопределенности относительно размера платы не возникает.
Довод ответчика о несоблюдении претензионного порядка отклоняется апелляционным судом исходя из следующего.
По смыслу пункта 8 части 2 статьи 125, части 7 статьи 126, пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ претензионный порядок урегулирования спора в судебной практике рассматривается в качестве способа, позволяющего добровольно без дополнительных расходов на уплату госпошлины со значительным сокращением времени восстановить нарушенные права и законные интересы. Такой порядок урегулирования спора направлен на его оперативное разрешение и служит дополнительной гарантией защиты прав.
Основной целью установления правил о претензионном порядке является предоставление сторонам возможности разрешить спор мирным путем.
Под претензией следует понимать требование заинтересованного лица, направленное непосредственно контрагенту, об урегулировании спора между ними путем добровольного урегулирования спора. Требование (претензия) облекается в форму письменного документа, содержащего четко сформулированные требования, обстоятельства, на которых основываются требования и иные сведения, необходимые для урегулирования спора.
Из претензии истца следует, что она предъявлена в связи с наличием по состоянию на ноябрь 2020 года задолженности в размере 81 700,50 рублей за услуги и работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД.
Из материалов дела с очевидностью усматривается, что ответчик обладал всей необходимой информацией о том, что МУП "ЖЭУ N 10" назначена управляющей организацией для управления МКД, расположенного по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 295А, в котором находится нежилое помещение, закрепленное за ответчиком на праве оперативного управления и о предъявляемом требовании (в соответствии со скриншотом претензия получена ответчиком посредством электронной связи.
При этом намерение ответчика добровольно и оперативно урегулировать возникший спор во внесудебном порядке из материалов дела не усматривается.
С настоящим иском истец обратился в суд 10.03.2021 (согласно оттиску штемпеля входящей документации канцелярии арбитражного суда).
Ввиду отсутствия в претензии требования об уплате неустоек (пеней, штрафов), ссылка ответчика на периоды задолженности апелляционным судом не принимается.
С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы о наличии оснований для оставления искового без рассмотрения судом апелляционной инстанции отклоняются.
Доводы апелляционной жалобы о неполучении ответчиком уточненных требований истца отклоняются апелляционным судом, поскольку размер заявленной ко взысканию суммы задолженности при уточнении исковых требований был уменьшен, что соответствует интересам ответчика. Уточнение иска (по существу уменьшение размера заявленной ко взысканию суммы задолженности) судом принято в соответствии с требованиями статьи 49 АПК РФ и не нарушает прав ответчика. Уточнив исковые требования, истец не привел доказательств, которые не были известны ответчику.
Указание апеллянта на неправомерное отнесение судом на УФСИН России по Сахалинской области расходов по уплате государственной пошлины по иску, отклоняется, поскольку в силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44, статей 333.16, 333.17 НК РФ, пункта 21 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", статей 101, 110 АПК РФ после зачисления государственной пошлины в бюджет, указанные средства становятся судебными расходами, освобождение от распределения которых в зависимости от результата рассмотрения дела, не предусмотрено.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права не установлено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
Принимая во внимание, что УФСИН России по Сахалинской области освобождено от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении судебных расходов в связи с рассмотрением апелляционной жалобы апелляционным судом не обсуждается.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.05.2021 по делу N А59-1052/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Судья |
И.С. Чижиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-1052/2021
Истец: МУП "Жилищно-эксплуатационное управление N10" Городского округа "Город Южно-Сахалинск"
Ответчик: УФСИН России по Сахалинской области
Третье лицо: Арбитражный суд сахалинской области