г. Ессентуки |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А15-1969/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2021.
Полный текст постановления изготовлен 10.08.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства строительства Республики Дагестан в лице Управления государственного строительного надзора, заинтересованного лица - федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 4" (ОГРН 1022302390461), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "ГВСУ N 4" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.06.2021 по делу N А15-1969/2021,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.06.2021, принятым по заявлению Управления государственного строительного надзора Министерства строительства Республики Дагестан (далее - управление, заявитель) ФГУП "ГВСУ N 4" (далее - предприятияе) привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП, Кодекс) в виде штрафа в размере 60 000 рублей. Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение управлением процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, общество ссылается на то, что для выполнения строительно-монтажных работ на объекте предприятие заключило договор подряда от 26.03.2020 с ООО СК "А-Строй", которому, по мнению заинтересованного лица, и должно было быть выдано предписание. Кроме того, предприятие сообщает, что все нарушения, указанные в предписании устранены.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной Управлением госстройнадзора в отношении ФГУП "ГВСУ N 4" по объекту капитального строительства "Дошкольная образовательная организация на 120 ученических мест в пос. Шамхал, г. Махачкалы Республики Дагестан", на основании акта проверки от 19.02.2021 N 000077 предприятию выдано предписание от 19.02.2021 N 000062, которым предписано в срок 16.03.2021 устранить следующие нарушения, допущенные при строительстве данного объекта:
1) отсутствует исполнительская документация (ч. 6 ст. 52 ГрК РФ);
2) отсутствуют результаты лабораторных испытаний на прочность бетона и сцепления раствора в кладке из керамического кирпича;
3) кладка перегородок в дополнение к горизонтальному армированию не усилена вертикальными двухсторонними арматурными сетками (п. 6.5.5 СП 14.13330.2011);
4) местами отсутствует заполнение вертикальных швов каменной кладки наружных стен (СП 14.13330.2011);
5) отсутствуют акты освидетельствования скрытых работ (ч. 4 ст. 53 ГрК РФ);
6) не осуществляется строительный контроль за выполнением строительных работ, журналы работ не заполнены (ч. 2 ст. 53 ГрК РФ).
На основании распоряжения Минстроя РД от 14.04.2021 N 02.1-241-УГСН в отношении ФГУП "ГВСУ N 4" 20.04.2021 проведена проверка исполнения предписания от 19.02.2021 и устранения указанных в нем нарушений обязательных требований в области строительства. Уведомление от 14.04.2021 N 02.1-290-2021 о предстоящей проверке вручено нарочным представителю предприятия Абдулаеву Х.А. под расписку 15.04.2021.
По результатам проверки составлен акт проверки от 20.04.2021, из которого видно, что предприятие в установленный срок не выполнило предписание Управления госстройнадзора N 000062 от 19.02.2021. Данный факт послужил основанием для составления консультантом отдела Моллаевым И.Б. протокола об административном правонарушении в области строительства от 22.04.2021 N 000064 и обращения министерства в арбитражный суд с заявлением о привлечении ФГУП "ГВСУ N 4" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, статьей 202 АПК РФ, материалы дела об административном правонарушении были направлены в Арбитражный суд Республики Дагестан для рассмотрения по существу.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 6 статьи 19.5 Кодекса предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса, составляет невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В силу пункта 4 Положения предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений.
Из пункта 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Согласно пункту 3 Положения о проведении строительного контроля пи осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение о строительном контроле), строительный контроль проводится, в том числе лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик).
Пунктом 5 Положения о строительном контроле предусмотрено, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
В соответствии с пунктом 4.6 Свода правил. Организация строительства (СП 48.13330.2011), утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 27 декабря 2010 г. N 781, при осуществлении строительства на основании договора базовыми организационными функциями подрядчика (генподрядчика) как лица, осуществляющего строительство, являются:
выполнение работ, конструкций, систем инженерно-технического обеспечения объекта строительства в соответствии с проектной и рабочей документацией;
разработка и применение организационно-технологической документации;
осуществление строительного контроля лица, осуществляющего строительство, в том числе контроля за соответствием применяемых строительных материалов и изделий требованиям технических регламентов, проектной и рабочей документации;
ведение исполнительной документации.
Как установлено пунктом 7.3 СП 48.13330.2011, лицо, осуществляющее строительство, в составе строительного контроля выполняет:
входной контроль применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования;
операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций строительно-монтажных работ;
освидетельствование выполненных работ, результаты которых становятся недоступными для контроля после начала выполнения последующих работ;
освидетельствование ответственных строительных конструкций и участков систем инженерно-технического обеспечения;
испытания и опробования технических устройств.
В соответствии с пунктом 6.13 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно вести исполнительную документацию:
акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства;
акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности;
акты освидетельствования скрытых работ;
акты освидетельствования ответственных конструкций;
акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения;
комплект рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам или о внесенных в них по согласованию с проектировщиком изменениях, сделанных лицами, ответственными за производство строительно-монтажных работ;
исполнительные геодезические схемы и чертежи;
исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;
акты испытания и опробования технических устройств;
результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);
иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.
Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 утверждены и введены в действие Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения (РД-11-02-2006).
Согласно подпункту "г" пункта 6 РД-11-02-2006 в состав исполнительской документации включаются результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля (подпункт "г"); документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий) (подпункт "д").
В соответствии с пунктом 6.5.5 Свода правил 14.13330.2014 "Строительство в сейсмических районах", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 февраля 2014 г. N 60/пр, кирпичную (каменную) кладку перегородок на площадках сейсмичностью 8 и 9 баллов, в дополнение к горизонтальному армированию, следует усиливать вертикальными двухсторонними арматурными сетками, установленными в слоях цементного раствора марки не ниже М100 толщиной 25-30 мм. Арматурные сетки должны иметь надежное соединение с кладкой.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2019 N 2247-р федеральное государственное унитарное предприятие "Главное военно-строительное управление N 4" определено единственным исполнителем осуществляемых для нужд Республики Дагестан закупок работ по строительству объектов капитального строительства для образовательных организаций в рамках реализации национального проекта "Демография" и государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", а также работ по архитектурно-строительному проектированию и строительства объекта "Расширение и реконструкция (II очередь) канализации в г. Махачкале".
Согласно государственному контракту N ГК-37 от 26.12.2019, заключенному между ГКУ Республики Дагестан "Дирекция единого государственного заказчика-застройщика" и ФГУП "Главное военно-строительное управление N 4", предприятие приняло на себя обязательства Генподрядчика на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Дошкольная образовательная организация на 120 в п. Шамхал-Термен г. Махачкалы Республики Дагестан".
Из материалов проверки, проведенной министерством 19.02.2021, следует, что при строительстве означенного объекта капитального строительства допущены нарушения вышеуказанных требований градостроительного законодательства (ст. 52, 53 ГрК РФ, СП 48.13330.2011 и СП 14.13330.2011), которые отражены в акте проверки от 19.02.2021 N 000077. ФГУП "ГВСУ N 4" как Генподрядчику при строительстве данного объекта выдано предписание от 19.02.2021 N 000062.
Акт проверки от 19.02.2021 N 000077, в котором указаны выявленные нарушения, и предписание от 19.02.2021 N 000062 об их устранении вручены нарочным под расписку руководителю проекта Абдулаеву Х.А., действовавшему по доверенности от 01.01.2021 N 42/21-157Д, которой ему предоставлены полномочия участвовать при проводимых в отношении предприятия проверках, в производстве по делам об административных правонарушениях в качестве защитника или представителя с правом подписывать акты проверок, предписания об устранении выявленных нарушений, протоколы об административных правонарушениях, постановления по делам об административных правонарушениях. Наличие на момент выдачи предписания N 000062 от 19.02.2021 указанных в нем нарушений предприятием (или его представителем) не опровергнуто. Доказательства, свидетельствующие об обратном, ни суду, ни административному органу не представлены. Возражения относительно выявленных нарушений в акте проверки от 19.02.2021 не указаны. Предписание от 19.02.2021 N 000062 в установленном порядке не обжаловано, и не признано незаконным (недействительным).
В установленный срок (до 16.03.2021) ФГУП "ГВСУ N 4" предписание от 19.02.2021 не исполнило, в орган, выдавший предписание, о его исполнении (или о принятии всех зависящих от предприятия мер по его исполнению) в установленный срок не сообщило. В письме от 16.03.2021 N 42-412-598 ФГУП "ГВСУ N 4" просило продлить срок устранения замечаний на один месяц из-за сложности изменения конструктивных решений. Проверка исполнения предписания от 19.02.2021 проведена 20.04.2021, т.е. по истечении месяца после установленного срока устранения нарушений. Однако документы, свидетельствующие об исполнении предписания заинтересованным лицом административному органу на момент проверки исполнения предписания, не представлены.
Выявленное нарушение административным органом квалифицировано правильно, как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, за которое ответственность предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса.
Таким образом, наличие в действиях предприятия объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 19.5 Кодекса, является доказанным.
Предприятие будучи лицом, которому контролирующим органом выдано обязательное для исполнения предписание, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 Кодекса.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 19.5 Кодекса.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса, не истек.
Суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса.
Судом апелляционной инстанции не установлено предусмотренных частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ оснований для замены назначенного наказания в виде штрафа в размере 60 000 рублей на предупреждение.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае, административное правонарушение, совершенное предприятием, посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере градостроительной деятельности. Характер выявленных нарушений (не устраненных в порядке исполнения предписания к установленному сроку), создающих угрозу жизни и здоровья людей, также исключает возможность замены назначенного судом административного наказания на предупреждение.
Размер назначенного администрации административного наказания определен административным органом в пределах санкции части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерен его тяжести.
Доводы подателя жалобы об устранении всех нарушений, указанных в предписании также подлежат отклонению, поскольку ничем не подтверждены и противоречат материалам проверки исполнения предписания.
Доводы заинтересованного лица о том, что строительно-монтажные работы на объекте осуществлялись другой организацией (по договору субподряда) и предприятие не является субъектом вмененного ему правонарушения, подлежат отклонению ввиду следующего.
Субъектами ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ могут быть как застройщик, так и лицо, осуществляющее строительство объекта.
По государственному контракту N ГК-37 от 26.12.2019 предприятие в качестве Генподрядчика приняло на себя обязательства выполнить строительно-монтажные работы в соответствии с условиями контракта и работы, необходимые для ввода в эксплуатацию объекта (возведение объекта "под ключ") (п. 2.1 госконтракта). Контрактом предусмотрено право Генподрядчика привлекать к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей, третьих лиц) (п. 8.1.2), при этом Генподрядчик самостоятельно осуществляет контроль за соответствием привлекаемых к выполнению контракта субподрядчиков обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (п. 8.2.7, 8.2.32.2, 8.2.34).
С учетом норм ст. 52 ГрК РФ, СП 48.13330.2011 и вышеприведенных положений государственного контракта N ГК-37 от 26.12.2019, ФГУП "ГВСУ N 4" обязано осуществлять контроль и обеспечить соответствие выполняемых на спорном объекте капитального строительства работ и применяемых материалов требованиям градостроительного законодательства, независимо от того, выполняются ли такие работы непосредственно Генподрядчиком или привлеченным им субподрядчиком.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.06.2021 по делу N А15-1969/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1969/2021
Истец: Министерство строительства и ЖКХ РД в лице Управления Государственного строительного надзора
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 4"