г.Москва |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А40-14261/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.А.Третяком, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Центральной электронной таможни
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-14261/21 (2-67)
по заявлению ООО "КЕРХЕР"
к Центральной электронной таможне
о признании незаконными решений, требований
при участии:
от заявителя: |
Ефимова Е.И. по дов. от 11.01.2021; |
от ответчика: |
Луценко Д.В. по дов. от 01.04.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "КЕРХЕР" (далее также - заявитель, Общество, декларант) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решений Центральной электронной таможни (далее также - ответчик, таможенный орган, таможня) о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС N РКТ-10131000-20/000111 от 05.11.2020, N РКТ-10131000-20/000151 от 03.12.2020, N РКТ-10131000-20/000156 от 08.12.2020, требования от 05.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 10131010/031120/0157094, до выпуска товара, решения от 03.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 10131010/301120/0214499, требования от 08.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 10131010/011220/0220009, до выпуска товара и обязать таможенный орган в тридцатидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав, законных интересов ООО "КЕРХЕР".
Решением суда от 18.05.2021, принятым по настоящему делу, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме ввиду того, что оспариваемые решения Центральной электронной таможни о классификации не соответствуют требованиям действующего таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, доводы которой поддержал в полном объеме, просил решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь в обоснование на законность оспариваемых решений таможни по классификации товаров. Полагает, что спорный товар правомерно классифицирован таможенным органом по коду 8516 79 700 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Представитель заявителя в судебном заседании, а также в отзыве на жалобу, представленном в порядке ст.262 АПК РФ, возражал против доводов и требований ответчика, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на незаконность оспариваемых решений и требований таможенного органа
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого судом решения, заслушав представителей сторон, поддержавших свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Из материалов дела усматривается, что в рамках исполнения заключенного между Альфред Керхер СЕ & Ко.КГ (Германия) и ООО "КЕРХЕР" договора поставки N 2007/1 от 23.02.2007 о поставке, в том числе пароочистителей модели SC (аппараты для очистки поверхностей паром) Центральной энергетической таможней оформлены: по ГДТ N 10131010/031120/0157094, в том числе товар N 8; по ГДТ N 10131010/301120/0214499, в том числе товар N 6, по ГДТ N 10131010/011220/0220009, в том числе товар N 5.
Код товара был заявлен по ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0: механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - машины пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - - машины прочие: прочие), ставка таможенной пошлины 0%.
В ходе таможенного контроля Центральной энергетической таможней приняты решения о классификации товаров N РКТ-10131000-20/000111 от 05.11.2020, N РКТ-10131000-20/000151 от 03.12.2020, N РКТ-10131000-20/000156 от 08.12.2020, вынесено требование от 05.11.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 10131010/031120/0157094, до выпуска товара, решение от 03.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары 10131010/301120/0214499, требование от 08.12.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ 10131010/011220/0220009, согласно которым первоначально заявленный Обществом код товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0 (со ставкой ввозной таможенной пошлины 0%) был изменен на код 8516 79 700 0 (со ставкой ввозной таможенной пошлины 10%).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "КЕРХЕР" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае имеется совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных Обществом требований.
При этом удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что ввезенный Обществом товар должен быть классифицирован в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0.
На основании п.1 ст.19 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (далее также - ТК ЕАЭС) Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
В соответствии с пп.3, 4 ст.19 ТК ЕАЭС товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Евразийской экономической комиссией.
Согласно п.1 ст.20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. При таможенном декларировании классификация товаров не осуществляется в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС в таможенной декларации не подлежат указанию сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.
Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (приложение к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54) содержит в себе ОПИ TH ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
На основании п.1 ОПИ ТН ВЭД названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования TH ВЭД; для юридических целей классификация товаров в TH ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями и правилами 2, 3, 4, 5 ОПИ.
Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (п.6 ОПИ TH ВЭД).
Коллегией Евразийской экономической комиссии рекомендовано применять Пояснения к Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (Приложение N 1 к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 21).
Как было указано выше, спорный товар классифицирован Обществом в товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 8424 30 900 0 "Механические устройства (с ручным управлением или без него) для метания, разбрызгивания или распыления жидкостей или порошков; огнетушители заряженные или незаряженные; пульверизаторы и аналогичные устройства; пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - машины пароструйные или пескоструйные и аналогичные метательные устройства: - - машины прочие: прочие, однако таможенный орган классифицировал спорные товары по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8516 79 700 0 "Электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные), электронагреватели погружные; электрооборудование обогрева пространства и обогрева грунта, электротермические аппараты для ухода за волосами (например, сушилки для волос, бигуди, щипцы для горячей завивки) и сушилки для рук; электроутюги; прочие бытовые электронагревательные приборы; электрические нагревательные сопротивления, кроме указанных в товарной позиции 8545: - прочие".
Согласно пункту 3 раздела XVI Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" машины, предназначенные для выполнения двух или более взаимодополняющих или не связанных между собой функций, должны классифицироваться как состоящие только из того компонента или являющиеся той машиной, которая выполняет основную функцию.
В соответствии с Правилом 3 (а) ОПИ ТН ВЭД товарной позиции, обеспечивающей наиболее конкретное описание товаров, отдается предпочтение перед товарной позицией, дающей более общее описание; товар более конкретно характеризуется его наименованиями, чем наименованием группы товаров; если товары соответствуют описанию, которое более четко идентифицирует их, то это описание является более конкретным, чем то, при котором идентификация менее полная.
Признаки товаров определяются на основании признаков, указанных в наименованиях классификационных группировок, с учетом признаков, указанных в непосредственно вышестоящих классификационных группировках и примечаниях к ТН ВЭД (абз.3 п.2.1 Положения о порядке применения Единой ТН ВЭД при классификации товара, утв. Решением Комиссии Таможенного союза N 552 от 28.01.2011).
Общий классификационный признак товаров подгруппы 8516 (электрические водонагреватели) заключается в том, что все они являются электронагревательными приборами, т.е. функция нагрева для них первостепенна.
Классификационным признаком пароочистителей KARCHER (в том числе паровых швабр) является не способность устройства преобразовывать воду в пар в результате нагрева (что происходит во многих электронагревательных приборах, к примеру, в чайниках, утюгах, водонагревателях, котлах и т.п.), а его способность создавать устойчивую продолжительную струю пара под давлением, предназначенную для очистки, дезинфекции.
Многофункциональное назначение и конструктивные отличия, обеспечивающие способность машины формировать сильную струю пара, не прекращающуюся в течение весьма продолжительного периода времени, отличают пароструйные машины от других устройств, также вырабатывающих водяной пар. Функция нагрева воды для Товара является побочной, а не основной.
Более полное и конкретное описание Товара, четко идентифицирующее его и определяющее его основную характеристику и функцию (очистка паром струей высокого давления), содержится в подгруппе 8424.
Согласно Пояснениям к единой ТН ВЭД (Том IV. Разделы XIV-XVI. Группы 71-84) в товарные позиции 8402-8424 включаются другие машины и устройства, классифицируемые главным образом по их функциям независимо от отрасли промышленности, в которой они применяются. Группа 84 ТН ВЭД охватывает оборудование и механические устройства, даже если они электрифицированы.
Согласно пояснениям к товарной позиции 8424 в данную товарную позицию также включаются пароструйные устройства, которые используются, например, для обезжиривания обработанных металлических поверхностей и т.д.
Таким образом, в пояснениях к товарной позиции 8424 не только прямо сказано о классификации пароструйных устройств в товарной позиции 8424, но и в качестве примера приведен именно тот пароочистительный функционал, которым обладает пароочиститель KARCHER.
На основании указанного идентифицирующего признака пароочиститель KARCHER не идентифицирован в подгруппе 8516, а должен идентифицироваться как машина пароструйная в подгруппе 8424.
Таким образом, пароочистители более полно и конкретно описаны в товарной позиции 8424 (машины пароструйные), где дается конкретное наименование и конкретное описание товара, четко идентифицирующее его и определяющее основную характеристику и функцию товара (очистка паром струей высокого давления). В товарной позиции 8516 (электрические водонагреватели проточные или накопительные (емкостные), электронагреватели погружные) дано лишь общее описание товара, не позволяющее определить его основное свойство и функцию товара. Отличительное свойство товаров данной позиции- (нагреватели)- нагрев - является лишь дополнительной функцией для получения пара и не определяет основное свойство и функционал пароочистителей KARCHER.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что применяемый Обществом код 8424 30 900 0 соответствует коду номенклатуры Европейского союза, указанной в экспортной ДТ.
Согласно Справке о таможенном тарифе (VZTA) ЕС от 17.12.2014 N DE 20972/14-1, выданной производителю товара и поставщику заявителя, пароочистители модели SC подлежат включению в товарную номенклатуру с кодом 8424 30 ** (машины пароструйные). Указанная справка выдана на всю линейку пароочистителей SC без каких-либо исключений в отношении отдельных моделей, действовала в момент таможенного оформления товаров. Данный код указывается производителем (поставщиком) в экспортных декларациях и инвойсах.
Россия присоединилась к Конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров, на основе которой построена ТН ВЭД. Присоединение России к указанной конвенции означает, что в России и других странах, присоединившихся к Конвенции, должны применяться одинаковые правила классификации товаров и, соответственно, товары должны относиться к одним и тем же субпозициям (п.1 ст.3 Конвенции).
Из позиции, изложенной в п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", следует, что судам необходимо учитывать международную классификацию товаров, практику и разъяснения.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 20.09.2017 по делу N 305-КГ17-3138 указал, что участники внешнеэкономической деятельности имеют правомерные ожидания в отношении того, что осуществляемая в соответствии с Гармонизированной системой классификация товаров, имеющая значение, в том числе, для определения размера таможенных платежей, будет носить объективный, предсказуемый и прозрачный характер, унифицированный в большинстве государств мира, и не будет зависеть от усмотрения таможенных органов, что являлось бы недопустимым в публичных правоотношениях.
Также имеется ряд решений уполномоченных органов Европейского союза (Европейская комиссия, Генеральный директорат по налогообложению и таможенному союзу), подтверждающих классификацию товаров, схожих с пароочистителем (паровой шваброй) KARCHER модели SC, в товарной позиции 8424: DE21351/15-1, DE607/16-1, DE12922/16-1, DE20972/14-1.
Все товары, указанные в решениях ЕС, классифицируются в позиции 8424.
Исходя из п.20 постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 и принципов Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу, что пароочистители KARCHER модели SC должны классифицироваться в товарной позиции 8424, классификация в товарной позиции 8516 является неверной.
Кроме того, как следует из экспертного заключения Экспертно-методического центра по сертификации Союза "Московская Торгово-промышленная палата" N 12701 от 22.12.2020, спорные товары идентифицируются как машины пароструйные и должны классифицироваться в подгруппе 8424, указываемой Обществом при декларировании, а не в подгруппе 8516, указанной таможенным органом в решениях.
Согласно разъяснениям, изложенным в п.20 постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
В нарушение ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 АПК РФ ответчик не доказал обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых решений по классификации товаров и требований.
При таких данных суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые решения и требования Центральной электронной таможни не соответствуют требованиям действующего таможенного законодательства и нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные таможенным органом в обоснование оспариваемых решений по классификации, а также позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследованы судом и им дана правильная оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы таможенного органа также не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.05.2021 по делу N А40-14261/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Т.Б.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.