г. Санкт-Петербург |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А56-15873/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Новоселовой В.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Кисилева А.А., по доверенности от 19.04.2021;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18550/2021) общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт ленпроектстальконструкция" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2021 по делу N А56-15873/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Проектный институт ленпроектстальконструкция"
к Государственной административно - технической инспекции
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Проектный институт Ленпроектстальконструкция" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - ГАТИ, Инспекция) N 86 от 20.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N93108 от 08.12.2020.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда от 26.04.2021 ООО "Проектный институт ленпроектстальконструкция" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
ГАТИ извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 23.11.2020 специалистом ГАТИ с применением фотофиксации проведен осмотр фасада здания по адресу: Санкт-Петербург, ул. Промышленная, д. 42, литера А, ходе которого установлено, что на фасадах здания и элементах фасада(межоконный простенки, боковые стены м козырьки входных крылец) частично утрачен или поврежден окрасочный, штукатурный слой, местами отсутствует остекление оконных проемов, в том числе выполнены вставки из различных материалов и присутствуют осколки стекла, фасады здания не очищены от загрязнений (графических рисунков, грязевых разводов, бумажно-клеевого материалов. Составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 23.11.2020.
08.12.2020 специалистом ГАТИ проведен повторный осмотр фасада здания по вышеуказанному адресу, в ходе которого установлены те же обстоятельства.
По результатам осмотра составлен протокол осмотра территории и находящихся там вещей и документов от 08.12.2020.
По факту выявленного 23.11.2020 административного правонарушения, выразившегося в неосуществлении обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размешенных на них элементов благоустройства; выразившегося в неосуществлении обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размешенных на них элементов благоустройства, что является нарушением пунктов 8.1, 8.2, 8.4.2, 8.4.4 и 8.4.5 Приложения N 5 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга", уполномоченным должностным лицом ГАТИ в отношении Общества в отсутствие его представителя составлен протокол от 08.12.2020 N 93107 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70), а также протокол от 08.12.2020 N 93108 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70.
Определениями ГАТИ от 20.01.2021 дела об административных правонарушениях N 93107 и N 93108 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу N 93108.
Постановлением ГАТИ N 86 от 20.01.2021 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N93108 от 08.12.2020, Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 20 Закона N273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителя Общества, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Пунктом 2 статьи 20 Закона N 273-70 установлена ответственность за неосуществление обязанностей по очистке и промывке фасадов зданий и сооружений, а также по смывке, окраске в цвет, соответствующий утвержденному колерному бланку фасада, несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом.
Пунктом 3 статьи 20 Закона N 273-70 установлена ответственность за неосуществление обязанностей по текущему и капитальному ремонту фасадов зданий и сооружений или размещенных на них элементов благоустройства, в том числе окраска фасада здания, строения, сооружения и их элементов без колерного бланка или с нарушением колерного бланка, утвержденного в составе правил благоустройства территории Санкт-Петербурга, за исключением административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена Кодексом,
Требования в данной сфере, определяющие порядок содержания и ремонта фасадов в Санкт-Петербурге, предусмотрены Правилами благоустройства территории Санкт-Петербурга, утвержденными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 (далее - Правила N 961).
В соответствии с пунктами 1.1, 2.1, 8.1, 8.2, 8.4.1, 8.4.2, 8.4.3, 8.4.4, 8.6 Приложения N 5 к Правилам 961 уполномоченные на содержание лица осуществляют содержание объектов благоустройства, элементов благоустройства и ремонт элементов благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности, ином вещном или обязательственном праве в объеме, предусмотренном действующим законодательством и Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств; текущий ремонт и капитальный ремонт фасадов осуществляются в том числе на основании колерного бланка фасадов, выдаваемого КГА. Форма колерного бланка утверждается КГА; в рамках мероприятий по содержанию фасадов владельцем здания осуществляется очистка и промывка фасадов, смывка, окраска несанкционированных надписей и рисунков по мере их появления на фасадах.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРН помещения общей площадью 4532,2 кв.м. в здании по адресу: Санкт - Петербург, ул. Промышленная д. 42 литера А принадлежат Обществу на праве собственности с 1999 года.
Факт неисполнения Обществом обязанностей по содержанию фасада здания по спорным адресам с учетом вышеназванных положений Закона N 273-70 и Правил N 961 установлен судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами (протоколы осмотра территории от 23.11.2020, от 08.12.2020, с приложением фотоматериалов и схем осмотра).
Доказательства невозможности соблюдения требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Общества во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененных ему административных правонарушений.
Доводы Общества о нарушении Инспекцией Закона N 294-ФЗ не могут быть приняты во внимание, поскольку проверка в отношении Общества на основании Закона N 294-ФЗ не проводилась, административное правонарушение выявлено и производство возбуждено на основании статьи 28.1 КоАП РФ в связи с непосредственным его обнаружением в ходе осмотра территорий.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ. Одним из таких мер является осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (далее -протокол осмотра), который применяется в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения (должен быть соблюден порядок извещения законного представителя юридического лица в соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
08.12.2020 специалистом ГАТИ в ходе повторного осмотра фасада здания составлен протокол осмотра и протоколы об административных правонарушениях, о составлении которых Заявитель был надлежащим образом извещен путем вручения телеграммы от 03.12.2020 по адресу местонахождения.
Вместе с тем проведение осмотра от 23.11.2020 в отсутствие представителя заявителя не нарушило его права. Непосредственно обнаружение должностным лицом Инспекции достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения и их фиксация, путем составления протокола осмотра от 23.11.2020, в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, явилось поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении.
Как подтверждается материалами дела, представитель заявителя вызывался надлежащим образом телеграммой от 03.12.2020. Данные телеграммы содержат всю необходимую информацию о времени и месте составления протокола осмотра и протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных п. п. 2, 3 ст. 20 Закона Санкт-Петербурга.
Копии протоколов вручены законному представителю организации.
Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ).
Материалы фотосъемки являются неотъемлемой частью протоколов осмотра от 23.11.2020 и от 08.12.2020.
Материалы фотосъемки от 08.12.2020, являются приложениями к протоколу осмотра от 08.12.2020 соответственно, подтверждают данные, зафиксированные в протоколе осмотра территории от 23.11.2020.
Протокол об административном правонарушении полностью соответствует положениям ст. 28.2 КоАП РФ, а оспариваемое постановление положениям ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, права законного представителя заявителя при проведении осмотров территорий от 23.11.2020, от 08.12.2020 и составлении протоколов об административных правонарушениях ГАТИ соблюдены полностью.
Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) (ред. от 04.07.2012) в соответствии с п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административньк нравонарушениях" длящимся является правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Привлечение к ответственности прекращает правонарушение. Если лицо, привлеченное к административной ответственности, не выполняет обязанности, возложенные на него законом или иным нормативным правовым актом, или делает это ненадлежащим образом, то возможно повторное привлечение его к ответственности. При этом следует учитывать характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок, необходимый для ее исполнения. Моментом начала течения указанного срока является вступление в законную силу ранее вынесенного постановления по тому же составу административного правонарушения.
В данном случае ранее вынесенное постановление ГАТИ N 1301 от 15.05.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 94342 от 23.03.2020, на которое ссылается заявитель, вступило в законную силу 30.06.2020, то есть до момента выявления настоящих правонарушений (23.11.2020).
Общество после вынесения постановления ГАТИ N 1301 от 15.05.2020 обязанности по текущему и капитальному ремонту фасадов здания не осуществило, в связи, с чем было повторно привлечено к административной ответственности.
Доводы Общества о том, что постановление о привлечении к административной ответственности было вынесено во время ограничительных мер в связи с распространением коронавирусной инфекции, подлежит отклонению, поскольку пункт 1 а Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" распространяется на виды госконтроля (надзора) и муниципального контроля по Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ).
Доводы Общества о невозможности выполнения всего объема работ по содержанию элементов благоустройства в силу ограничений, установленных Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", отклоняются судом. В данном случае у заявителя имелась возможность не допустить совершения административного правонарушения до принятия вышеуказанного Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121. Общество должно было не только знать о нормативном регулировании указанных правоотношений, но и предпринять все зависящие от него действия для обеспечения выполнения предусмотренных Правилами N 961 требований по надлежащему содержанию фасадов зданий, находящихся на принадлежащем ему земельном участке, и своевременно выполнить необходимые работы по устранению загрязнения и повреждений элемента благоустройства, а также имело возможность выполнить работы в летний, осенний период 2020 года.
Обстоятельств, свидетельствующих о возможности квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного на основании статьи 2.9 КоАП РФ с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", судом первой инстанции не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ наказание назначено ниже низшего предела санкции пункта 3 статьи 20 Закона N 273-70.
В рассматриваемом случае назначенное административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности. Назначение штрафа менее половины низшего предела размера санкции конкретной нормы вышеприведенными нормами Кодекса не предусмотрено.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.04.2021 по делу N А56-15873/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-15873/2021
Истец: ООО "Проектный институт ленпроектстальконструкция"
Ответчик: ГАТИ