город Омск |
|
10 августа 2021 г. |
Дело N А46-9710/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7537/2021) общества с ограниченной ответственностью "Технология" на решение Арбитражного суда Омской области от 20.05.2021 по делу N А46-9710/2020 (судья Распутина В.Ю.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технология" (ИНН 5530005839, ОГРН 1125530000375) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ИНН 5503085391, ОГРН 1045504038524) о признании недействительным предписания N 82-20 от 25.03.2020,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Технология" - Барковой Натальи Вячеславовны по доверенности от 12.05.2020;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Тереховой Евгении Вячеславовны по доверенности от 11.01.2021 N 17.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Технология" (далее - заявитель, ООО "Технология", общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, административный орган) о признании недействительным предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 25.03.2020 N 82-20.
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.05.2021 по делу N А46-9710/2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что судом первой инстанции не учтено, что размещенные на земельном участке торговые объекты являются нестационарными (временными) объектами, которые являются мобильными, легко возводимыми и легко переносимыми, поэтому классификатор видов разрешенного использования земельных участков и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ гоод Омск не содержат такого вида разрешенного использования земельных участков как размещение нестационарных (временных) объектов торговли. В этой связи общество не имеет возможности осуществить выбор вида разрешенного использования, соответствующего фактическому использованию земельного участка.
По мнению подателя жалобы, ограничения, касающиеся размещения нестационарных (временных) объектов торговли установлены лишь относительно земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и не относятся к земельным участкам, находящимся в частной собственности.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором административный орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Управления возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области Созонтова В.М. от 05.03.2020 N 401 проведена внеплановая выездная проверка по вопросу соблюдения ООО "Технология" земельного законодательства при использовании земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545
В ходе проверки установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) учтён земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:1545 площадью 985 кв. м, относящийся к категории земель населённых пунктов с видом разрешённого использования "Для общественно-деловых целей под незавершённое строительством административное здание, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", местоположение которого установлено относительно расположенного в границах участка 4-этажного здания с присвоенным адресом: г. Омск, Центральный АО, ул. Стачечная угол Чкалова, д. 12/27.
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:1545 принадлежит на праве собственности OOО "Технология" - ИНН 5530005839, ОГРН 1125530000375, о чём в ЕГРН сделана запись о государственной регистрации права от 24.12.2013 N 55-55-01/285/2013-777.
Сведения о местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545 уточнены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации и учтены в ЕГРН.
В южной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545 расположено 5 временных торговых объектов, установленных в ряд.
В ходе проведения проверки произведён обмер временных торговых объектов, расположенных в южной части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545, аппаратурой геодезической спутниковой Hiper-SR (per. N 52741-13, заводской N 1226-10204, инв. N1101044096).
В результате анализа полученных измерений установлено, что временные торговые объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545 на его части площадью 97 кв. м.
Согласно дополнительному соглашению N 1 от 01.03.2020 к договору аренды части земельного участка от 01.08.2019 N С1-01-А, OOО "Технология" (ИНН 5530005839, ОГРН 1125530000375) обязуется передать, а ИП Гусак А.С. (ИНН 550767036072, ОРГНИП 315554300007570) принять во временное пользование на условии аренды часть земельного участка площадью 97 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка; ориентир 4-этажное здание; почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, Центральный АО, ул. Стачечная угол Чкалова, д. 12/27.
Согласно вышеуказанному соглашению, объект аренды передаётся в аренду для использования земельного участка под размещение нестационарных торговых объектов -торговой галереи павильонов, площадью 97 кв. м. Границы объекта аренды обозначены на Схеме границ земельного участка (Приложение N 1 к Дополнительному соглашению).
Передача объекта аренды произведена по акту приёма-передачи от 01.03,2020 (приложение N 2 к Дополнительному соглашению). Дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора аренды части земельного участка от 01.08.2019 N С1-01-А.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделенные на категории (в том числе земли населенных пунктов) используются в соответствии с установленным целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со статьёй 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
ООО "Технология" допущено нарушение требований, установленных частью 2 статьи 7, статьей 42 ЗК РФ, выразившееся в допущении размещения временных (нестационарных) торговых объектов на части земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545 с установленным видом разрешённого использования "Для общественно-деловых целей под незавершённое строительством административное здание, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии". Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 25.05.2020 N 82-20.
Обществу 25.03.2020 выдано предписание N 82-20 об устранении выявленного нарушения земельного законодательства Российской Федерации в срок до 26.06.2020, в соответствии с которым на заявителя возложена обязанность устранить допущенное нарушение путем приведения в соответствие вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545 виду разрешенного использования земельного участка, учтенному в ЕГРН.
Полагая, что указанное предписание является незаконным ввиду отсутствия нарушений требований земельного законодательства, ООО "Технология" обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
Принятое Арбитражным судом Омской области решение от 20.05.2021 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 7 ЗК РФ определены категории земель в Российской Федерации по их целевому назначению, которые подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков и землепользователями только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка.
Согласно абзацу 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно абзацу 2 статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Пунктом 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
При этом, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 ГрК РФ на основные, условно разрешенные и вспомогательные.
Пунктом 3 статьи 37 ГрК РФ определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Следовательно, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).
То есть, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов (Постановление Президиума ВАС РФ N 12919/11).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (статьи 1, 37 ГрК РФ).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 ГрК РФ.
В соответствии с подпунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона о 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, строения, сооружения.
Таким образом, вид разрешенного использования представляет собой установленное в публичном порядке допустимое функциональное использование земельного участка, а также существующих и возводимых на нем капитальных объектов.
Доводы заявителя о том, что классификатор видов разрешенного использования земельных участков и Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск не содержат такого вида разрешенного использования земельных участков как размещение нестационарных (временных) объектов торговли, в взяли с чем общество не имеет возможности осуществить выбор вида разрешенного использования, соответствующего фактическому использованию земельного участка, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Согласно правовым позициям, сформулированным Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановления от 15.12.2011 N 12651/11, от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, от 03.06.2014 N 818/14, фактическое использование земельного участка должно отвечать разрешенному использованию, предусмотренному градостроительным регламентом, и совпадать со сведениями, внесенными в кадастр.
Наличие возможности использования земельного участка в соответствии с другим видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом, не исключает обязанности правообладателя оформить такой выбор в установленном порядке.
Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Согласно сведений ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:1545 учтен с видом разрешенного использования "для общественно-деловых целей под незавершенное строительством административное здание, для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", что подтверждается материалами дела.
Доказательств неверного указания вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545 ООО "Технология" в материалы дела не представлено.
При этом нормы действующего земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).
Приведенные выше нормативные акты не устанавливают зависимость обязательности использования земельных участков в соответствии с целевым назначением и установленным (учтенным) видом разрешенного использования, от характера размещенных и эксплуатируемых в их границах объектов (временные либо капитальные).
Факт расположения земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545 в границах зоны объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201 сам по себе не свидетельствует о соблюдении Обществом норм земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельного участка по целевому назначению и в соответствии с установленным видом разрешенного использования, при размещении в его границах объектов торговли.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ, частью 1 статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, который обязателен для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Данной нормой установлен общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Из взаимосвязанного толкования статьи 37 ГрК РФ, статей 1,8, 14 Федерального закона о 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" следует, что выбор вида разрешенного использования земельного участка из числа всех допустимых для категории, к которой относится земельный участок, подлежит оформлению в установленном законом порядке.
Таким образом, нахождение земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:1545 в границах территориальной зоны, градостроительный регламент которой допускает возможность размещения объектов торговли, свидетельствует о том, что общество, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению означенных выше норм.
При этом обществом не представлено доказательств того, что вид разрешенного использования земельного участка изменен в установленном порядке на вид разрешенного использования, предусматривающий размещение на земельном участке объектов торговли, фактически находящихся на нем.
Доказательств объективной невозможности исполнения действующего законодательства материалы дела так же не содержат.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 20.05.2021 по делу N А46-9710/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Технология" (ИНН 5530005839, ОГРН 1125530000375) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 92 от 02.06.2021 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-9710/2020
Истец: ООО "ТЕХНОЛОГИЯ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области