г. Москва |
|
11 августа 2021 г. |
Дело N А40-3028/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мартыновой Е.Е.,
судей: Башлаковой-Николаевой Е.Ю., Верстовой М.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шайхетдиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЮГ-ГАЗ" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2021 делу N А40-3028/21,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Юг-Газ" (ОГРН: 1190280050685, ИНН: 0261042742) к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (ОГРН: 1027700132195, ИНН: 7707083893), третьи лица: Министерство экономического развития Российской Федерации (ОГРН: 1027700575385, ИНН: 7710349494), Федеральная налоговая служба (ОГРН: 1047707030513, ИНН: 7707329152), Государственное учреждение Пенсионный Фонд Российской Федерации (ОГРН: 1027700220624, ИНН: 7706016118), Государственная Корпорация Развития "ВЭБ.РФ" (ОГРН: 1077711000102, ИНН: 7750004150) о признании незаконным действий ответчика по установлению по кредитному договору N 8598LTVC60BRGQ0QQ0QZ3F периода погашения со ставкой 15% годовых с 1 декабря 2020 года, установить продолжение в отношении истца ставки 2% годовых по кредитному договору N 8598LTVC60BRGQ0QQ0QZ3F на период до 1 апреля 2021,
при участии в судебном заседании:
от истца - не явился, извещен;
от ответчика - Виноградова В.В. по доверенности от 15.04.2019 N МБ/6201-д;
от третьих лиц - не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
ООО "Юг-Газ" (далее - Истец) обратилось с исковым заявлением о признании недействительным действий ПАО Сбербанк (далее- ответчик) по установлению по кредитному договору N 8598LTVC60BRGQ0QQ0QZ3F от 29.09.2020 периода погашения по ставке 15 % годовых с 01.12.2020. Также истцом заявлено требование об обязании Банка восстановить положение истца, существовавшее до нарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.21 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением ООО "Юг-Газ" подало апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представил в суд 06.08.2021 письменный мотивированный отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ, который приобщен к материалам дела.
Остальные стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие. Неявка сторон в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам. Стороны вправе известить арбитражный суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.
В материалы дела представлена позиция Министерства экономического развития Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
16.05.2020 Постановлением Правительства РФ N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (далее - Правила предоставления субсидий).
Истец обратился в Банк с заявлением на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
На основании предоставленных ФНС сведений о возможности участия заемщика в программе кредитования Банк принимает решение о выдаче кредита (порядок использования Платформы размещен на официальном сайте ФНС).
Согласно размещенным на Платформе ФНС сведениям значение численности работников истца по данным ФНС на 01.06.2020 составляет 10 человек, максимальная сумма льготного кредитования, рассчитанная на основании указанной численности, составила 362 687 руб.
После обработки заявки истца на платформе ФНС и отражения данных по численности работников истца и установленного кредитного лимита, в соответствии с правилами предоставления субсидий между банком и истцом был заключен кредитный договор N 8598LTVC60BRGQ0QQ0QZ3F от 29.09.2020, в форме заявления истца о присоединении к общим условиям кредитования на предоставление кредита в размере 362 687 руб.
В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников истца в сентябре и октябре (4 человека) 2020 года упала ниже 80% от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита (10 человек), кредитный договор в силу п.11 Правил предоставления субсидий и п.7 кредитного договора был переведен с 01.12.2020 на период погашения.
Судом верно установлено, что кредитные отношения регулируются кредитным договором и Правилами предоставления субсидий, которыми предусмотрено, что Банк не производит самостоятельный расчет численности работников заемщика, численность определяется автоматически на основании сведений ФНС. При этом на Платформе ФНС размещена информация о нарушении заемщиком требований о сохранении численности.
Пунктом 3.9 Общих условия кредитования установлено, что кредитование заемщика осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий и они имеют приоритетное значение при регулировании отношений сторон.
Пунктом 11 Правил предоставления субсидий установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев по состоянию на 25 ноября 2020 г. составила менее 80 процентов численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (соглашения) в соответствии с п. 24 Правил предоставления субсидий (на 01.06.2020).
В силу абз.7 пункта 24 Правил предоставления субсидий проверка выполнения условий о численности работников заемщика проверяется Банком на основании сведений на соответствующую отчетную дату, размещенных в информационном сервисе ФНС.
Абз.3 п.24 Правил предоставления субсидий предусматривает, что численность работников заемщика определяются получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 1 июня 2020 года, размещенных в информационном сервисе ФНС. Использование такого порядка определения кредитными организациями численности работников заемщика подтверждается Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
Пунктом 21 Заявления о присоединении закреплено, что в рамках исполнения обязательств по Договору кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов Федеральной налоговой службой (ФНС России) непосредственно кредитору, в том числе, но не исключительно, для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий.
Исходя из изложенных положений, Банк не проводит самостоятельный расчет количества сотрудников для проверки соблюдения заемщиком условий программы, определяющее значение для такой проверки имеют данные, размещенные в информационном сервисе ФНС. Иного порядка определения численности работников заемщика Кредитным договором и Правилами предоставления субсидий не предусмотрено.
В связи с тем, что согласно сведениям Платформы ФНС численность работников Истца в сентябре (4 человека) 2020 года (40%) и октябре 2020 (4 человека) (40%) упала ниже 80% от численности работников заемщика, определенной при выдаче кредита (10 человек), кредитный договор в силу п.11 правил предоставления субсидий и п.7 Кредитного договора был переведен с 01.12.2020 на период погашения.
Указание о снижении численности работников Истца более 20% доведено до Банка путем размещения сведений на Платформе ФНС и является обязательным для Банка при определении возможности перевода заемщика на период наблюдения по договору.
В связи с чем, судом первой инстанции верно установлено, что действия Банка полностью соответствовали требованиям Правил предоставления субсидий и положениям кредитного договора.
Истец указывает, что для проверки соблюдения заемщиком условий о численности работников заемщиком по состоянию на 01.06.2020 Банком должны были учитываться сведения о количестве работников в размере 4 человек. Однако данный вывод истца противоречит Правилам предоставления субсидий и условиям кредитного договора, так как указанные истцом сведения о численности работников заемщика не были и не могли быть отражены на Платформе ФНС по состоянию на 01.06.2020. Как указывалось ранее в силу прямого указания Правил предоставления субсидий определяющее значение для проверки соблюдения заемщиком условий о сохранении численности работников имеют сведения, размещенные на Платформе ФНС.
В соответствии с Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 696" первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Данные о численности работников заемщика поступают в ФНС на основании поданных заемщиком форм СЗВ-М в ПФР. Сведения по форме СЗВ-М подаются в ПФР ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 2.2 ст. 11 Закона о персонифицированном пенсионном учете).
В связи с изложенным, для целей оценки соблюдения заемщиком требований о сохранении занятости, предусмотренных п.п.11,12 Правил предоставления субсидий, а также п.7 Кредитного договора, получателю субсидии необходимо использовать данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию. Заявка Истца на получение кредита заведена на Платформу ФНС 22.09.2020, в связи с чем на момент расчета суммы кредита на платформе ФНС имелись сведения о численности работников заемщика на 01.06.2020 в количестве 10 человек, то есть по итогам отчетного месяца май 2020 года.
Доводы апелляционной жалобы истца, о том, что численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 должна определяться на основании поданного отчета по итогам июня 2020 года являются необоснованными и противоречат изложенным положениям п.п.11,24 Правил предоставления субсидий.
Отчет по форме СЗВ-М по итогам июня 2020 года подается до 15 июля 2020 года и содержит информацию о численности работников за период с 01.06.2020 по 30.06.2020, в связи с чем Правилами предоставления субсидий предусмотрено для определения численности работников использование отчета по форме СЗВ-М по итогам мая 2020 года (за отчетный период с 01.05.2020 по 31.05.2020). В соответствии с изложенным порядком Банк получил сведения из Платформы ФНС о численности работников заемщика для определения соблюдения истцом требований о сохранении численности работников и перевел договор на период погашения.
Закрепленный Правилами предоставления субсидий порядок определения численности работников заемщика установлен используется как для мониторинга соблюдения заемщиком численности в базовом периоде/периоде наблюдения, так и для определения максимальной суммы кредитного договора, при этом Истцом получена сумма кредита в расчете на сохранении численности в количестве 10 человек, которую он обязан был соблюдать в целях получения субсидии на списание задолженности
В соответствии с положениями Правил предоставления субсидий (п.п. 11, 12, 24) установленный порядок определения численности работников заемщика используется как для мониторинга соблюдения заемщиком численности в базовом периоде/периоде наблюдения, так и для определения максимальной суммы кредитного договора.
В соответствии с абз.1 п.24 Правил предоставления субсидий максимальная сумма кредитного договора определяется как произведение расчетного размера оплаты труда, численности работников заемщика и количества полных месяцев. Истцом по Кредитному договору была получена максимальная сумма кредита, предусмотренная программой льготного кредитования на сохранение численности сотрудников в количестве 10 человек
В соответствии с условиями Кредитного договора лимит кредитной линии для заемщика составил 362 680 руб., рассчитываемый по формуле: 12 130 х 1,3 х 1,15 х 10 х 2, где "12 130" - расчетный размер оплаты труда, "1,3" - коэффициент страховых выплат, "1,15" - районный коэффициент, "10" - численность работников Истца по данным ФНС по состоянию на 01.06.2020, "2" - количество полных месяцев базового периода договора (октябрь, ноябрь). Следовательно, заемщику на момент получения кредита было известно о том, что численность его сотрудников при предоставлении кредита в соответствии с п.24 Правил предоставления субсидий составляет 10 человек и именно на сохранение сотрудников в данном количестве были предоставлены денежные средства в рамках программы льготного кредитования.
Стороны договора в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 696 заключили сделку в размере максимально доступного заемщику кредита на основании размещенных в информационном сервисе ФНС России данных о численности работников заемщика.
По существу, требования истца направлены на одностороннее изменение условий договора, что недопустимо в силу ст.ст. 310, 450 ГК РФ.
Правила предоставления субсидий в редакции Постановления Правительства РФ N 1976 от 30.11.2020 не ухудшают правовое положение Истца, покольку редакция Правил предоставления субсидий, действовавшая на момент заключения кредитного договора, предусматривала аналогичный порядок определения численности работников заемщика.
Так, п.11 Правил предоставления субсидии (редакция, действовавшая на момент заключения Кредитного договора) установлено, что кредитный договор должен быть переведен получателем субсидии на период погашения по кредитному договору по окончании базового периода кредитного договора в случае, если численность работников заемщика в течение базового периода кредитного договора на конец одного или нескольких отчетных месяцев составила менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.
При этом в силу п.24 Правил предоставления субсидий (редакция, действовавшая на момент заключения Кредитного договора) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июня 2020 г.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил. Таким образом, действовавшая на момент заключения Кредитного договора редакция Правил предоставления субсидий предусматривала идентичный порядок определения Банком численности работников заемщика на основании сведений Платформы ФНС, данный порядок был лишь уточнен в новой редакции Правил предоставления субсидий и такое изменение не ухудшает правовое положение истца.
Довод о том, что порядок определения численности работников не изменился после вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1976 от 30.11.2020 подтверждается также следующими обстоятельствами:
- численность работников заемщика по состоянию на 01.06.2020 в количестве 10 человек была определена в момент обращения с заявкой на льготное кредитование, что отражено на Платформе ФНС и подтверждается суммой кредитного лимита, рассчитанного исходя из численности работников в количестве 10 человек;
- изложенный порядок определения численности зафиксирован в Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.07.2020 N Д13и-22474.
Кроме того, при заключении кредитного договора стороны договорились, что для проверки соответствия заемщика условиям и требованиям Правил предоставления субсидий. кредитор использует информацию, предоставленную с помощью электронных сервисов ФНС (п.21 Кредитного договора), при этом условия Правил предоставления субсидий имеют приоритетное значение при регулировании правоотношений сторон, в т.ч. в случае их изменения (п.п.3.8, 3.9 Общих условий кредитования).
Апелляционная коллегия не находит оснований для пересмотра указанных выводов суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основании доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и конкретных обстоятельствах, доводы лиц, участвующих в деле правильно оценены, выводы сделаны при правильном применении норм действующего законодательства.
В порядке ч. 1 ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266 - 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.05.2021 делу N А40-3028/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Мартынова |
Судьи |
Е.Ю. Башлакова-Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-3028/2021
Истец: ООО "ЮГ-ГАЗ"
Ответчик: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ